Гайд по стилю: едем смотреть беларусскую готику и неоготику
Вместе с МТС продолжаем путешествие по архитектурным стилям Беларуси. После того как вместе с историком искусства Дмитрием Моничем мы рассмотрели витиеватые, мечтательные формы барокко, обратим наш взгляд на острые шпили и стрельчатые окна с витражами. Исследуем беларусскую готику и ее более позднюю реинкарнацию – так называемую неоготику.
Справка: Беларусская готика появляется значительно позже западно- и центрально-европейской. Если в остальной Европе романский стиль вынужден был потесниться еще в XI–XII веках, то до беларусских территорий готическая эстетика добралась лишь в веках XV–XVI. И даже несмотря на то, что беларусская готика запаздывала, а значит, могла обстоятельно перенять все инженерные приемы и архитектурные техники с Запада, она оставалась весьма самобытной. Дело в том, что на наших беспокойных землях зодчие вынуждены были уделять повышенное внимание оборонительной функции замков и храмов. Прочность стен тогда была куда более важной характеристикой, чем освещенность залов. Поэтому основные элементы европейской готики XII–XV веков смогли реализоваться и раскрыться в беларусской архитектуре только во второй половине XIX – начале XX веков, когда в моду вошли неоготические тенденции.
***
Троицкий костел в Ишколди
1449-1472
Контрфорсы
Чтобы предметно понимать, чем беларусская готика отличается от готики в ее более западных ипостасях, нужно ехать в Барановичский район, в деревню Ишколдь. Именно здесь находится один из старейших храмов Беларуси, который чудесно сохранился, несмотря на то что успел сменить за свой век несколько конфессий.
Костел Святой Троицы выглядит неприступным, массивным, приземистым. У него нет башен, пронзающих небо. Он не пытается очаровать своего гостя скульптурным изобилием и витражным разноцветьем. И тем не менее, это самая настоящая готика. Костел, построенный на века и с безупречным вкусом.
Попробуй найти строгую прямую линию – и ты ее не найдешь. Храм наделен поистине скульптурной пластикой, грациозными пропорциями и впечатляющей динамикой. Щипец (верхняя часть торцовой стены) блестяще отыгрывает по всем этим направлениям. И контрфорсы – вертикальные ребра, примыкающие к стенам снаружи здания, – работают на ту же эстетику. Обычно контрфорсы решают задачу укрепления стен. Но толстым стенам ишколдского костела, кажется, никакие дополнительные укрепления не нужны. А вот визуальная «огранка» – не помешает.
***
Борисоглебская церковь в Новогрудке
1517–1519
Этот храм неоднократно перестраивался под нужды разных конфессий и в духе разных эпох, так что здесь и сарматское барокко просматривается, и русский стиль. Но всё же в первую очередь собор мучеников Бориса и Глеба дает нам представление о готической архитектуре ВКЛ XVI века.
Нервюры
Заходи внутрь, чтобы хорошенько рассмотреть потолок. Готический свод обычно «расчерчен» на прямоугольники (иногда – квадраты), каждый из которых разделен ребрами на треугольники. Треугольники называют распалубками, ребра – нервюрами. Пересекающиеся нервюры образуют основу – каркас, на котором лежит каменная кладка распалубки.
Крестовые и звездчатые своды с нервюрами – одно из главных украшений готического храма. Однако это не только о красоте, но и о гении архитектурной мысли, ведь именно система распалубок позволила зодчим отказаться от несущих стен. Нервюрный готический свод опирается на столбы-устои, а не на стены, как свод романский. Благодаря такому решению стало возможным строить выше, шире, воздушнее, а освободившееся пространство заполнять огромными окнами с дивными витражами, за которые многие готику и любят.
Витражной роскоши в Борисоглебской церкви в Новогрудке нет. Зато есть великолепный звездчатый свод с дробными элементами: тьерсеронами и лиернами – полюбуйся.
***
Церковь Святого Михаила в Сынковичах
начало XVI века
По легенде, эта церковь была заложена князем Витовтом в благодарность за то, что в местных лесах он спасся от погони, организованной Ягайло. Легенды легендами, но Сынковичский храм – яркий памятник своему времени, ведь это одна из первых церквей-крепостей в Великом княжестве Литовском. Башни по бокам этого храма созданы не для того, чтобы услаждать чей-то взор, а для того, чтобы обороняться. Карниз церкви оборудован бойницами.
Внутри наблюдаем уже знакомые нам крестовые и звездчатые своды. Обрати внимание на то, как изобретательно организована конструкция сынковичского храма: своды здания держатся на столпах, столпы соединены арками со стенами, стены дополнительно укреплены узкими плоскими выступами – лопатками. В готических храмах нагрузка распределялась именно так, очень затейливо: вертикальное давление от сводов принимали на себя столбы внутри здания, а горизонтальное давление от перекрытий (распор) забирали внешние столбы – контрфорсы; арки же помогали спаять всё в единую эффективную конструкцию. Если хочется понять эту схему в деталях, погугли «каркасную систему готической архитектуры».
Церковь Рождества Богородицы в Мурованке
первая половина XVI века
Еще одна церковь оборонительного типа. Памятник готической и ренессансной архитектуры одновременно. Была построена на Щучинщине между 1516 и 1542 годами на средства местного помещика Шимки. В 2022 году здесь началась реставрация: планируют почистить кирпичи, восстановить штукатурку и освежить кресты.
Обязательно планируй визит в Мурованку на воскресенье или православный праздник, чтобы попасть внутрь и оценить сложносочиненный свод с многочисленными нервюрами. Впрочем, и снаружи церковь Рождества Богородицы впечатляет каждого и каждую, кто оказался перед ней, даже если не в первый раз. Несмотря на то, что часть бойниц с фасада в процессе перестроек в XIX веке исчезла, а окна стали больше, храм всё еще выглядит так, будто впустит лишь того, кто пришел с миром. Квинтэссенция суровой беларусской готики.
***
Костел Святого Михаила в Гнезно
1524–1527
Михайловский костел был построен на средства представителей шляхетского рода Шеметов – Яна и Эльжбеты. Храм пережил пожары, перестройки и несколько реставраций, однако на его примере легко понять, как развивалась архитектурная мысль на пересечении готики и ренессанса – микса, очень характерного для беларусской готики в целом.
Так, профилированные карнизы и полуциркульные (скругленные) завершения проемов верхнего яруса башни – это уже Возрождение, а вот контрфорсы, прямоугольные ниши, арки – это всё элементы, характерные для поздней готики. Увы, внутри костела готических сводов с нервюрами ты не обнаружишь – потолок здесь плоский, деревянный. Однако исследователи сходятся во мнении, что скорее всего здесь была такая же система сводов, как в храме в Ишколди.
***
Костел Святого Казимира во Вселюбе
до 1433 года
Фото: Андрэй Дзмітрыеў
Один из старейших католических храмов в Беларуси за почти 600 лет своего существования утратил некоторые готические черты, поэтому для полноты понимания придется подключать воображение. Представь, что контрфорсы здесь были покрупнее и повыразительнее, окна главного пространства были поуже, стрельчатые (это такие, которые завершаются острым углом), а трехъярусной башни-колокольни не было вовсе. Да-да, визуальную доминанту – башню – пристроили к основному объему храма Святого Казимира вообще в 1897-м, но сделали это с явным уважением к сформировавшемуся облику здания. Поэтому и окна здесь оказались вполне себе готичными.
***
Троицкий костел в Чернавчицах
1585–1595
Этот храм-крепость, что находится неподалеку от Бреста, запоминается строгой геометрией двух форм, которую подчеркивает ослепительная белизна фасадов. «Треугольный» храм с двухскатной крышей соседствует здесь с отдельно стоящей «квадратной» колокольней. Из готического сразу отметим массивные стены с контрфорсами, высокую крышу с крутыми скатами и узкие окна. Для готической архитектуры Беларуси характерны либо стрельчатые оконные проемы (которые заканчиваются острым углом), либо, как у костела в Чернавчицах, полуциркульные – прямоугольные, вытянутые вверх, с полукруглым завершением. При этом специфичны для готики именно стрельчатые окна, полукружия ты увидишь и на архитектурных памятниках эпохи Ренессанса.
Внутри храма обрати внимание на разноцветные скульптуры в алтаре и нишах – это яркий штрих к нашему недавнему рассказу о барокко.
***
Мирский замок
1520
Единственный «мирской» образец готической архитектуры Беларуси находится в поселке Мир, и, кстати, восточнее его никакой готики в чистом виде ты уже не найдешь.
Крепостью-резиденцией в Мире поочередно владели магнаты Ильиничи, Радзивиллы, Витгенштейны и Святополк-Мирские. Кто проектировал замок – неизвестно, но можно точно сказать, что этот архитектор обладал бесценными знаниями по созданию оборонительных сооружений, способных выдержать многочисленные осады и штурмы. Отстреливаться от врага в Мирском замке можно было и прямо, и вдоль стен – с башен, вынесенных за внешнюю линию стен. В самих башнях было обустроено по пять боевых ярусов с бойницами. В общем, для своего времени Мирский замок был первоклассной фортецией. Но и первоклассным местом для жизни он тоже был. Не в последнюю очередь – благодаря архитектурному вкусу и чутью его создателей.
Сейчас в Мирском замке мы можем отметить черты разных стилей: готики, ренессанса, барокко и романтизма. Однако ключевые решения лежат в русле беларусской готики. И даже кладка здесь специфичная – готическая: это когда кирпичи поочередно кладут ложком (длинной стороной) и тычком (короткой), в каждом следующем ряду сдвигая ложок на треть его длины, а ложок – на половину. Такой вариант кладки визуально добавляет строению высоты, стена при всей своей толщине и мощности как будто устремляется ввысь.
Отметим также, что кирпич Мирского замка «разбавлен» вмурованными в стены камнями и нишами, оштукатуренными в белый, что дает выразительный контраст с бурой основой. На контраст красного и белого ты наверняка обратил(-а) внимание и когда разглядывал(-а) храмы в Сынковичах и Мурованке. Эту практику наши архитекторы, предположительно, переняли у мазовецких коллег.
***
Троицкий костел в Гервятах
1899–1903
Аркбутан
Костел в Гервятах дает чудесное представление об элементах готической архитектуры. Нюанс лишь в том, что это уже не готика. Перед нами – образец куда более позднего, неоднородного стиля, который, не вдаваясь в тонкости, условимся называть «неоготикой».
Концептуальной базой для неоготики послужил ностальгический интерес к Средневековью, к «темным временам», к народным эпосам с их незаурядными героями. На территории Беларуси неоготика реализовалась преимущественно в строительстве католических и протестантских храмов, но есть и парочка резиденций в этом фантазийно-романтическом стиле. О них – чуть позже, а пока вернемся в костел в Гервятах.
Гервятский костел – кристалльный образец каркасной системы готической архитектуры. Хоть в палату мер, весов и стиля его помещай, если бы такая существовала. Перед нами – большого объема здание, с пространным и высоким центральным залом (нефом), распор сводов которого сдерживается контрфорсами. Горизонтальное давление сводов передается на контрфорсы у боковых нефов через полуарки, которые называют аркбутанами. Таким образом вся система нагрузок выносится за стены храма, а интерьер становится максимально свободным, легким, возвышенным – что для культового сооружения всегда весьма кстати.
***
Троицкий костел в Видзах
1909–1914
Для готической и неоготической архитектуры Беларуси характерны ступенчатые фасады – это прямое заимствование из немецкой практики тех лет. Ступени фасада продолжают стрельчатые формы сводов и порталов. Какого эффекта добивались архитекторы, когда использовали такое конструктивное решение? Взгляни на костел Святой Троицы в Видзах – и ты сразу поймешь.
Ступенчатый фасад
Этот храм и без профессиональных хитростей один из самых высоких в стране: вместе с крестом достигает отметки в 58,5 метра. Выше – только костел в Гервятах: 64 метра. Если истинно готические храмы некогда «соревновались» в толщине стен, то в период неоготического тренда архитекторы, наконец, смогли на полную реализовать фантазии о силуэтах, летящих в облака. Ступенчатые фасады – как раз об этом.
***
Троицкий костел в Шиловичах
1907–1914
Фото: Виталий Федотов
Закрывает тройку самых высоких костелов Беларуси после Гервят и Видзов костел Пресвятой Троицы в Волковысском районе. Его высота – 55 метров.
Здесь мы можем наблюдать редкий для Беларуси, но типичный для неоготики элемент – аркбутан (в Гервятах тоже обрати на него внимание). Это наружная каменная арка, которая передает распор сводов главного нефа (зала) на контрфорсы. Интересно, что на ранних этапах развития готического стиля архитекторы прятали аркбутаны под крыши, но такой подход препятствовал освещению пространства, поэтому элемент стали «выпускать» наружу. И ведь ничего – очень симпатично.
***
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сарье
середина XIX века
Пинакли
Неоготика для православных храмов в Беларуси – стиль не типичный, однако храм в Сарье строился как католический, так что всё в порядке. К тому же за идеей возведения этого костела стоит трогательная история под стать стилю: шляхтич Игнатий Лопатинский заложил церковь в память об умершей жене, поручив прусскому архитектору Густаву Шахту воплотить в камне всю силу собственных чувств и красоту вечно молодой Марии. Неоготика идеально отвечала духу такой нетривиальной задачи.
Сразу обратим внимание на пятигранные контрфорсы с пинаклями – декоративными башенками, увенчанными остроконечными шатрами. Пинакли нужны для того, чтобы еще больше вытягивать готичный силуэт. И Сарья, в том числе благодаря этим небольшим элементам, как будто вот-вот оторвется от земли. Конечно, сами по себе пинакли такого эффекта бы не дали. Здесь его мощно поддерживают узкие и высокие оконные проемы.
На входе в храм задержи взгляд на высоком треугольном фронтоне – такое типично (нео)готическое решение называется вимперг. Вимперг в Сарье украшен круглой розеткой.
***
Костел Святого Антония в Поставах
1898–1904
Графья Пшездецкие активно вкладывались в строительство неоготических костелов, и поставский храм – один из них. Верующие смогли вернуть его себе только в 1988 году – говорят, толокой всего за 40 дней привели в порядок храм, где молитва не звучала с 1939-го. Обязательно загляни внутрь храма Святого Антония, чтобы оценить роскошь его арочных сводов.
***
Костел Святого Алексея в Ивенце
1905–1907
Окно-роза
Стрельчатый входной портал храма в Ивенце украшен окном-розой. В архитектуре так называют окно, «разлинованное» в виде звезды или распустившегося цветка и застекленное витражным стеклом. Элемент выполняет не только эстетическую функцию, но и несет в зал для молитв и проповедей обильный естественный свет. Окна-розы можно было встретить и в храмах романского стиля, однако разделка их тогда была совсем незатейливой. Потенциал этой архитектурной детали раскрылся сполна только в период готики.
Наличие окон-роз характерно для беларусской неоготической архитектуры. Рассмотреть повнимательнее этот элемент декора рекомендуем также в костеле Девы Марии в Репле и в костеле Святого Андрея в Нарочи.
***
Костел Святого Сердца Иисуса в Столовичах
1907–1911
В этом костеле, что находится в Барановичском районе, можно увидеть алтарь готических форм. И, конечно, обрати внимание на оформление входа и оконных проемов. «Стрельчатый» – важное определение для готических и неоготических элементов. Стрельчатые арки, стрельчатые входные порталы, стрельчатые окна – так называются формы, пришедшие на смену полукружиям. Кстати, для обозначения формы, которая и не конус, и не эллипс, существует еще и занятный термин «оживальная форма», но с его помощью чаще описывают снаряды и крылья самолетов, нежели архитектурные элементы.
Стрельчатые элементы во всей красе можешь рассмотреть также в костеле Святого Казимира в Липнишках; в краеведческом музее Полоцка, который функционирует в здании бывшей кирхи; или в бобруйском костеле Непорочного Зачатия, который до сих пор остается вмурованным в административную пристройку (ситуация необычная, не упусти случая заехать и взглянуть на этого кентавра от горе-архитекторов из СССР).
Липнишки
Полоцк
Бобруйск
***
Дворец Пусловских в Коссово
1838
Стрельчатые окна
Романтичный дворец с 12 башнями, по числу месяцев, вырос в Коссово, когда здешними землями распоряжался Вандалин Пусловский – представитель влиятельного магнатского рода, промышленник, но также большой ценитель искусств, человек, художественно подкованный. И, видимо, незаурядный, раз во времена, когда царил строгий и понятный классицизм, сделал выбор в пользу загадочной неоготики.
Дворец состоит из центрального корпуса в два этажа и двух одноэтажных крыльев по бокам, крылья соединены с главным корпусом галереями. Внутренняя планировка – вполне обычная для эпохи классицизма. А вот внешнее убранство из тренда выбивается. Фасады дворца членятся стрельчатыми арками, удлиненными оконными проемами, гранеными башнями и декоративными углублениями в стенах – перспективными нишами. По углам – контрфорсы. Контуры окон – стрельчатые. Башни – по-готически зубчатые, с щелеподобными проемами. Есть даже навесные бойницы – машикули, вроде таких, что у Мирского замка. Стиль крайне близок к беларусской готике, хотя из этих бойниц никто не стрелял. В мирные времена во дворце Пусловских слушали музыку и кружились в танцах, а во времена темные и бесхозяйные резиденция претерпевала разграбления и поджоги.
Когда будешь в Коссово, заодно взгляни на здешний Троицкий костел, где в 1746 году был крещен национальный беларусский герой Тадеуш Костюшко. Когда храм перестроили в камне, здесь появились выразительнейшие контрфорсы и чудесные витражи.
***
Церковь Святого Иоанна в Гродно
1800-е – 1843 гг.
Вимперг
Протестантская кирха встречает верующих треугольным фронтоном-вимпергом, усиливающим вертикальную направленность стрельчатого портала. Над этим острым треугольником – уже знакомое нам окно-роза. В полноформатных окнах кирхи можно наблюдать цветные витражи с металлическими переплетами. К слову, далеко не у всех приходов на территории современной Беларуси находились средства на такие готические изыски.
***
Костел Святых Петра и Павла в Старых Василишках
1897–1903
Фото: Сяргей Кончар
Еще один костел со ступенчатыми контрфорсами, задающими нужную динамику. На главном фасаде отметим вимперги, стрельчатые проемы и окно-розу. Стрельчатые порталы декорированы керамическими панно. Шпиль – граненый, высокий, как и положено неоготическому шпилю.
Остроконечный шпиль
Вообще, шпили были излюбленным элементом у архитекторов, работавших в стиле готики, и их можно понять, ведь попробуй найди такой же простой, недорогой и одновременно эффективный способ нарастить храм в высоту. Шпили символизировали устремленность культового сооружения к богу, а заодно выполняли функцию привлечения внимания: готические и неоготические храмы всегда видны издалека. Полюбуйся, например, на шпили костела в Старых Василишках и костела Воздвижения Святого Креста в Вилейке – чудо как хороши!
***
Костел Вознесения Девы Марии в Миорах
1905–1907
Фото: Andrey Kukharenko
Этот храм был возвращен верующим в 1956 году, так что его неоготическое очарование не поистрепалось за времена, когда предпочтительной религией считался атеизм. Здесь видим две массивные башни со шпилями, стены, усиленные контрфорсами, фасады, украшенные стрельчатыми нишами, – всё это мы уже легко опознаем как готическое или созданное в память о готике.
Порекомендуем здесь еще один интересный неоготический храм с двумя башнями. Он находится в агрогородке Рубежевичи недалеко от Минска: это костел Святого Иосифа.
Рубежевичи
***
Костел Святого Владислава в Субботниках
1904–1907
Неоготический храм из красного кирпича, что находится неподалеку от теперешней границы с Литвой, был построен на средства графов Владислава и Янины Умястовских. Костел накрыт двускатной крышей. Визуальная доминанта – высокая башня с шатром в качестве венца.
***
Усадьба Гатовских – Козел-Поклевских в Красном Береге
1890–1893
Любопытный архитектурный памятник на Гомельщине спроектировал Виктор Шрётер, выпускник Санкт-Петербургской академии искусств и Академии художеств в Берлине. Дворец был сооружен в форме буквы «Г», что, видимо, должно было означать «Гатовский», а над балконом главного входа здесь красуется герб Козел-Поклевских – зятя Гатовского. Ни тот, ни другой постоянно в Красном Береге не проживали, однако под строительство усадьбы был оформлен банковский кредит и помимо дворца в имении был разбит приличный английский парк по проекту садовода, который отвечал аж за парк королевского дворца в Варшаве. В общем, хозяева Красного Берега не жалели денег, явно рассчитывая оставить после себя что-то эффектное. И у них это получилось.
Рассуждая о стиле красно-бережного замка, наметанным глазом выделим выразительные контрфорсы, крутые скаты крыш, остроконечные шпили. Всё это нам уже знакомо. Но присмотрись к деталям – и ты увидишь водостоки в виде гаргулий. Вот уж неожиданный и такой изящный реверанс в сторону готики – то никаких статуй не найти, то вдруг целые водопроводные демоны!
Фото: palasatka, murmurash. Иллюстрации: Olga Rummo.
ООО «ЭфСиБи Бел»
УНП 193185741