Через горы к морю: Поход по «всесоюзной тридцатке»

Путешественница Кристина Бойко  больше года жила в Южной Америке, волонтеря в самых разных местах, от кофейной фермы до экскурсий по вулканам. Пандемия заставила изменить планы и вернуться в Россию, но не заставила сидеть на месте: Кристина покорила знаменитый туристический горный маршрут.

Лето я планировала перезимовать в Колумбии. Именно перезимовать, потому что в Чили и Аргентине, куда я держала путь, с июня по август холодает, а на Карибском побережье – вечные +35 °C. Осенью я бы продолжила путешествие вниз по Южной Америке, но мир заболел, и пришлось возвращаться в Россию.

Казалось, из-за всех запретов путешествий до конца года не будет, за границу точно. Но летом в России ослабили карантин, и все устремились осваивать родную страну. Я тоже вспомнила о местах, которые давно хотела посетить, но время на которые так и не находилось. Первым в списке был поход по тридцатому маршруту в горах Адыгеи на юге России.

Через горы к морю

Всесоюзный туристический маршрут №30 или просто «тридцатка» – самый старый и популярный советский туристический маршрут по горам Северного Кавказа, который появился в 1930-х годах. Раньше по нему шли две недели, сейчас его можно пройти в укороченном варианте за 3-5 дней.

Длина современного маршрута – 50 км, он начинается от плато Лаго-Наки, проходит через большой Кавказский Заповедник мимо гор Оштен и Фишт, куда можно совершить восхождение, и завершается у моря в поселке Дагомыс, что в нескольких километрах от Сочи. Удобно, когда хочется и в поход, и на пляж, – тут тебе и горные перевалы, и альпийские луга, и ночевки в палатках, и восхождения, и, как награда, теплое Черное море.

Кроме этого, по пути проходишь несколько климатических зон, вместе с которыми меняется окружающая природа. Мы видели буковые рощи, хвойные леса, бурные горные реки и водопады, цветущие луга, скалы, горы, ледник – и все это за неделю!

«Буковые рощи, хвойные леса, бурные горные реки и водопады, цветущие луга, скалы, горы, ледник – и все это за неделю!»

Поехать в Адыгею можно в любое время года, но сезон «тридцатки» – с мая по сентябрь. На высокогорных участках ночная температура летом может упасть до 0 °C, а на вершинах Фишта и Оштена снег не тает никогда.

Старт похода

Я пошла по «тридцатке»в июле с турклубом «Странник», с которым ходила на Камчатку и Алтай. Пойти без гида можно, в интернете есть карты, можно даже найти маршрутные листы советского времени. За день до начала похода мы с друзьями прилетели в Краснодар, встретились на вокзале с группой и на заказном трансфере доехали до поселка Каменномостский, где нас ждал гид.

В первый день мы отправились в однодневную вылазку налегке в ущелье Мишоко и к водопадам Руфабго. Такие тестовые выходы проводятся, чтобы оценить свои силы и понять, подходит ли обувь. В основном походе нет возможности повернуть назад или сойти с маршрута, ты далеко от цивилизации, поэтому к экипировке и подготовке нужно подходить ответственно.

Чтобы попасть к водопадам, можно доехать до платного моста через реку Белая, проход по нему стоит RUB 400. А можно пойти в обход по тропинке на левом берегу реки сквозь буковый и каштановый лес, который напоминает древние джунгли. Это на час дольше, но виды того стоят.

На следующий день уже с собранными рюкзаками мы выдвинулись в Кавказский биосферный заповедник к старту маршрута. Переезд занял около полутора часов. На входе на КПП кордона Гузерипль нужно оформить пропуск за RUB 300 за день и отметиться в книге посещений, указав свои данные, маршрут и планируемое количество дней. На выходе из заповедника не забыть повторить процедуру, чтобы егеря и МЧС не искали тебя.

После получения пропусков мы поднялись по серпантину до Партизанской поляны на высоте 1650 метров. Отсюда и начинается «тридцатка». Дальше только пешком с рюкзаками на плечах. Накануне мы распределили между всеми участниками похода общее снаряжение: палатки, котлы, еду на каждый день. Получилось около 2 кг дополнительного веса. Еще один плюс «тридцатки» – в пути ты недолго, и не нужно тащить на себе много вещей и еды.

Фиштинский приют и медведи

В первый день мы прошли 9 км, миновав Гузерипльский и Армянский перевалы, и дошли до приюта Фишт. Мы шли через цветущие луга колокольчиков, ромашек, мать-и-мачехи, васильков, лютиков, рододендронов и… борщевика. Последний ядовитый, поэтому лучше пройти эту часть в длинных штанах, а от искушения сорвать букет полевых цветов воздержаться, так как каждое пятое растение Кавказского заповедника – эндемик.

Фиштинский приют расположен между перевалами Армянский и Белореченский у подножия горы Фишт и Оштен. На большой поляне у реки Белая стоит домик егерей и разбиты палатки туристов. Здесь даже есть поляна для волейбола, столовая, костровые места, платная баня, туалеты домиками, бесплатный душ с иногда горячей водой и умывальники. У егерей можно купить кое-какие продукты, но выбор небольшой, так как все сюда попадает только на вертолете или лошадях.

Кроме походников поляну облюбовал медведь: ходит после заката по периметру и наблюдает за туристами, а когда совсем стемнеет, орудует в шатре-столовой и шарит по палаткам в поисках сладенького. Мы видели его задницу за умывальниками поздним вечером, когда весь лагерь душевно пел у костра, и слышали в ночи крики туристов, которые повстречали гостя лицом к лицу.

«Поляну облюбовал медведь: ходит после заката по периметру и наблюдает за туристами»

Нашей группе повезло: из-за мишки нам достались хоромы на десять человек в домике на стоянке с опцией комфорт – у нас были матрасы, подушки и крыша над головой. Такого в моей походной истории не было: медведи были, а домика не было. Мы планировали ночевать в палатках, но гид решил перестраховаться, и мы заселились в VIP-домик. Эта опция стоила RUB 500 за ночь с человека.

Восхождение на Оштен

На приюте Фишт многие задерживаются на несколько дней, чтобы сходить в радиалку к Малому Фиштинскому леднику или озеру Псенодах, а также подняться на соседнюю гору Оштен. Ее высота – 2804 метра. Расстояние от приюта до вершины – 5 км, но подъем долгий, хотя по сравнению с восхождением на Фишт, где требуется специальная экипировка, путь не такой уж и трудный.

Подъем на Оштен занимает весь день. Наша группа вышла в 9 утра и вернулась только к 7 вечера. Первые три часа – монотонный путь вверх по пологому склону через знакомые альпийские луга до перевала Фишт-Оштеновский. Дальше – более физически сложный километр до вершины  по хребту горы Оштен. Но когда доходишь до вершины и видишь игрушечные домики приюта Фишт и сам Кавказский заповедник как на ладони, забываешь, что еще час назад хотелось сдаться и упасть без сил на землю.

Веселый спуск и окончание маршрута

Каждый день, кроме дневки на Фиште, мы шли с рюкзаками по 5–6 часов в размеренном темпе. Дорога шла то вверх, то вниз, зато температура только поднималась, и с каждым днем становилось теплее. Мы начали поход в теплых кофтах и штанах, а закончили в шортах и футболках.

«Мы начали поход в теплых кофтах и штанах, а закончили в шортах и футболках»

После стоянки у Фишта мы ночевали на Черкесских балаганах, где летом живут пастухи. У них можно купить адыгейский сыр, мацони, домашнее вино и горячие лепешки. В межсезонье домики пустуют, и, если их оставили открытыми, там можно переночевать, но обычно туристы разбивают палатки рядом.

Иногда стоянку на Черкесских и вовсе пропускают и за один день доходят от приюта Фишт до приюта Бабук-Аул, это около 21 км. Мы же прошли этот отрезок за два дня. Идти было легко, большая часть еды из рюкзаков уже была съедена, но в конце нас ждал затяжной «Веселый спуск» по буковому лесу, полному корней, осыпей и грязи – кошмар для коленей. Мы сбросили километр высоты и прошли четыре климатические зоны – альпику, субальпику, субтропики и тропики.

В последний день с утра нужно пройти 20 км по гравийной дороге до села Солох-Аул, первой российской чайной плантации. Чтобы не идти этот путь с рюкзаком, мы заплатили RUB 6 000 местным из приюта Бабук-Аул и они на ГАЗ-66 довезли наш багаж до конца тропы.

В Солох-Ауле мы были к обеду и сразу направились за блинами с медом и вареньем из фейхоа в чайном доме при музее-усадьбе Кошмани. Тогда это были самые вкусные блины: после нескольких дней в диких условиях мы спустились с гор и были счастливы съесть что-то, что не гречка или макароны с тушенкой. Здесь наш пеший маршрут закончился, и последний участок до Дагомыса мы проехали рейсовым автобусе.

Каждый поход для меня – это вызов. Своей лени, вредности, комфорту. Это работа над собой, своими волей, упорством и выносливостью. Я помню, в начале самого первого похода казалось, что я зря ввязалась в эту авантюру. Было тяжело и непривычно. Но постепенно организм адаптировался, и я полюбила ходить под рюкзаком. Встреча с дикой природой, свежий воздух, завораживающие вид, отдых от телефона, ночевки в палатках, еда на костре – это может стать и твоим следующим приключением. Главное – никакие границы пересекать не надо. Только те, что в твоей голове.