Представить современную Беларусь без еврейского наследия, впрочем, как и Израиль без беларусского, очень сложно. Шутка ли – до начала Второй мировой войны около 1 миллиона жителей Беларуси (а это целых 15% от тогдашнего населения!) составляли евреи. Найти беларусский город или местечко без синагоги в конце XIX века было невозможным. Но пертурбации XX века практически уничтожили на корню удивительную культуру беларусских евреев. Где искать ее остатки – читай в гайде 34travel по главным еврейским местам Беларуси.
Историческая справка
Данные о том, когда же появились первые евреи на территории Беларуси, разнятся. В одних источниках указывается, что евреи появились в Великом княжестве Литовском в XIV веке. С другой стороны, самые древние еврейские могилы датируются концом XIII века.
Власти Речи Посполитой отличались своей толерантностью, поэтому спустя несколько столетий на территории современных Беларуси, Украины, Польши и Литвы жила одна из самых больших еврейских диаспор в мире, а Минск стал одним из центров мирового движения сионистов (то есть, движения за возвращение всех евреев в Израиль). Ситуация начала меняться в конце XIX века. Тогда начались первые погромы в черте оседлости. А ужасы революций и Первой мировой войны только ухудшили положение еврейского населения.
В конце 20-х – начале 30-х гг. в СССР существовала очень двойственная политика: была пропаганда космополитизма, равенства. Евреи оказались во власти и на передовых позициях в культуре. Но это все сопровождалось борьбой с их идентичностью как евреев и стиранием границ – все должны были быть советскими гражданами. Власти стремились сделать «идиш» частью советского мира, а иврит и все, что связано с иудаизмом (искусство, школы, религиозные объединения), жестко притеснялось. Например, в БГУ был факультет идиша, но изучать Тору там было запрещено. Читай Маркса – он же тоже еврей.
После Второй мировой войны еврейская культура Беларуси была разрушена. Выжившие евреи под давлением антисемитской политики властей активно ассимилировались. Массовая алия (репатриация) началась уже в 90-е годы после распада Советского союза. Сегодня в Беларуси согласно последней переписи насчитывается около 12 тысяч евреев.
Главные штетлы Беларуси
Штетл – это местечко, где основную массу населения составляли евреи. Штетлы и восточноевропейская еврейская культура невероятно связаны между собой.
Штетлы строились по одной схеме. В центре – рыночная площадь с торговыми рядами. Там же находились синагога (молитвенный дом), хедер (начальная еврейская школа) и иешива (аналог вуза в еврейском мире). Теперь ты можешь без проблем ориентироваться в Воложине или Ружанах, даже если ты там никогда не был(-а) прежде.
Небольшой поселок в Гродненской области известен не только своим замком. В XX веке это был один из самых больших и важных штетлов не только в Беларуси, но и вообще в Восточной Европе.
Сегодня в Мире сохранилась часть типичной застройки, характерной для штетла. До сих пор можно увидеть здание синагоги, иешивы, хедер и пансион при хедере, аптеку, здание администрации бывшего кагала и банка, рядовую застройку города. Еврейское прошлое Мира сейчас тщательно отреставрировано в классическом новобеларусском стиле с однородно окрашенными стенами и стеклопакетами. Практически все здания не используются сейчас по назначению. Например, на месте иешивы находится почта, в здании банка расположен ясли-сад, а синагога стала «Беларусбанком».
Сохранились в Мире и остатки еврейского кладбища. Оно находится в северо-восточной части местечка на улице Пионерской. После Второй мировой войны многие мацевы (еврейский аналог надгробий) были украдены и использовались для строительства. До наших дней дошли несколько сотен мацев.
Важным местом для духовной жизни литваков (одной из этно-религиозных групп евреев) на протяжении веков был Воложин. Там находилась одна из главнейших иешив во всей Восточной Европе. Воложинскую иешиву даже называли «матерью всех иешив». Учиться туда приезжали евреи со всего мира, а среди выпускников можно увидеть имя не одного духовного лидера.
Всего в Воложине проживало около 2 тысяч евреев – или 70 % от всего населения. По переписи 1897 года в Воложине была одна синагога и 4 молитвенные школы.
Стараниями зарубежных благодетелей было восстановлено воложинское кладбище, которое находится прямо в центре города. Там можно увидеть могилы основателя воложинской иешивы Хаима Воложинера, других воложинских раввинов, а также евреев, которые были расстреляны в годы Второй мировой войны.
Сегодня в центре города сохранились остатки типичной еврейской застройки. Утеряно здание синагоги. Знаменитая иешива сохранилась, и сейчас за ней следит еврейская община. Туда можно попасть на экскурсию в составе группы.
Ивье гордо носит звание самого, пожалуй, мультикультурного белорусского местечка. Здесь на протяжении веков соседствовали беларусы, поляки, татары и, конечно же, евреи. В конце XIX века евреи составляли абсолютное большинство населения местечка. Из 2173 человек 1744 (или 80 %) были евреями.
Все изменила Вторая мировая война, после которой еврейская жизнь в Ивье не была восстановлена. Согласно последним переписям сегодня в Ивьевском районе живет только 2 еврея. Похожая участь постигла и синагогу в Ивье. От всего комплекса до наших дней сохранилось только три здания, причем в самой синагоге сейчас размещается детская спортивная школа, во второй сохранившейся синагоге – мясная лавка. Ничего не осталось и от еврейского кладбища. В центре городка можно увидеть сохранившиеся жилые дома, которые раньше принадлежали евреям.
Память о страшных событиях живет не только в самом Ивье. Неподалеку от города, в деревне Стоневичи, раз в год 12 мая, собираются евреи со всего мира, чтобы почтить память расстрелянных во время Второй мировой войны.
Места памяти Шоа
Шоа – более корректное название геноцида евреев во время Второй мировой войны. В общемировой практике чаще используется «Холокост», что в переводе с древнегреческого означает «всесожжение» или «жертва всесожжения». Этот термин употребляется не только в контексте геноцида евреев, но и в отношении истребления других меньшинств: людей с инвалидностью, цыган, гомосексуалов. Шоа с иврита переводится как «Катастрофа» и по своему буквальному значению считается более уместным. Еврейское сообщество не согласно со статусом жертвы, так как жертва бывает во имя чего-то. Поэтому используют термин из Танаха – священного писания в иудаизме.
Минское гетто было одним из самых крупных в Европе и занимало второе место по количеству узников в СССР после Львовского гетто. На нескольких улицах, которые сейчас находятся в самом центре Минска, содержалось около 100 тысяч человек.
Некоторые исследователи полагают, что в Минске было три гетто. Уже сразу после оккупации беларусской столицы был дан приказ всему еврейскому населению переселиться в специально огороженный район. Все не-еврейское население должно было выехать с той территории. Большое Минское гетто находилось в границах Юбилейной площади, улиц Сухой, Коллекторной.
Сегодня в Минске на месте массового расстрела евреев находится памятник Яма. Он был установлен уже в 1947 году и стал первым памятником в СССР с надписью на идиш. Правда, поэта Хаима Мальтинского, который придумал текст для надписи, и каменотеса через два года сослали в лагерь. В 2000 году в мемориале был установлена бронзовая скульптура, которая изображает группу мучеников, которые спускаются вниз, навстречу смерти.
Малый Тростенец
Самый крупный лагерь смерти на территории СССР, который унес жизни более 200 тысяч человек. Среди его жертв граждане не только Советской Беларуси, но и Чехословакии, Польши, Австрии.
Он находится недалеко от микрорайона Шабаны, на окраине Минска. Память замученных жертв начали увековечивать еще в Советском союзе. Сегодня мемориальный комплекс «Тростенец» объединяет несколько мест массовых расстрелов: сам лагерь смерти Тростенец, урочище Благовщина (место массовых расстрелов) и урочище Шашковка (место массовых сожжений).
Уже в независимой Беларуси был создан полноценный мемориальный комплекс, где можно пройтись по «Аллее памяти».
Вопреки распространенному мнению, Бобруйск не был главным еврейским городом в Беларуси. Евреи составляли 31 % от общего населения. Сразу же после оккупации Бобруйска немецкими войсками в начале июля 1941 года в городе было создано гетто, которое просуществовало до конца 1941 г., а 30 декабря 1941 г., Бобруйск был объявлен свободным от евреев городом.
Память о тех страшных событиях сохраняется в мемориальной сети. Главным образом, памятники Шоа находятся на еврейском кладбище в Бобруйске. В самом центре Бобруйска открыта аллея, посвященная «Праведникам мира» – людям, которые спасали евреев во время Шоа. А прогуливаясь по улице Бахарова, обязательно обрати внимание на знак памяти узникам Бобруйского гетто.
Главные сохранившиеся синагоги
Синагога в еврейском мире была не просто местом для молитв. Там также собирались для решения различных вопросов и учились. Первые синагоги на территории Беларуси возникли уже в XIV веке. К концу XIX века в каждом штетле была как минимум одна синагога. Для сравнения – сегодня во всей Беларуси действует лишь 11 синагог.
Гродненская хоральная синагога
Гродненская хоральная синагога – рекордсменка сразу в двух номинациях: одна из самых крупных в Европе и самая старая из действующих на территории всего бывшего СССР.
Первая версия синагоги была построена еще в 1575-1580-х гг., и для ее строительства специально был приглашен итальянец Санти Гуччи. Но всего спустя 37 лет в 1617 г. эта синагога была уничтожена при пожаре. Потом синагога еще несколько раз сгорала дотла и снова восстанавливалась.
Самыми страшными для гродненской синагоги оказались 1940-е годы. С приходом в Гродно советской власти синагога оказалась закрыта, а во время оккупации немецкими войсками использовалась как место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы. Богатое убранство синагоги было разграблено. А позже здание использовалось как пищевой комбинат, аптечное управление и даже в качестве мастерских.
После распада Советского союза синагогу вернули еврейской общине. Благодаря ее усилиям, здание удалось восстановить: уже отремонтирована часть фасада и внутреннее убранство. Синагога открыта не только для молитв, но и для обычных посетителей – на ее базе работает Музей истории гродненских евреев. Перед посещением лучше запастись наличными для пожертвований. Синагога восстанавливается своими силами – не пожалей копейку на доброе дело!
Еще одна из самых старых сохранившихся до наших дней беларусских синагог. Она была построена еще в 1642 году. Ее внешний облик довольно сильно отличается от гродненской синагоги – строили слонимскую синагогу как важную часть оборонительной системы города. Но за мощными стенами скрывалась прекрасная лепнина, орнаменты и настенная живопись. Вся эта красота начала приходить в упадок после пожара в 1881 году. Но синагога все равно продолжала свою работу. В настоящий упадок она пришла уже во время Советского союза: здание у еврейской общины отобрали, и оно использовалось в качестве некоторых хозяйственных нужд.
Сегодня синагога вновь вернулась во владение еврейской общины Беларуси, но, к сожалению, средств на ее реставрацию пока что не удалось найти и здание продолжает медленно разрушаться. Чтобы попасть внутрь, придется в буквальном смысле пролезть сквозь отверстие в стене. Возможно, не слишком безопасно, но точно не стоит упускать возможность полюбоваться красивыми очертаниями постепенно разрушающихся барельефов и полусколотых надписей на иврите.
Ошмянская синагога выделяется своим внешним видом, в котором представлено интересное сочетание местных архитектурных традиций, еврейского колорита и даже духа Востока.
Здание сохранилось до наших дней, там работает выставочный зал местного краеведческого музея. Чтобы попасть внутрь, обязательно предварительно свяжись с сотрудниками. Они не только откроют саму синагогу, но и даже проведут небольшую экскурсию.
Как и большинство других уникальных достопримечательностей в этом гайде, ошмянская синагога неактивно, но все же ищет частные средства на консервацию. В первую очередь, нужно сохранить уникальные росписи, которые сохранились внутри здания.
Кладбища
Представить беларусский город или местечко без еврейского кладбища сто лет назад было очень сложно. Но в тяжелые времена 40-ых годов XX века еврейские кладбища осквернялись и закрывались. Позже советские власти могли на месте кладбища открыть, например, детский сад или футбольный стадион. Но все-таки некоторые кладбища сохранились до наших времен, а несколько из них даже восстановлено.
Раков когда-то считался не только столицей контрабандистов, но и был славным еврейским местечком – до начала Второй мировой войны около 60 % его населения составляли евреи.
Раковское еврейское кладбище – одно из самых старых в стране. Самые первые могилы датируются серединой XVII века. Находится оно в самом центре местечка – опознать вход можно по большой звезде Давида на входных воротах.
К счастью, Раковское кладбище смогло избежать участи большинства еврейских кладбищ. Советские власти из-за нехватки средств не сумели его ликвидировать, хотя кладбище порядком обветшало. Но стараниями еврейской диаспоры оно было восстановлено, сегодня там даже можно побродить среди мацев с надписями на иврите.
Маленькое местечко Друя в Витебской области примечательно не только тем, что оно находится на самой границей с Латвией. Там расположено уникальное еврейское кладбище. Во-первых, оно считается одним из старейших в Беларуси – первые захоронения были сделаны предположительно в XVI веке. А во-вторых, только здесь в Беларуси можно увидеть цветные росписи на мацевах.
Часть кладбища уже снесена, часть раскопана. Гуляя по нему, с трудом можно различить надписи на мацевах. Но на те 250, что сохранились, совершенно точно стоит посмотреть.
Деревенька с таким поэтичным названием с Ильичом на самом деле не связана. Ленин впервые упоминается уже в 1568 году. И, кстати, под этим именем. Ради чего стоит приехать в Житковичский район? Например, чтобы посмотреть на уникальные деревянные мацевы.
Подобные мацевы сохранились только в двух местах во всем мире: в городе Унеча в России и в беларусском Ленине. Кладбище является полузаброшенным, но на древних мацевах до сих пор можно рассмотреть буквы, написанные замысловатым алфавитом.
На самом деле, деревянные мацевы – это очень сильный отход от канонов иудаизма. Некоторые исследователи предполагают, что такие захоронения свидетельствуют о крайней бедности усопших.
Места, связанные с людьми
Беларусь подарила еврейскому (и не только) миру множество известных и важных личностей. Президенты Израиля, философы, богословы, духовные лидеры, актеры, художники – список известных фамилий внушительный. Правда, памяти о большинстве этих людей практически не осталось. Но о некоторых важных для еврейской культуры деятелях созданы мемориалы или музеи.
Раввин Хафец Хаим и его могила в Радуни
Раз в год обычная деревушка Радунь в Гродненской области оживает. Туда со всего света съезжаются сотни евреев, дабы почтить память Хафеца Хаима, выдающегося ученого-талмудиста. Он оставил после себя невероятное наследие: его труд о злословии считается очень важным в еврейском мире. А еще некоторые исследователи полагают, что Хафец Хаим предсказал Шоа.
В самой Радуни можно посмотреть на недавно отреставрированную усилиями еврейских выходцев из Беларуси могилу философа. Но для полного проникновения местным колоритом нужно приезжать в день смерти раввина. Он умер 24 элуля по иудейскому летоисчислению. Но еврейский календарь плавающий, поэтому каждый год в христианском календаре эта дата меняется. До масштабов гуляний в украинской Умани далековато, но что-то подобное здесь можно увидеть каждое лето.
Гений Парижской школы, художник Хаим Сутин
Один из представителей славной когорты «наши люди в Париже» Хаим Сутин родился в местечке Смиловичи, что совсем недалеко от Минска. В Беларуси гений жил очень бедной жизнью, а для его семьи даже холст и кисть были роскошью. Возможно поэтому полностью его талант смог раскрыться уже в Париже.
В родном местечке Сутина память знаменитого уроженца чтят. Там работает музей «Пространство Сутина», где можно познакомиться с творчеством и разными периодами жизни гениального художника. Могила художника находится в Париже, но в Смиловичах можно увидеть могилу отца, деда и прадеда Сутина. Они были восстановлены стараниями волонтеров несколько лет назад.
Кроме Сутина в Смиловичах родились и другие художники Парижской школы: Михаил Кикоин и Шрага-Файбиш Царфин. О них тоже можно узнать в Смиловичском музее.
Лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес и его дом в Вишнево
Известнейший израильский политик и лауреат Нобелевской премии мира родился на Воложинщине в деревушке Вишнево. Правда, прожил он там совсем недолго – в возрасте 11 лет он эмигрировал вместе с родителями в Израиль. Однако малую родину не забывал и дважды приезжал в Вишнево, где говорил по-беларусски. Сам дом, где жил политик, не сохранился, но его восстановили местные власти. Узнать его можно по голубой краске и мемориальной табличке. Зато сохранился колодец, из которого пил патриарх израильской политики.
Пока что специального мемориала или музея в Вишнево не создано. Но местные жители охотно расскажут тебе историю жизни Шимона Переса. Главное – не бояться идти на контакт.
Еврейская Беларусь сейчас
Еврейская община в Беларуси продолжает жить и развиваться. Кроме сохранения и восстановления древностей, она также создает и новые проекты. Синагоги, музеи и даже школы – чем живет современная еврейская Беларусь?
В октябре 2017 года на родине Марка Шагала в Витебске впервые за 100 лет открылась синагога. Она построена по всем канонам иудаизма. Внутри можно увидеть 12 светлых ступеней, которые ведут вверх. Есть миква (бассейн для ритуальных омовений), куда поступает дождевая вода. В восточную стену синагоги вмонтированы камни из Иерусалима, которые символизируют Стену Плача.
Синагога гармонично вписывается в общий вид старых зданий по улице Грибоедова. Если бы все новые здания выглядели так, то нам точно не пришлось бы стыдиться за современный вид беларусских городов.
Музей еврейского сопротивления в Новогрудке и новый мемориал
В 1943 году из Новогрудского гетто удалось сбежать более 300 узникам. Это был самый большой еврейский побег во время Второй мировой войны на территории Европы. За четыре месяца узники вырыли туннель протяженностью 220 метров.
Спустя 63 года было решено увековечить их подвиг и, стараниями потомков спасшихся (а среди них – и предки зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера), открыть в Новогрудке Музей сопротивления.
В музее реконструирован туннель, через который сбежали узники, также там можно увидеть фотографии и информацию о партизанском отряде Туве Бельского, благодаря которому беглецам удалось спастись. Из других экспонатов – инструменты, которыми узники рыли землю, нары, сухпаек в 220 грамм, который полагался заключенным.
Неподалеку от музея находится памятник жертвам Холокоста, который изображает 12-летнюю девочку Михлу Сосновскую. Она смогла убежать из гетто, но была расстреляна немцами. Ее история так тронула местного бизнесмена, что он на свои деньги решил построить памятник.
В Пинске, который еще сто лет назад называли «Полесским Иерусалимом», работает еврейская школа. Начинала она свою работу как классы нацменьшинств при пинской СШ №6.
С 2004 года школа вышла в свободное плавание. Чтобы туда поступить, необязательно иметь еврейское происхождение или быть мальчиком. В школе могут учиться дети обоих полов. Разница в условиях: на бесплатное обучение могут рассчитывать только этнические евреи. За деньги в школе могут учиться люди любого происхождения.
Авторка выражает благодарность Григорию Хейфецу за помощь при подготовке материала
Фото – Григорий Хейфец, Аркадий Соболев, palasatka
Комментарии (10)
Статья вызвала много вопросов: 1. С точки зрения грамматики русского языка правописание слов "беларусский", "авторка", "гайд" считается нормативным? 2. Мне кажется, названия подзаголовков статьи не совсем удачными. Например, название "Главные штетлы Беларуси". Когда существовали штетлы, не было еще такого слова - "Беларусь". А когда появилось название страны "Беларусь", штетлов уже давно не существовало. Так что это скорее "Бывшие еврейские местечки (штетлы), существовавшие на территории современной Беларуси". А когда доходишь до раздела "Места, связанные с людьми", сразу задаешься вопросом: "А до сих пор речь шла о каких местах?" И кладбища, и штетлы тоже с людьми связаны. Может быть, не настолько знаменитыми, но тем не менее... 3. Музей сопротивления в Новогрудке действительно "реконструировал" 200-метровый тоннель? Или это неудачно подобранное слово? О глубине и полноте изложения материала судить не берусь. Конечно, многое осталось "за кадром". Но текст надо отредактировать. Или переписать. И может быть, стоит сразу указать конкретные адреса, номера телефонов, рабочие часы и прочие данные, полезные для посетителя этих мест.
1. "Штетлы строились по одной схеме. В центре – рыночная площадь с торговыми рядами. Там же находились синагога (молитвенный дом), хедер (начальная еврейская школа) и иешива (аналог вуза в еврейском мире)".
- складывается впечатление, что были такие поселения - штетлы, которые каким-то особенным образом строились, этими самыми загадочными евреями. а где-то в других местах существовали белорусские местечки, с церквями, костелами и ратушами. и каждый тип поселения строился сам по себе.
2. "Мир... был один из самых больших и важных штетлов не только в Беларуси, но и вообще в Восточной Европе".
интересна классификация штетлов по размеру. а Мир точно был одним из самых больших? и даже в Восточной Европе? Как понимать это «один из самых больших»?
3. стилистика почти всех предложений и абзацев заставляет вспомнить "Цветы для Элджернона". почитайте вот это абзац, например: "Сегодня в Минске на месте массового расстрела евреев находится памятник Яма. Он был установлен уже в 1947 году и стал первым памятником в СССР с надписью на идиш. Правда, поэта Хаима Мальтинского, который придумал текст для надписи, и каменотеса через два года сослали в лагерь. В 2000 году в мемориале был установлена бронзовая скульптура, которая изображает группу мучеников, которые спускаются вниз, навстречу смерти". ! Попробуйте подсчитать сколько здесь грубых стилистических и логических ошибок! как и во всём тексте.
4. Мемориальная сеть в Бобруйске. ...Сразу же после оккупации Бобруйска немецкими войсками в начале июля 1941 года в городе было создано гетто, которое просуществовало до конца 1941 г., а 30 декабря 1941 г., Бобруйск был объявлен свободным от евреев городом.
Память о тех страшных событиях сохраняется в мемориальной сети. Главным образом, памятники Шоа находятся на еврейском кладбище в Бобруйске. - что такое мемориальная сеть? и есть ли она ещё где-либо, кроме Бобруйска?
5. "здание у еврейской общины отобрали, и оно использовалось в качестве некоторых хозяйственных нужд" - здание - в качестве нужд. конгениально.
6. Известнейший израильский политик и лауреат Нобелевской премии мира родился на Воложинщине в деревушке Вишнево. Правда, прожил он там совсем недолго – в возрасте 11 лет он эмигрировал вместе с родителями в Израиль. Однако малую родину не забывал и дважды приезжал в Вишнево, где говорил по-беларусски. - говорил в детстве или когда приезжал?
Сам дом, где жил политик, не сохранился, но его восстановили местные власти.
- ого, значит всё-таки восстановили? местные власти? дом Переса? находка!
Узнать его можно по голубой краске и мемориальной табличке. Зато сохранился колодец, из которого пил патриарх израильской политики.
- почему же "зато", если и дом якобы восстановили?
Пока что специального мемориала или музея в Вишнево не создано.
- а в музыкальной школе (ДШМ) что находится ?
1. "Штетлы строились по одной схеме. В центре – рыночная площадь с торговыми рядами. Там же находились синагога (молитвенный дом), хедер (начальная еврейская школа) и иешива (аналог вуза в еврейском мире)".
- складывается впечатление, что были такие поселения - штетлы, которые каким-то особенным образом строились, этими самыми загадочными евреями. а где-то в других местах существовали белорусские местечки, с церквями, костелами и ратушами. и каждый тип поселения строился сам по себе.
2. "Мир... был один из самых больших и важных штетлов не только в Беларуси, но и вообще в Восточной Европе".
интересна классификация штетлов по размеру. а Мир точно был одним из самых больших? и даже в Восточной Европе? Как понимать это «один из самых больших»?
3. стилистика почти всех предложений и абзацев заставляет вспомнить "Цветы для Элджернона". почитайте вот это абзац, например: "Сегодня в Минске на месте массового расстрела евреев находится памятник Яма. Он был установлен уже в 1947 году и стал первым памятником в СССР с надписью на идиш. Правда, поэта Хаима Мальтинского, который придумал текст для надписи, и каменотеса через два года сослали в лагерь. В 2000 году в мемориале был установлена бронзовая скульптура, которая изображает группу мучеников, которые спускаются вниз, навстречу смерти". ! Попробуйте подсчитать сколько здесь грубых стилистических и логических ошибок! как и во всём тексте.
4. Мемориальная сеть в Бобруйске. ...Сразу же после оккупации Бобруйска немецкими войсками в начале июля 1941 года в городе было создано гетто, которое просуществовало до конца 1941 г., а 30 декабря 1941 г., Бобруйск был объявлен свободным от евреев городом.
Память о тех страшных событиях сохраняется в мемориальной сети. Главным образом, памятники Шоа находятся на еврейском кладбище в Бобруйске. - что такое мемориальная сеть? и есть ли она ещё где-либо, кроме Бобруйска?
5. "здание у еврейской общины отобрали, и оно использовалось в качестве некоторых хозяйственных нужд" - здание - в качестве нужд. конгениально.
6. Известнейший израильский политик и лауреат Нобелевской премии мира родился на Воложинщине в деревушке Вишнево. Правда, прожил он там совсем недолго – в возрасте 11 лет он эмигрировал вместе с родителями в Израиль. Однако малую родину не забывал и дважды приезжал в Вишнево, где говорил по-беларусски. - говорил в детстве или когда приезжал?
Сам дом, где жил политик, не сохранился, но его восстановили местные власти.
- ого, значит всё-таки восстановили? местные власти? дом Переса? находка!
Узнать его можно по голубой краске и мемориальной табличке. Зато сохранился колодец, из которого пил патриарх израильской политики.
- почему же "зато", если и дом якобы восстановили?
Пока что специального мемориала или музея в Вишнево не создано.
- а в музыкальной школе (ДШМ) что находится ?
Исправить этот текст невозможно в принципе, настолько он убого и безграмотно написан. Я думаю, его автор не сможет писать квалифицированные тексты даже и через 20 лет. Только светские хроники, пересказы событий из "Дома-2". речь не просто о каких-то фактологических ошибках, а о отсутствии навыков мышления.
Исправить этот текст невозможно в принципе, настолько он убого и безграмотно написан. Я думаю, его автор не сможет писать квалифицированные тексты даже и через 20 лет. Только светские хроники, пересказы событий из "Дома-2". речь не просто о каких-то фактологических ошибках, а о отсутствии навыков мышления.
Господа, я, конечно, дико извиняюсь, но:
- что вы можете говорить о неверности сказанного, если сами не разбираетесь в теме (об этом говорит то, как вы отзываетесь о фактах в статье, которые, на самом деле, верны. в этом могу заверить как я, студент института современного иудаизма, так и человек, который помогал в написании статьи, а именно член еврейской общины Беларуси, специализирующийся в данной теме). С еврейской части все чисто;
- Александр, вам что, делать правда нечего? Или вы, высказывая критику таким образом, поднимаете свою самооценку и ожидаете даров прямиком из небесной канцелярии за ваши сладостные уста?
- критика - это, безусловно, ключ к совершенствованию. Вот только факт того, что вы высказываетесь фактически анонимно, не дает вам право, б-г с объективной критикой, переходить на личности.
Говорить, безусловно, нужно. Но насколько будут полезны выше упомянутые вещи? Очень просто назвать все окружающее экскрементами и орать, как плохо пахнет. Только от того, что вы орете, чуда не случится, и никто за это вас по головке не погладит.
Плохой текст? Напишите, что плохой и в чем, собственно, косяки. Эмоциональная окраска тут вовсе не обязательна. Хотите сделать доброе дело? (Конечно, не хотите) Напишите, что и как исправлять.
И будьте мужчиной в конце концов, а не истерящей рыночной хабалкой.
Напишите, пожалуйста, в чем ошибки, и мы постараемся их исправить.
"Напишите, пожалуйста, в чем ошибки, и мы постараемся их исправить."
Вы знаете, при всём уважении, проще написать новый. Возникает ощущение, описанное в известном произведении: "смешались в кучу кони-люди".
Начните с изучения источников. К коим ни в коей мере не относится Вики и Великий Гугл.
Тема литовских евреев была подробно рассмотрена С. А. Бершадским еще в эпоху «проклятого царизма». Труд так и называется - "Литовские евреи". "Гуглится" элементарно. Понимаю, что полтысячи страниц освоить нелегко, трудиться нелегко в принципе.
Как архитектор, рассмотрю отдельные характерные "Ужасы нашего штетла".
1. "Штетлы строились по одной схеме. В центре – рыночная площадь с торговыми рядами. Там же находились синагога (молитвенный дом), хедер (начальная еврейская школа) и иешива (аналог вуза в еврейском мире). Теперь ты можешь без проблем ориентироваться в Воложине или Ружанах, даже если ты там никогда не был(-а) прежде."
В этой цитате прекрасно всё!
По планировке белорусских городов имеется неплохой объём литературы, в т.ч. современных исследований. Наиболее полное - Ю. В. Чантурии "Белорусское градостроительное искусство: средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм в системе европейского зодчества".
Планировочная схема городов и МЕСТЕЧЕК была не одна. См. вышеупомянутую работу. Далее. Никто не строил никаких «штетлов». Город (местечко) получал королевский или великокняжеский привилей на управление по «немецкому» или «хелминскому» праву (Магдебургия), или привилей на основание поселения получал магнат (от короля, само собой). Евреи приглашались в города (опять же, привилеем В. к. или Е. М. короля). Пресловутая, забившая баки "историческая толерантность" - не какое-то "особое духовное свойство" наших шчырых продкау, а результат императивной деятельности правителей.
Для городов XVI – XVII в. было характерно компактное проживание еврейской общины. В отдельных случаях в еврейский квартал устраивались брамы (Брест, Несвиж), которые закрывались на ночь и в отдельные празднияные дни.
«Синагога (молитвенный дом), хедер (начальная еврейская школа) и иешива (аналог вуза в еврейском мире)». Синагога и школа – как правило ОДНО здание (синагога – «шул» - школа). Архитектурно – один объём.
«Теперь ты можешь без проблем ориентироваться в Воложине или Ружанах, даже если ты там никогда не был(-а) прежде.»
Посетив много местечк, не страдая географическим кретинизмом, не возьмусь утверждать, что «без труда сориентируюсь в любом». Как-то смело у вас выходит. Как в анекдоте:
- Как найти площадт Ленина? - Нужно длину Ленина умножить на ширину Ленина.
2. Мир... «это был один из самых больших и важных штетлов не только в Беларуси, но и вообще в Восточной Европе»
Есть статистика? Ссылка на исследования? Или сакральные сведения из Всемирной Помойки? Обоснуйте сей смелый вывод!
3. «в Мире сохранилась часть типичной застройки, характерной для штетла»
См. п. 1. Нет «типичной застройки, характерной для штетла». Есть застройка, характерная для местечек Речи Посполитой, в т. ч. присоединённых к Российской империи. «Типовая» застройка второй половины XVIII и середины – конца XIX века, знаете ли, отличается. Как и застройка 1920 – 1930-х гг.
4. «тщательно отреставрировано в классическом новобеларусском стиле с однородно окрашенными стенами и стеклопакетами»
Это что за стиль такой? Агрогламур? Хай-так? По какому справочнику классифицировали?
5. Почему НИКАК не упомянута столица литовских евреев Бриск-де-Лита? Информации – ноль!
При том, что синагога XIX в. таки сохранилась и «органично вписана» в объём кинотеатра «Беларусь»
За сим извольте откланяться. С уважением!
Пропущены как минимум две знаковые личности: Хаим Вейцман из Мотоля и Элиэзер Бен-Йехуда из Лужков
К сожалению, очень слабая статья. Десятки грубых ошибок, ляпы, опечатки, неточности на грани глупости. Не владеете темой - не беритесь писать на серьезные темы.