Косаричи: как устроена деревня, у которой есть будущее
16–18 сентября этнографическая инициатива Šukańnie организовала творческий кэмп в деревне Косаричи в Глусском районе. Ситуация – супермэтч, ведь 34travel давно хотел познакомиться и с командой Šukańnie, которая ездит в экспедиции по далеким вёскам, и с энтузиастами, которые возрождают жизнь в Косаричах, привлекая активных гостей и новых жителей в деревню с 500-летней историей.
Движуха в «медвежьем углу» в 180 километрах от Минска началась шесть лет назад с подачи Андрея Уфимцева – бизнесмена из Москвы. Косаричи – деревня его матери и ее предков. Собственно, соседский центр, который здесь впоследствии появился, назван в честь прадеда Андрея – «Макар-клуб». Вокруг «Макар-клуба» и формируется сейчас комьюнити людей, которым интересны деревенский быт и эстетика, а также поиск единомышленников. В клуб готовы приезжать за сотни километров, чтобы побыть среди «своих».
А началось всё с того, что Андрей заинтересовался темой возрождения глубинки и социального дизайна деревень, углубился в релевантную информацию, читал Глеба Тюрина, автора книг «Опыт возрождения русских деревень» и «Как поднять нашу глубинку». Когда местные косаричские на заре соцсетей нашлись в «Одноклассниках», начались разговоры о том, как раньше было хорошо, а теперь деревня умирает. Андрей по-предпринимательски решил: что обсуждать, когда надо делать – и набросал план действий. В реализации этого плана его поддержала, как зовет ее Андрей, «мать деревень русских» Катя Затуливетер, основательница компании «Альтуризм». Включились и товарищи-альтуристы, которым близка идея социального вклада: эти люди повидали мир, хорошо зарабатывают и испытывают желание нести в мир определенные ценности. Так в Косаричах началась новая жизнь.
Что уже сделано/делается в Косаричах:
Субботники. Первые абсолютно добровольные уборки в местном парке и на обочинах дорог прошли в 2016–2017 годах при поддержке сельсовета и редакции районки «Радзіма». Смысл – в том, чтобы поддерживать порядок на своей земле своими силами, создать добрососедскую традицию.
Возрождение часовни. Неравнодушные местные и жители окрестных деревень расчистили фундамент разрушенной церкви Георгия Победоносца и получили благословение на строительство церкви-часовни. Начался сбор средств на инициативу, донаты поступали из Бобруйска, Минска, Москвы, Тамбова, Нижнего Новгорода и других городов.
Арт-остановка. Гостей в Косаричах встречает остановка с буслом и цитатами из Максима Богдановича. Предки поэта и его родственники по отцу жили в этой деревне.
Парк арт-скамеек. Это коллаборация с Британской школой дизайна в Москве. Студенты «Британки» предложили проекты скамеек, которые местные могли бы собрать из подручных материалов. Победителей выбирали «референдумом» в социальных сетях и среди местных. Скамейка, набравшая больше всего голосов, – оранжевая пирамида возле клуба.
Праздники. В 2017-м здесь прошел фестиваль косарей «Коса реки», в 2018-м организовали фестиваль «Живые люди» – с кинопоказом одноименного документального фильма, выступлением музыкантов.
Соседский центр. Летом 2021 года было вновь открыто здание ранее заброшенного сельского клуба. Общая идея состоит в том, чтобы превратить его в современный общественный центр, где можно проводить разные творческие и образовательные мероприятия.
Круглогодично в Косаричах проживает 25 человек. Летом приезжают дачники с детьми, набирается человек 200. Насколько эти люди включаются в инициативы? В деревне живет Михаил, который сделал детскую площадку, занимается пристанью, постоянно что-то обновляет. Есть Наталья, которая решает серьезные вопросы с райисполкомом. Есть Елена с мамой, которые собирают деньги на фундамент храма-часовни.
Катя: «Не обязательно, чтобы они включались именно в наши инициативы. В развитии деревни важно, чтобы появилось много центров: один это делает, один – то, они могут быть друг с другом не согласны, и ничего страшного в этом нет. Все местные жители имеют право создавать свое пространство и таким образом оно получается уникальным. Наши действия по развитию деревни предполагают, что есть много разных лидеров, и каждый делает что-то свое. Не так, чтобы Андрей придумал – и все строем пошли делать. Клуб – да, больше идея Андрея. Но здесь тоже смысл в том, чтобы привлечь разных людей, которые сюда переселятся. Кто-то будет заниматься гостиничными номерами, кто-то – кафе, кто-то – ретритным центром или чем-то еще, и это всё будет взаимодействовать».
«Все местные жители имеют право создавать свое пространство»
Андрей: «Я смотрел на здание клуба как девелопер, понимая, что здесь остались стены и крыша, причем крыша уже начала течь, а это конец. Выкупить здание заняло год, дальше мы с Катей стали его развивать, провели архитектурный конкурс, у нас есть проект, который победил. Но потом начались события типа ковида, и мы просто скинулись с Катей и соинвестором Пашей, не реконструировали клуб, а восстановили его и запустили как культурный центр. Концепция такая: мы принципиально не хотим заниматься вокруг клуба никакой коммерцией, мы хотим, чтобы вокруг культурного центра образовались новые социальные инвесторы. Вторая составляющая концепции – объединить предпринимателей вокруг этого центра, чтобы предпринимательство развивалось и друг друга усиливало: кто-то сплавы организует, кто-то гостей размещает, кто-то хлеб печет – они не конкурируют, а помогают друг другу».
Клуб открылся в июне 2021 года с песнями и танцами от коллектива Сергея Выскварки. Этим летом в Косаричах состоялся фестиваль пленочного кино «Без попкорна», на который приезжали и из Бобруйска, и из Минска, и из Гомеля. На вопрос, зачем всё это нужно лично Андрею, он отвечает: «Надо слезливую историю, а у меня ее нет» – и рассказывает о планах.
«Мы хотим, чтобы вокруг культурного центра образовались новые социальные инвесторы»
Андрей: «В следующем году будем делать второй фестиваль пленочного кино, скорее всего, он будет ежегодный. Идея моя, у меня есть товарищ из Новочеркасска, он фанат киномеханики и приезжал в Косаричи. Я поставил в клубе два аппарата, которые здесь когда-то стояли. Теперь у нас здесь целая коллекция кинотехники. На фестивале местные приходили на что-нибудь известное вроде “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а народ приезжал на Феллини. Сейчас мы договорились с “Гомельским киноклубом” об их участии в трехдневном фестивале, где они сначала будут рассказывать о режиссере, фильме, времени, а после показа будет обсуждение у костра. Один из дней хотим сделать с фильмом “Обнаженное танго” и пригласить тангерос, чтобы сделать вечер танго в красном цвете.
В ноябре у нас будет тусовка моих друзей историков антропологов из МГУ, РГГУ – из Мезоамериканского центра Кнорозова. В следующем году они будут делать антропологический фестиваль с лекциями и семинарами о майя, связанные с календарем и прочим, что широкой публике может быть интересно. А в ноябре мы здесь погуляем на выходных, сделаем презентацию следующего года».
Что в Косаричах адшукала Šukańnie?
«Макар-клуб» готовы предоставлять бесплатно под социальные проекты, а под коммерческие – за небольшие деньги, главное – чтобы здесь всё время что-то происходило, а приезжие могут поселиться в местных домиках. Так, проект низовой этнографии Šukańnie бесплатно использовал клуб как точку сборки кэмпа, в программе которого театр теней с Леной Штык соседствовал с народными спевами с Дарьей Зуевой, участники делали мифические маски под присмотром Bazinato и практиковали всякие другие творческие штуки.
Собственно Šukańnie занимается этнографическими экспедициями: участницы инициативы ездят по деревням, находят старожилов и болтают с ними о житье-бытье, проходятся по календарным праздникам, просят спеть, если что-то запоется. Об экспедициях в деревни Косаричи и Велемичи, что на Полесье, планируют выпустить документальный фильм.
«В Косаричах главная находка – это возможность расширения комьюнити»
Алина: «Проект мы создали год назад, и Косаричи была первая деревня (если не считать деревню моей бабушки), куда мы поехали в экспедицию. Мы узнали, что открывается соседский центр, и подумали, что это будет классная идея – совместить: поехать на открытие центра плюс в экспедицию, где мы точно познакомимся с ребятами, которые расскажут, с какими бабушками можно поговорить. Адшукалі тут классную песню. Баба Воля заспявала. Как во многих традиционных песнях, первые четыре радка – про перекладывание эмоций на природу: туча шла темная, а я грустила, потому что меня выдали замуж не за того, которого любила. У нее тоже такая песня: аллегория с природой, которая перекладывается на жизнь девушки».
Саша: «Кроме этнографических находок Šukańnie – это еще и про поиск людей. И в Косаричах главная находка – это возможность расширения комьюнити вокруг Кати и Андрея. Находки в поле культурных проектов в деревне не менее важны, чем научные».
Аня: «Вчера у нас был круг знакомств, где люди рассказывали про себя, и очень многие делали акцент на том, как сейчас хочется чувствовать, что есть люди, которые думают о том же, о чем и ты. Наверное, каждый второй говорил про коммуникацию, возможность познакомиться, узнать новые места, куда можно приезжать и чувствовать себя дома. Мы с таким же ощущением кэмп придумывали: нужно где-то всех собрать, где-то со всеми пообщаться, нужно найти людей, которым всё это интересно. И когда выяснилось, что люди, которые сюда приехали, думали про то же самое, это было очень классно. Все друг в друга попали».
Общим замыслом было объединить традиционную культуру и творческие практики в деревне, дать участникам возможность что-то поделать руками, телом или словами – повзаимодействовать с пространством и с традиционной культурой, через творческое раскрепощение протянуть ниточку к традиционной культуре и мифам. В Šukańnie хотят стряхнуть пыль с этнографического материала и интерпретировать его в современной культуре. И «Макар-клуб» оказался идеальной площадкой для этой затеи благодаря его «супертрансформируемости». Андрей перечисляет: «У нас там три музея, выставочный зал, кино-концертный зал, кафе, коворкинг, зал для йоги, библиотека, общественная гостиная – всё в одном пространстве». Кто-то добавляет: «А теперь и воркшопная!».
Саша: «За лето стало очевидно, что людям интересно ездить в деревни, и сельская культура очень многим близка эстетически. Когда мы ездили в экспедиции, нам примерно пятнадцать человек каждый раз писали: “Возьмите нас с собой!”. Было очевидно что у городских жителей есть огромный запрос выбираться на ретриты, кэмпы, летники. Ты уже наездился в “свою” деревню и ищешь новый способ быть среди единомышленников, заниматься чем-то классным, открывать новое. Это уже вопрос комьюнити. И мне кажется, это на самом деле будущее. Эпоха глобализации просто умерла, мы все поедем в деревню. Летающие машины – это не будущее, а вот парное молоко – будущее».
Фото: palasatka