Закрытые страны: 5 дней в Туркменистане

Туркменистан считается одной из самых закрытых стран мира, несмотря на то, что всего 30 лет назад он входил в состав СССР и попасть туда не составляло труда. Сейчас же получение туркменской визы – это настоящая рулетка. Результат вообще не зависит от того, сколько стран ты проехал или проехала до этого и сколько тысяч долларов лежит на твоей карте, все решает судьба. Путешественник с 7-летним стажем Евгений Чудаев – один из таких везунчиков. Ему удалось получить транзитную визу на пять дней и хотя бы одним глазком взглянуть на эту закрытую страну. Увиденным он делится с 34travel.

Курс местной валюты: 1 $ – 3,5 маната (официальный)
1 $ – 18 манат (черный)

Почему Туркменистан?

Целью моего путешествия был не сам Туркменистан, а в целом страны Средней Азии, которые я решил проехать автостопом. Туркменистан был в моем списке, но я до конца не был уверен, что в него попаду, потому что визу получить очень сложно. Однако мне в итоге улыбнулась удача: я попробовал, и у меня получилось.

Как попасть?

Я заехал в Туркменистан через Узбекистан (КПП Фарап) автостопом. Чтобы получить транзитку через Туркменистан, мне нужно было иметь пропуск в третью страну, поэтому я заранее сделал иранскую визу в Казани.

Документы на туркменскую визу я подавал в Ташкенте. Стоимость срочной визы составила $ 155, срок рассмотрения – 10 рабочих дней. При этом позднее выяснилось, что я мог сделать и обычную визу за $ 55, срок рассмотрения был бы дольше – 20 рабочих дней. В консульстве мне об этом никто не сказал, и мне вообще показалось, что работники консульства не владеют некоторой информацией. Во время подачи на визу они по каждому поводу звонили по телефону, видимо, обсуждали с руководством, что делать.

В целом для визы у меня потребовали копию иранской визы (сейчас она электронная), 2 фото, расписанный на листке бумаги маршрут, а также заявление, которое выдается на месте.

Официально можно сделать и туристическую визу в Туркменистан, но на деле ее получают единицы. В целом попасть в страну несложно: ежедневно туда отправляются прямые рейсы из Москвы, есть также и с пересадками. Самый дешевый билет туда-обратно обойдется тебе от $ 300. Летают Turkish Airlines, Hahn Air, «Туркменские авиалинии», S7.

Жилье

Если вдруг ты когда-нибудь поедешь в Туркмению, то сразу забудь о таких благах цивилизации, как Booking, AirBnb и прочие. У меня получалось заселиться в гостиницу прямо на месте. Например, я спрашивал у таксистов, где можно провести ночь, и они подсказывали мне адрес.

«В интернет-кафе мне приходилось покупать трафик через местных, потому что иностранцам просто отказывали в услуге»

При этом в той же столице – Ашхабаде – нет ни одного хостела. До поездки я нашел на TripAdvisor, что самый дешевый отель – это отель МВД в Ашхабаде, но на деле оказалось, что это обычная гостиница. Цены на жилье оказались просто космическими для меня. Например, цена за самый дешевый номер начиналась от $ 20 + $ 2 туристический сбор. И это за ободранный номер с советским ремонтом!

Таких достижений цивилизации, как бесплатный Wi-Fi, в Туркменистане не было вообще. Да и в целом с интернетом дела обстоят очень плохо: по всей стране заблокированы YouTube, Facebook, ВКонтакте, WhatsApp, Одноклассники, но все эти запреты обходились с помощью VPN. В интернет-кафе мне приходилось покупать трафик через местных, потому что иностранцам просто отказывали в услуге.

Еда

Кухни стран Средней Азии в принципе схожи. В первую очередь это плов самых разнообразных видов. Традиционно его готовят прямо на улице в больших объемах. Так, мне рассказывали, что небольшое кафе в день может продать порядка 200 кг этого блюда.

Из выпечки – это лаваш и самса из тандыра. А еще в Туркменистане я попробовал самые вкусные лимоны в моей жизни. Обычно я их не ем, а добавляю куда-то. Здесь же я не мог ими наесться и съедал за раз несколько штук. Они были очень сочные и ароматные!

«Небольшое кафе в день может продать 200 кг плова»

Цены

Туркменистан по ценам – это другая планета. Существует 2 курса: официальный курс и черный курс маната, которые отличаются друг от друга в несколько раз. Сразу можешь забыть про официальный курс: он крайне невыгоден. При этом лучше всего заезжать в Туркменистан с долларами, поскольку их можно обменять практически везде, например, я менял на рынке. При этом при обмене стоит быть осторожным, потому что официально менять таким образом деньги запрещено и у тебя могут возникнуть проблемы с полицией.

В целом со $ 100 в кармане ты можешь почувствовать себя в этой стране состоятельным человеком. Например, проезд на автобусе в столице Туркменистана Ашхабаде – меньше одного цента! А поезд из Туркменабада (приграничный с Узбекистаном город) в Ашхабад (это 500 км) – почти $ 1. Авиаперелет из Туркменабада в Ашхабад будет стоить немного дороже – $ 5. Плотно пообедать в кафе выльется тебе в $ 1,5. Единственное но – это отели, как я и рассказал раньше.

«Авиаперелет из Туркменабада в Ашхабад будет стоить немного дороже – $ 5»

Туркмены

В странах Средней Азии и Ближнего Востока отношение к путнику совсем иное, чем на Западе. Гостеприимство там льется рекой: путешественника ни за что не оставят голодным и холодным.

После путешествия по Средней Азии я заметил, что самый лучший автостоп и безмерное гостеприимство со мной случились в Таджикистане. Туркмены в этом плане показались мне немного закрытыми. Да, там неплохой автостоп и люди хорошо останавливаются, но в разговоре все равно чувствовалась какая-то закрытость и настороженность.

На русском языке тут говорит только старшее поколение, рожденное в СССР, а люди из сел и молодые ребята практически ничего не понимают по-русски. Из-за этого у меня почти не случилось контакта с местным населением. Всему виной языковой барьер.

За все пять дней в Туркменистане я так и не встретил туристов, но видел парочку людей европейской внешности.

День 1. Переход границы

Мое знакомство с Туркменистаном началось с КПП Фараб. Переход занял порядка полутора часов, поскольку туркменские пограничники начали придираться к моей визе. Им не понравилось, что она транзитная и что я ехал автостопом. Мне не захотели ставить штамп и вернули паспорт, после чего попросили подождать. Потом пограничники снова забрали паспорт, начали куда-то звонить, переговариваться между собой на туркменском. Только после этого мне дали листок, где попросили расписать подробный маршрут, а также в каких гостиницах я планирую останавливаться. При этом, когда они увидели, что я включил в свой маршрут Ашхабад, они начали расспрашивать меня, зачем я туда еду, если есть более короткий путь до границы с Ираном, потом начались вопросы, зачем я вообще приехал в Туркменистан. На этом расспросы закончились – меня отправили в кассу и сказали оплатить регистрацию ($ 14). Затем мне поставили заветный штамп и пожелали хорошей дороги.

Границу мы пересекали вместе с узбеком, который приехал в Туркменистан по делам. Когда было покончено с бюрократическими делами и мы прошли границу, мы вместе поймали такси до Туркменабада. Таксист довез нас до выезда из города, а там мы поймали другое такси, которое возило нас по городу в поисках гостиницы. Мы катались примерно час в поисках самого дешевого ночлега. В итоге нашли место, где за двоих надо было отдать $ 40 плюс по $ 2 с каждого в качестве туристического налога. Там и остановились.

День 2. Туркменабад

С утра мой новый товарищ подвез меня на вокзал, где я сразу же купил себе билет на поезд до Ашхабада. За почти 12-часовой рейс я отдал всего $ 1. Поезд отходил в 16.00, а до этого времени я прогулялся по Туркменабаду. Сначала я сходил на базар, такой очень колоритный среднеазиатский рынок. Я там ничего не покупал, но наделал много фотографий. Одна из женщин подошла ко мне и сказала, что в Туркменистане фотографировать запрещено, потому что у меня могут быть проблемы с полицией, но я ее не послушался и продолжал щелкать. В итоге никаких проблем у меня не было.

После этого я сходил в интернет-кафе и уговорил одного туркмена купить мне на его паспорт доступ к интернету. Он согласился, и у меня оказался заветный код, по которому я смог провести свободное время до поезда в интернете. После этого я уже пошел на вокзал. Кстати, поезда оказались на удивление очень современными и чистыми. В поезде никто, даже проводник, не говорил по-русски, поэтому мне оставалось только спать.

День 3. Ашхабад

На следующий день рано утром я приехал в столицу Туркменистана – Ашхабад. Я сразу же отправился в хостел, который ранее нашел в интернете, но оказалось, что это обычная гостиница. Я заплатил порядка $ 20 (с учетом $ 2 за туристический сбор) за две ночи, закинул вещи и пошел гулять по городу. Столица показалась мне самым красивым городом в Средней Азии. Все дома выполнены в белом цвете. Кстати, в 2013 году город уже в пятый раз подряд был включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный город в мире. Тут я увидел один из самых красивых аэропортов в мире – в виде птицы. На каждом шагу было очень много фонтанов.

«Ашхабад показался мне самым красивым городом в Средней Азии»

Стоит понимать, что Ашхабад – современный город. В 1948 году тут произошло одно из самых разрушительных землетрясений в истории, в результате чего было разрушено почти 98% всех зданий. Именно поэтому в столице нет старого города или исторических зданий, тут все современное и отстроенное заново.

В Ашхабаде я сходил на православное кладбище прямо в центре города, зашел на рынок, обменял доллары на манаты, проехался на автобусе. В городе очень интересные остановки для автобусов – они сделаны в виде павильонов, в которые можно зайти, пока ожидаешь автобус. Внутри тепло зимой и прохладно летом. В целом на улицах было очень мало людей, вечерами же город практически вымирал: не было никого.

День 4. Дарваза

Утром я решился съездить автостопом в Дарвазу – популярный газовый кратер в 250 км от Ашхабада. Люди очень охотно останавливались и подбрасывали меня по пути. К сожалению, снова практически никто не говорил хорошо по-русски, только самые базовые слова. Водитель второй из пойманных машин отвез меня на автобусную остановку и посоветовал ждать автобуса, который стоил примерно 16 центов. Я согласился и буквально через несколько минут уже мчал к кратеру.

Автобус довез меня до деревни Дарваза, после чего мне пришлось идти пешком порядка 10 км. Пока я шел, вокруг не было ни души, только паслись бараны и коровы. Возле самого кратера стояла пара юрт, в которых, как я понял, жили пастухи. Когда я уже собирался обратно, ко мне подъехал один из пастухов и предложил подвезти меня до деревни за деньги – я отказался и пришлось идти пешком. Пока я дошел, уже начало темнеть. Машин практически не было, ведь я все-таки находился посреди пустыни, но вскоре остановился один водитель, который и подбросил меня обратно в Ашхабад.

День 5. Депортация

Утром я доехал на поезде до приграничного с Ираном города, после чего до самой границы добирался автостопом.

Моя транзитная виза была открыта по 27 января, когда я и приехал к границе с Ираном на КПП Серахс. На часах уже было 18.00. Оказалось, что КПП работает до 16.00, при этом в консульстве в Ташкенте меня уверяли, что КПП открыт допоздна.

В итоге пограничники отказали мне в выезде и отвезли меня в кафе, чтобы я там переночевал, а утром привезли обратно на границу. Там я провел порядка трех часов, пока писал четыре объяснительные и расписки. Пограничники тем временем составляли протокол, по которому я должен был оплатить штраф и сделать новую транзитную визу на 5 дней прямо на границе. Я отказался оплачивать штраф, и меня депортировали из страны, поставив в паспорт штамп о запрете на въезд в Туркменистан в течении 3-х лет. Мне сделали бесплатно вторую транзитную визу и отпустили дальше в Иран. Так и закончились мои приключения в Туркменистане.

Лайфхаки

Перед поездкой в Туркменистан установи себе VPN, чтобы была возможность пользоваться привычными сайтами и социальными сетями.

Лучше всего ехать в страну с долларами, их будет легче всего поменять. Ни за что не делай это в банке, лучше – на рынке.

Держи в голове, что туркменские КПП чаще всего работают с 8.00 до 18.00.

tourism.gov.tm – Государственный комитет Туркменистана по туризму.

Путешествие по Туркменистану Ильи Варламова и Артемия Лебедева.

Туркменистан в гиде от Lonely Planet.