На протяжении всей серии «Стенография», которую мы делали при поддержке мобильного оператора life:), вы спрашивали нас: «А будет гайд по Минску?». Отвечаем – будет. Перед завершающей карнавальной точкой бразильско-беларусского фестиваля урбан-арта Vulica Brasil 2017 собираем в одном месте уже существующие и контуром обозначаем будущие муралы, которыми может гордится город.
Но сперва обратимся к истории. Уже мало кто помнит, что в 90-е по железнодорожным путям страны колесили поезда, целиком залитые краской, а на ограждениях вокруг них разворачивались целые галереи граффити – так называемые Hall of fame. В начале 2000-х все это закрасили, а Минск на десяток лет стал городом серых стен и чистых улиц. Единственными муралами были советские мозаики, родом из 70-х. Еще в 2013 году Дмитрий Dream шутил, что перед тем, как вести экскурсию по минскому стрит-арту, нужно за ночь пробежаться и его нарисовать.
Хотелось создать что-то такое же внушительное, как монументальные мозаики, и узнать, может ли один человек пройти все круги согласований.
Первопроходцами согласованного стрит-арта в Минске стали проект художника Мити Писляка и фестивали Urban Myths и Vulica Brasil . Графическая репродукция картины Ивана Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами», исполненная Митей, появилась в 2015 году после трех месяцев краудфандинговой кампании и согласования с властями. По рассказам Мити, его вдохновляли монументальные мозаики советского периода, которые до сих пор украшают Минск. Хотелось создать что-то такое же внушительное, и интересно было узнать, может ли один человек пройти все круги согласований и договориться с властью. Теперь мы знаем – может. Посмотреть на мурал можно и сейчас на улице Карла Маркса 25 (во дворе дома).
Signal Project появился в 2011 как журнал, в котором создатели старались увековечить актуальный на тот момент стрит-арт, а позже превратился в бессрочный фестиваль. Что примечательно, начали авторы проекта с других белорусских городов. До того, как это стало мейнстримом, росписями стен смогли похвастаться Гомель, Гродно, Могилев, Рогачев и Борисов.
Первые минские муралы появились в Октябрьском районе. Чтобы полюбоваться работами заезжих художников, которых привозили на Urban Myths, придется постараться. Они находятся на достаточно приличном расстоянии друг от друга и от других работ.
Со зданием аэропорта Минск-1 прощались муралом белорусского художника Mutus’а, бразилец Millo воплощал свои впечатления от местных панельных домов на улице Брилевская. На Воронянского отметился знаменитый грек iNO. Его работа «Человек без лица» напугала жителей соседних домов, спровоцировала скандал и публичные споры о вкусах и была отмечена блогом Streetartnews .
До того, как это стало мейнстримом, муралами могли похвастаться Гомель, Гродно, Могилев, Рогачев и Борисов.
На Рабкоровской разместилась работа испанца DEIH, чье изображение бога-громовержца белорусской мифологии Ярилы всем, наоборот, полюбилось.
Британец Гвидо ван Хелтен тоже вдохновлялся народной культурой и оставил Минску на память девушку в вышиванке. Работу быстро окрестили самоповтором (одну девушку в вышиванке Гвидо уже рисовал в Киеве), а потом шустренько признали лучшим муралом из тех, что были созданы до 2017 года.
Право на город
Появление «Человека без лица» греческого художника iNO осенью 2015 года спровоцировало дискуссии: одни подписывали петицию, чтобы закрасить работу, другие – чтобы закрасить недовольных. Мурал пока остался на месте, а вот горожане стали все больше задумываться о том, кому принадлежит город и как каждый может в нем себя проявлять.
За эстетическими спорами незаметно выросло желание взаимодействовать с городом и менять его под себя. Примером тому – кот-лингвист, появившийся в рамках стрит-арт проекта «Мартовские коты». Рисунок белорусского художника Алеся KONTRA настолько понравился минчанам, что когда его закрасили, горожане потребовали вернуть кота. Сейчас на его месте расположились сразу двое, а вокруг сохранился еще десяток котов и кошек авторства белорусских художников Мити Писляка, Жени Cowek, Саши Kontra и Маши Grapewave. Чтобы их найти, сверяйся с картой.
Одни подписывали петицию, чтобы закрасить работу, другие – чтобы закрасить недовольных.
Вовсю свое право на город реализуют участники hutkasmachnaа – команды с отменным чувством юмора. Художник Андрей Бусел и его друзья Тарас Пащенко и Сергей Кравченко создают свои объекты в основном из того, что остается в мастерской Андрея от коммерческих заказов, и просто для того, чтобы взбодрить город.
Несанкционированные работы Hutkasmachnaа веселят, приглашают взаимодействовать с городом и задуматься. Первой «интервенцией» команды стали связанные между собой зонтики на Пулихова. Концепция: «бесполезное должно лежать красиво». А вот за зеркальные буквы, с середины Свислочи многозначительно заявлявшие «Resign», команду оштрафовали. Маленьким фанерным костром Hutkasmachnaа провожали снесенное теперь здание Белэкспо.
Самыми долговечными и вызывающими улыбки остаются зеркала в резных рамах, которые висят попросту на заборах и стенах города. Пили с их помощью селфи возле кофейни «Мануфактура» и на улице Интернациональной.
SO RAD
Когда будешь охотиться на зеркала на Маркса, обязательно познакомь друзей со стеной Щеткиной. Здесь во время волнений по поводу закона о тунеядстве появился постер с Марианной Щеткиной, создательницей закона. Постер убрали уже через 6 часов, но неизвестные художники на этом не успокоились. В течение следующих дней они продолжали обновлять работу. Войнушка закончилась надписью «Ну вы сами все понимаете», которую, впрочем, тоже закрасили.
К слову, излюбленное минское течение в стрит-арте – «фупрематизм» или «ЖЭС-арт». Квадратики отличающейся по тону краски, которым коммунальщики заботливо закрашивают чьи-то творческие проявления, уже вполне тянут на самостоятельное искусство. Во всяком случае, Максим Швед, режиссер док-фильма о фупрематизме, в этом уверен.
Аллея славы
За масштабную и концентрированную поставку муралов последние 4 года отвечает фестиваль Vulica Brasil. Выросший из проектов сообщества Signal, благодаря усилиям продюсера Милы Котки и атташе по культуре посольства Бразилии Данилу Теофилу Коста, он превратил Октябрьскую в самую инстаграмную улицу города.
Сначала там расположились портрет графа Чапского и белорусские легенды в исполнении Cowek. В 2016 галерея пополнилась самым большим граффити в мире, нарисованным одним человеком Ramon Martins, а сюрреалистичные существа белоруса Bazinato соседствуют с монохромными покемонами от бразильца Speto. Посольство Бразилии теперь украшено знаменитым желтым человечком от Osgemeos, а Tiago Toes оставил космический мурал на Кальварийской. За предыдущие годы появилось уже 15 работ, в этом Минск получит еще 14.
Сразу две работы появятся на Немиге (на здании «Белавиа» и заводе через дорогу), и одна составит компанию работе TOES на Кальварийской . Ну а самое грандиозное достанется, конечно, Октябрьской , готовь инстаграм.
Оганизаторов Vulica Brasil занимают не только росписи на стенах, но и то, как жители чувствуют себя в городе. Поэтому важная часть фестиваля – урбанистические проекты, которыми занимаются молодые архитекторы под руководством Георгия Заборского. Теперь на Октябрьской (напротив «Ультра-бара») можно обнаружить модель идеального небоскреба, а саму улицу архитекторы озеленяют и делают удобной для жизни.
Graffiti и Old School
Если работы райтеров западают тебе в душу гораздо глубже муралов, попробуй навестить один из «залов славы» (Hall of Fame): у железнодорожных путей по направлению в Ждановичи в Лошице или спрятанный от глаз на улице Харьковской, ограждения которых залиты многими слоями краски до сих пор. Или рассмотри их младшего родственника – стену через реку от общежитий БГУ, которую в рамках прошлой Vulica Brasil определили под олдскульные граффити.
Загляни в паблик History of Graffiti in Belarus! с тегами и кусками родом из 90-х, роликами «Контуров» о хулиганах и правонарушителях с маркерами. Там же найдешь артефакты – выпуски журнала True stilo , которые сохранили работы с тех времен, когда вагоны белоруской ж/д ездили сплошь залитые краской, а райтеры батллились, отсылая друг другу фотографии или скетчи своих работ.
Граффити-культуре в классическом ее понимании посвящен журнал Podpolie, про них можно узнать здесь.
Гайд
Исследовать городские стены начинай с Октябрьского района, там тебя ждут 5 муралов фестиваля Urban Myths.
«Ярила» от DEIH – ул. Рабкоровская, 13
«Девушка в вышиванке» от Гвидо ван Хелтен – ул. Рабкоровская, 15
Kislow, раскрывающий миф о Немиге в работе «Легенда о реке» – ул. Аэродромная, 17
iNO «Человек без лица» – ул. Воронянского, 13/1
Millo «Everywhere I go» – ул. Брилевская, 24
Оттуда перебирайся в центр, где тебя встретят Hutkasmachnaa:
Зеркала на Интернациональной – ул. Интернациональная, 1
Митя Писляк – ул. Карла Маркса, 25
Чуть дальше, вокруг площади Победы сосредоточены «Мартовские коты»
Алесь KONTRA – Захарова, 19
Росписи фестиваля Vulica Brasil начинай искать на Кальварийской, Немиге и (если позволяет время) на Калинина. А потом отправляйся в минскую галерею стрит- и урбан-арта под открытым небом – на Октябрьскую улицу.
Там же можешь застать арт-грузовик Марата RGB, на котором по городу катаются холсты белоруских художников. Подробнее о проекте смотри в их пабликах в VK и Facebook.
Mutus & Tinho – ул. Фабричная, 22
IZUM – портрет графа Чапского – ул. Октябрьская, 16
OSGEMEOS – ул. Энгельса, 34-а
TOES – ул. Кальварийская, 7
RIMON & KONTRA – ул. Калинина, 1
FINOK – Немига, 30
Cowek – ул. Октябрьская, 16
Cowek – сооснователь журнала Signal. Участвует в Vulica Brasil и Urban Myths с момента их основания. До половины каждой своей работы придумывает на ходу, вдохновляется белорусскими мифами и фольклором.
Рожерио Фернандес – ул. Октябрьская, 16
SPETO & L7M & BAZINATO – ул. Октябрьская, 25
RAMON MARTINS & IMAI YUSK – ул. Октябрьская, 19-5
Фото - Юлия Савич, Таня Капитонова
ЗАО «БеСТ»
УНП 190579561
Комментарии (5)
Awesome post shared here. Really great work done. Thanks for sharing here.
От жа, забыліся ўзгадаць такую інтэрактыўную сьценачку "масква- Менск"
Та в общем-то не забыли. Жалко людей отправлять посмотреть на "это".
авторитетно могу заявить, что в Борисове нет не то что мюралов, но и тру-граффити то найти сложно. А вот в Барановичах очень интересно и довольно много.
Попутать Борисов и Баранки ...айяйяй :)
Вялікі дзякуй за такі шыкоўны падрабязны агляд!