Бог хаоса Шанхая
Светлана Дорошева – художница, которая живет в Израиле. Недавно она побывала в резиденции для художников в Шанхае и делилась заметками о городе у себя в фейсбуке: о вездесущих велотачках, тофу, буддийских храмах и о том, почему бог хаоса живет в старом городе Шанхая. Публикуем с разрешения Светланы.
Была в Шанхае. Другой мир.
Во-первых, тачки эти. Невозможно привыкнуть, что шаг влево, шаг вправо от основных магистралей – и дороги наполняются не машинами, а тачками, велосипедами и мопедами, которым никакой светофор не писан. На велотачки цепляется все – хлам, корзины, картонки, бутылки, баулы, дети, утварь, дома, города, планеты... Вообще, трехколесная велотачка – это образ жизни. Я часто ходила мимо школы по дороге в гостиницу. В районе трех часов перед школой начинают толпиться родители – встречают пионеров. Как только пионеры высыпаются из школьных ворот, родители расхватывают их, цепляют к тачкам и развозят по домам, как в мультике.
«На велотачки цепляется все – хлам, корзины, картонки, бутылки, баулы, дети, утварь, дома, города, планеты...»
Еще я каждый день ходила мимо неоновой золотой девушки Gucci – огромной и светящейся на всю стену шопинг-молла. Она смеялась и купалась в золотом бассейне, осыпаемая лепестками небесных вишен. Под ней всегда стоял старый китаец, с тачкой, естественно, и продавал вонючий тофу. Этого в моих рисунках нет и не будет, потому что я не в состоянии рассмотреть – эту вонь невозможно вынести, и я всегда переходила на другую сторону. Вот в этом весь Шанхай: гуччи-шмуччи-футуризм-небоскреб... главное – тачка.
Однажды я забрела в буддийский храм. Внутри были три золотых, благосклонных будды и много людей на скамеечках перед книгами с сутрами. Женщины складывали буддам оригами в виде золотых лотосов. Люди приносили буддам подарки – яблоки, апельсины и лилии. Один человек принес большой арбуз. Очевидно, имеет с буддой особые счеты.
Потом вышли монахи в желтом и красном, сели за длинный «стол переговоров» перед буддами и стали петь сутры а капелла. Люди пели вместе с ними по своим книжкам. Вышло очень бодро. Но долго. Одна монахиня принесла мне стульчик. Милые люди. Потом все подарили буддам бумажные лотосы и разошлись в праздничном настроении. После службы я выкурила сигарету напротив салона фут-массажа и пронаблюдала другой ритуал – как масластые, полнотелые китаянки бьют по пяткам щуплых, тонких китайцев. Потом заблудилась в парке. Вот что китайцам удается изумительно, так это парки. Удивительно умиротворяющие и одухотворенные места. Ну, кроме беседки, где старичок пел нечеловечески гнусавым голосом, аккомпанируя себе на хулусы из тыквы, а две старушки с веерами роняли слезы под эту ммм... песню.
«Люди приносили буддам подарки – яблоки, апельсины и лилии. Один человек принес большой арбуз. Очевидно, имеет с буддой особые счеты»
Была в старом городе. Водопровода нет, заглядывать во дворы стремно, потому что может, это не двор, а общественный душ, и там все голые. Ты не знаешь, что увидишь за углом. Может, там клуб – все набились в духоту, курят, машут руками и играют в маджонг, китайские шахматы и карты. А может, там дверь с охранным амулетом и одним кроссовком на гвозде посередине (вместо львиной морды с кольцом) – стучите, мол, тапкой. А может, партячейка, и там все тоже курят и машут руками, но про коммунизм. А может, и двор, где женщина бамбуковой палкой снимает белье, а старики курят и машут руками вокруг боя сверчков. На деньги. Насмерть. Сверчки продаются тут же, в таких маленьких плетеных корзинах размером с детский кулак. При приближении человека пронзительно орут. А может, там туалет, который один на улицу. А может, там спят. В домах-клетушках душно, люди выносят кровати прямо на улицу и спят в измученных позах, с запрокинутыми головами, придушенные жарой и хаосом.
Согласно одному из китайских мифов, чтобы мир материализовался, бог хаоса Хуньдунь должен был умереть. И было это так. Хуньдунь жил посередине Нигде и представлял из себя шестиногую и двукрылую тушу без головы. По бокам Нигде обитали два богодракона. Они приходили к Хуньдуню в гости и очень его любили. Хаос умел хорошо танцевать, поил друзей чаем, в общем, был мил. В благодарность за его гостеприимство драконы решили подарить ему лицо – просверлить в нем сеть отверстий, чтобы он мог дышать, видеть, есть, слышать и обонять. Они проделывали по дырке в хаосе каждый день, и на седьмой день Хуньдунь умер.
Этот миф используется для иллюстрации двух противоположных назиданий. Первое – о губительности благих намерений, а второе – о невозможности развития без насильственного вмешательства со стороны.
«Согласно одному из китайских мифов, чтобы мир материализовался, бог хаоса Хуньдунь должен был умереть. Но очевидно, Хуньдунь не умер. Он просто переехал в старый город в Шанхае»
Но очевидно, Хуньдунь не умер. Он просто переехал в старый город в Шанхае. И живет там, нагромождая невообразимое на неописуемом – швабру на будду, бодхисаттву на мопед, белье на каменных псов фо, и производит из своего нутра тысячи велотачек. Тачки расползаются по городу, как миньоны хаоса, издеваются над гуччи и луи виттоном, окуривая их вонючим тофу, а по ночам возвращаются обратно в старый город, нагруженные, чтобы скормить Хуньдуню собранный за день хлам. Единственная причина, по которой хаос еще не заполонил мир – это стражи. Во всех странах, во всех городах, старых и новых, они сидят в одинаковых позах, на одинаковых скамейках, с одинаковыми палками, прическами и выражениями лиц – стерегут хаос. Следят за порядком – чтобы белье было чистым, дети – вымытыми в тазах, девицы – прилично одетыми, мужики чтоб не орали пьяные, сверчки не разбежались, и охранные амулеты не выгорели на солнце. Так бабки на лавочке, вездесущие стражи хаоса, бдят на своих боевых постах, чтобы хаос снова не накрыл собою землю.
Иллюстрации Светланы Дорошевой
Комментарии (1)
Живу в Шанхае. Очень метко, поэтично и иронично написано. Всё правда!