Визуальные истории 8 выдающихся беларусов и беларусок
История Беларуси богата на необычных, сильных и влиятельных людей. О некоторых из них мы никогда не узнаем, но информация о большей части выдающихся предков в том или ином виде дошла до наших дней. Мы решили узнать больше о персоналиях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой времен конца XVI – XVIII веков и отправились в Национальный художественный музей Беларуси слушать и рассматривать детали. Вместе с историком искусства Дмитрием Моничем мы раскроем тайны Радзивиллов, покажем портрет, написанный с умершей девушки, и познакомим с беларусом, который мог стать Папой Римским.
Чтобы визуальное погружение в экскурсию было полным, мы захватили с собой флагманскую модель смартфона HONOR 50. Его камера – находка для визуальных эстетов и любителей делиться красотой, ведь она позволяет снимать сразу несколько форматов видео и выдает качественные, детальные фото.
Старобеларусские портреты – важный элемент коллективной памяти, ведь они изначально создавались в назидание потомкам. Такие портреты часто писали для родовых резиденций (в таком случае их относят к галерейному типу) и для сакральных сооружений (это уже тип донаторский). Их отличительная особенность – наличие определенных атрибутов: символов воинской и политической власти, внешних показателей набожности, гербов и надписей с перечислением званий и владений изображенного на портрете человека. Картины часто писали безымянные местные художники и приезжие умельцы, которые творили прямиком в великокняжеских, королевских и магнатских покоях.
В коллекцию Национального художественного музея Беларуси вошло несколько десятков таких портретов, а мы выбрали те, за которыми стоят интересные и неоднозначные истории.
Юрий Радзивилл
Юрий Радзивилл был сыном Николая Радзивилла Старого и Софии Монвид. Он, как и все представители рода Радзивиллов по мужской линии, имел прозвища: за многочисленные победы над врагами его стали называть «Геркулесом» и «Виктором» – от латинского слова «победитель».
Первый воинский опыт Юрий-Геркулес получил в битве с татарами, затем воевал с Московской державой и Тевтонским орденом. Он оказался сильным военачальником и победил в 30 сложных сражениях, любое из которых могло оказаться последним. За эти заслуги после смерти Константина Острожского в 1531 году он получил завидную должность Великого Гетмана Литовского, которую занимал до конца жизни.
Кроме воинских подвигов, Юрий стал одним из богатейших и наиболее влиятельных политических деятелей своего времени: вместе с Альбрехтом Гаштольдом и племянником Яном Радзивиллом он входил в магнатский триумвират, который фактически руководил всем Великим Княжеством Литовским в период отсутствия князя.
В личной жизни, которая на тот момент во многом была политически обусловленной, магнат тоже преуспел. Влиятельный Радзивилл основал биржанско-дубинковскую ветвь рода: в браке с Барбарой Коля родился сын Николай и две дочери, Анна и Барбара – та самая Барбара Радзивилл, которая стала Великой Княгиней Литовской и Королевой Польской. Брак Барбары с Великим Князем Литовским и Королем Польским Сигизмундом II Августом и преждевременная смерть королевы послужили основой легенд о трагической любви и стали важной частью истории.
На портрете кисти неизвестного художника Юрий Радзивилл изображен как воинственный муж, готовый защитить отечество, – в полный рост и в рыцарских доспехах с мечом. Рядом на столике задрапированным красной тканью лежит шлем и булава – символ гетманской власти.
Юрий Радзивилл II
Изображенный на этом портрете Юрий Радзивилл – в княжеском роду Радзивиллов имена часто повторялись – родился у Николая Радзивилла Черного и Эльжбеты Шидловецкой. С детства он воспитывался в кальвинистском духе, но под влиянием своего брата Николая Кристофа Сиротки перешел в католичество. Кроме увлечения религией и теологией, Юрий изучал право и философию в Лейпцигском университете, Папском Григорианском университете и Римском иезуитском коллегиуме. Будучи человеком образованным и влиятельным, в 25 лет он получил звание Епископа Виленского, а уже в 27 лет был провозглашен первым в белорусской истории кардиналом.
Юрий Радзивилл принимал участие в двух конклавах по избранию Папы Римского, в 1590 и 1591 годах. Его самого тоже выдвигали на такое почетное звание, однако стать Папой Римским Юрию не удалось: помешал то ли молодой возраст, то ли отсутствие своевременной политической поддержки короля Речи Посполитой.
Юрий Радзивилл способствовал созданию Виленского университета и в дальнейшем выступал в роли его благодетеля, был фундатором Виленской семинарии, храмов и коллегиумов; но при этом активно сражался с Реформацией и ввел цензуру печати в своей епархии. Был он и одним из ближайших советников короля Сигизмунда III Вазы, и по королевской милости в 1591 году снова стал епископом, но уже города Кракова.
Жизнь Юрия закончилась достаточно трагично: он отправился в паломничество в Рим в честь юбилейного для христианства 1600 года, но по дороге сильно заболел. Согласно преданию, епископ Радзивилл умер на руках у Папы Римского Климента VIII. Юрий был похоронен в иезуитском костеле Иль Джезу в Риме.
Портрет Юрия Радзивилла неизвестный художник написал в конце XVI века. На нем Юрий изображен в кардинальском облачении: белое роккетто, красные моццета и берет, в правой руке белый платок, а на на безымянном пальце левой руки епископский перстень.
Альбрехт Станислав Радзивилл
Альбрехт Станислав Радзивилл – сын Станислава I Радзивилла и Марины Мышки. Его справедливо называли «Защитником Прав», так как Альбрехт был успешным дипломатом, отучился в университетах Вюрцбурга и Лувена, знал несколько иностранных языков.
Альбрехт Станислав много путешествовал по Западной Европе, сопровождая королевича Владислава Сигизмунда Вазу. Как и водилось у путешественников того времени, он писал путевые заметки и оставил после себя богатое эпистолярное наследие: дневники и письма.
В 28 лет Альбрехт получил должность Канцлера Великого Литовского, сменив на посту Льва Сапегу, и занимал этот важный пост до самой смерти. Как и его предшественник, он выступал за соблюдение прав и свобод Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой.
Альбрехт Станислав Радзивилл отличался от своих соотечественников, магнатов Великого Княжества Литовского. Пока они выступали за консервативные ценности и соответствующий внешний вид, Альбрехт с энтузиазмом принимал западную культуру. Он обладал чувством стиля и любил итальянскую, испанскую и французскую моду.
На портрете, который приписывают художнику из круга Питера Данкерса де Рея, Альбрехт Станислав изображен в полный рост в интерьере с двухцветным полом, красной завесой и столом, на котором лежат листы бумаги. Возможно, это отсылка к его многочисленным дневникам и путевым заметкам. На бумаге расположилась печать – символ власти великого канцлера. Герой одет в монохромный комплект: куртка, белая рубашка с расшитым воротником и манжетами, короткий плащ и штаны. Правой рукой он опирается на любимую трость из индийского дерева, которую всегда брал с собой в путешествия.
Януш Радзивилл
Януш Радзивилл был сыном Кристофа Радзивилла и Анны Кишки, государственным и военным деятелем, чей талант оценивается исследователями истории Речи Посполитой противоречиво. Сложной фигурой его считают в основном поляки, так как Януш очень ценил независимость Великого Княжества Литовского и во всем ставил ее в приоритет.
Радзивилл учился в кальвинисткой Слуцкой гимназии, Лейпцигском, Альтдорфском и Лейденском университетах. Не удивительно, что с таким образованием он довольно быстро стал дипломатом: послом Речи Посполитой в Англии и Нидерландах.
Он был очень набожным человеком: исповедовал кальвинизм, финансировал обучение протестантской молодежи в европейских университетах и поддерживал местные приходы. Однако это не помешало ему жениться на католичке Катерине Потоцкой, а после ее смерти повести к алтарю православную Марию Лупу.
Любопытный факт: именно Януш впервые в истории Речи Посполитой сорвал заседание сейма, воспользовавшись правом либерум вето, отменяющем решение собрания. Несмотря на активную политическую позицию и карьеру на дипломатическом поприще, он прославился в первую очередь как военный деятель, получив за год до смерти должность Гетмана Великого Литовского. В период войны Речи Посполитой с Московской державой и после безуспешной обороны Вильно от московских войск, Януш заключил Кейданский союз со шведским королем Карлом Х Густавом, по условиям которого Великое Княжество Литовское вступало в федеративный союз с Швецией. Это решение некоторые историки до сих пор припоминают и вменяют ему как предательство, даже польский писатель Генрик Сенкевич в историческом романе «Потоп» поддержал такое спорное мнение.
На портрете Даниэля Шульца Януш Радзивилл предстает в традиционных шляхетских одеяниях: подпоясанном жупане и делии. Рядом на столе лежит корона – отсылка к княжескому происхождению, и гетманская булава – символ высокой воинской должности. Правой рукой Януш указывает на рыцарские доспехи у основания стола, напоминающие о его подвигах.
Катерина Потоцкая и Мария Лупу
Катерина Потоцкая и Мария Лупу, две жены Януша Радзивилла, оказались рядом на портрете Иоганна Шретера. Этот портрет особенный: одна из изображенных женщин была мертва на момент создания полотна. Можно решить, что моделью пост-мортем была дама в черном, ведь традиционно черный – траурный цвет, но автор картины решил отойти от символизма: в мрачном одеянии позировала живая Мария.
Первая жена Януша Радзивилла, Катерина Потоцкая, была дочерью Стефана Потоцкого и Марии Могилянки – и верной католичкой. Несмотря на кальвинистское вероисповедание, Януш полюбил Марию с самой первой встречи. Они поженились в 1638 году в Варшаве – и этот брак по любви только способствовал дальнейшему сближению и укреплению отношений Януша с католической шляхтой. Говорят, что Радзивилл настолько проникся верой супруги, что даже заменял кальвинистов на государственных должностях католиками. Однако вместе Януш и Катерина прожили всего несколько лет: молодая жена умерла в 1642 году.
Второй женой Радзивилла стала Мария Лупу, дочь молдавского князя Василия Лупу и Василисы Буцецу. Посвататься к православной княжне овдовевшему Янушу Радзивиллу предложил король Речи Посполитой Владислав IV. И здесь мужчина попал под влияние невесты: венчание происходило по православному обряду в румынском городе Яссы в 1645 году.
Портрет был написан через год после свадьбы Януша Радзивилла и Марии Лупу. В нем противопоставлены образы героинь: мягкость и доброта Катерины контрастируют с волей и силой Марии. Характеру персонажей соответствует и цветовое решение их убранства, стилизованное по фламандской моде: красное платье досталось Катерине, а строгое черное – Марии. Сохранились сведения о существовании тройного портрета Януша Радзивилла вместе с Катериной Потоцкой и Марией Лупу, но само полотно найдено не было.
Кристоф и Александра Марианна Веселовские, их приемная дочь Гризельда Сапега
Три полотна 30-40 годов XVII века авторства неизвестного художника – яркий пример донаторского портрета. Они были написаны для гродненского монастыря монахинь-бригиток при костеле Благовещения Деве Марии. Монастырь строился на средства Кристофа и Александры Марианны Веселовских в память об их приемной дочери Гризельде.
Кристоф Веселовский, сын Петра Веселовского и Софии Любомирской, занимал ряд важных государственных должностей и принимал участие в войнах Речи Посполитой с Московской державой, Швецией и Османской империей. На портрете он изображен в полный рост на фоне интерьера с колонной и тканевыми драпировками, одет в золотистый жупан и черную делию, на ногах у мужчины высокие желтые сапоги. В правой руке он держит маршальский жезл, украшенный драгоценными камнями и монограммой ST – Sigismundus Tertius – король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза, левая рука опирается на эфес шпаги.
Рядом расположилась его жена, Александра Марианна Веселовская, дочь Марка Собесского и Ядвиги Снопковской, тетя короля Речи Посполитой Яна III Собесского. В браке у Александры и Кристофа не было детей, поэтому на воспитание пара взяла племянницу Гризельду. После смерти мужа горюющая вдова вступила в основанный их семьей монастырь монахинь бригиток в Гродно и стала его настоятельницей. На портрете Александра Марианна изображена сидящей в кресле в черном платье с белыми манжетами и меховым головным убором, а в руке она держит розарий – католические четки, рядом на столе лежит книга. Такой набор указывает на ее сдержанность и религиозность.
На последнем портрете в триптихе можно узнать Гризельду Сапегу, дочь Яна Водынского и Софии Собесской, жену Великого Маршалка Литовского Яна Станислава Сапеги. Гризельда изображена стоящей в полный рост на том же фоне, что и ее приемные родители. Девушка одета в серебристое и черное с золотыми узорами платья, украшенные жабо и нитями большого жемчуга, на гладких темных волосах Гризельды – чепец, обшитый драгоценными камнями, в левой руке она держит белый платок, правой опирается на книгу.
Три портрета представляют собой триптих, который первоначально был оформлен в цельную раму и висел в столовой того самого монастыря. Затем портреты были перенесены в костел, а некоторое время спустя – разъединены.
Все фотографии в этом красочном материале сделаны на новый смартфон HONOR 50. Рассказываем, почему новинка достойна твоего внимания:
- Главная фишка HONOR 50 – мощные камеры. На фронталку ты можешь делать селфи с углом обзора 90°, а 4 основные камеры выдают идеальный набор фотолюбителя: 108 пикселей стандартного объектива, четкое макро и глубокое боке, широкий угол с минимальными искажениями и умный ночной режим.
- Самая уникальная опция смартфона – это режим «Мультивидео». Телефон умеет снимать за один дубль и фронтальной камерой, и стандартной, или одновременно захватывать широкий угол и приближать картинку. В арсенале 6 шаблонов на любой вкус.
- HONOR 50 укомплектован предустановленными Google Mobile Services – теперь все приложения будут в твоем распоряжении.
- Внушительный 6.57-дюймовый экран телефона закруглен, поэтому его полезная площадь стала больше.
- HONOR 50 представлен в 4 стильных расцветках: изумрудно-зеленый, полуночный черный, морозный кристалл, и паттерн из перламутрового лого компании.
- А еще новый смартфон получил емкий аккумулятор мощностью в 4300 мАч, который можно зарядить на 70% всего за 20 минут.
Больше информации о продукте ищи сайте или в магазинах партнеров бренда – МТС, A1, «5 Элемент», «Электросила», «На Связи», «Алло» и 21vek.by.
Иностранное унитарное предприятие «Вондел Медиа»
УНН 191112533