История, воплощенная в архитектуре. Маршрут по еврейскому Минску
Еврейская история Минска – это не отдельная история еврейской общины, это неотъемлемая часть наследия современной Беларуси, история развития и становления города. Она позволяет лучше понять, кто такие современные беларусы и каков их национальный код.
Центр беларусско-еврейского культурного наследия в рамках Беларусско-Еврейского Фестиваля подготовил аудиогид по еврейскому наследию столицы. А специально для 34travel ребята отобрали главные точки маршрута. Исследуя его, мы окажемся в Минске XIX – начала XX веков, из центра города заглянем в предместья и жилые кварталы, узнаем как отмечали праздники, какими профессиями и ремеслами владели местные евреи, какие магазины и лавки были самыми популярными и что в них продавали. Выдвигаемся искать новые истории в привычных местах.
Улица Интернациональная
Первым названием улицы Интернациональной было Зборовая. Успела она также побывать и Тюремной, потому как вела от тюрьмы – Пищаловского замка. А с 1882 года стала Преображенской.
В 1882 году город настигла беда – пожар, затронувший почти весь Минск. «21 июня около 11 часов дня вспыхнул в нескольких местах от неисследованных причин пожар, который к двум часам дня обратился в ужасный поток огня, охвативший населенную и торговую часть города», – писали в газетах. Около 80 % территории города пострадало от огня. Большинство утраченных районов были заселены евреями. Пожар 1882 стал поворотным событием в истории, после которого Старый Минск принял свой новый облик.
Не исключено, что пожар был результатом антиеврейского поджога. После убийства Александра Второго в городах Черты оседлости то и дело вспыхивали погромы, нередко сопровождающиеся пожарами. Минчанин Авром Лесин, заставший Большой минский пожар в детстве, вспоминает: «Прошел слух, что города Израиля (так образно называли между собой города Черты еврейской оседлости), в которых будет трудно разжигать погромы, будут подожжены. Ходили слухи, что Большой минский пожар, вероятно, был устроен специально».
Так что же изменил этот пожар на Преображенской (современной Интернациональной) – и какое еврейское наследие там можно увидеть сегодня? Рассказываем.
Дом Мойши Броня
Адрес: ул. Интерациональная, д. 4-6
После пожара господин Мойша Бронь обратился в мэрию Минска с проектом строительства одноэтажного кирпичного дома, вместо уничтоженной деревянной постройки. В 1891 году Мойша Бронь снова постучался в мэрию с проектом строительства еще одного дома – рядом с уже построенным. Оба фасада создавали единый узор прямоугольных арочных оконных проемов, а в середине второго этажа был балкон с кованым ограждением, который можно увидеть и сейчас.
Пройдя через арку, мы попадем в уютный дворик. Раньше здесь находились одноэтажные жилые деревянные и кирпичные постройки для хозяйственных нужд.
Нужно отметить, что в те времена – в начале XX века – дома в народе называли в честь их владельцев. Под этими именами их и знали горожане. «Встретимся у дома Мазо», «она живет напротив дома Грингауза» – так говорили минчане. Поэтому этот дом был известен как дом Мойши Броня.
Дом Мазо
Адрес: ул. Интерациональная, д. 8
Владельцем этого здания был купец Вульф Мазо, поэтому доходный дом был известен под его фамилией. На первом этаже Дома Мазо находилась проездная арка со сводами. На втором – балкон с кованым забором. Над дверным проемом балкона стояла лепная ваза с цветами, по обе стороны проема – витые колонны, которые сохранились и сегодня. В конце XIX века, одновременно с домами Мойши Брони и Мазо, были построены и остальные здания на этой улице. Дома в основном строились как доходные, то есть предназначенные для сдачи квартир в аренду.
Дом Грингауза
Адрес: ул. Интерациональная, д. 14
В XIX веке на участке земли по адресу: Интернациональная, 14 находились деревянный и кирпичный дома. Сперва они принадлежали семье Радштейнов, а после перешли к мещанину Гилелю Вечиревину. Еще позднее эта земля перешла новому владельцу, купцу Неваху Грингаузу, и он начал строительство большого кирпичного дома со стороны Преображенской улицы, которое полностью завершилось лишь к 1886 году. Именно под именем Грингауза этот дом появился в газетах и объявлениях. Но вскоре здание приобрел минский банкир Леопольд Лурье, чьи инициалы «Л.Л.» и сегодня можно заметить на кованой решетке в арке, ведущей во двор.
Дом Лифшица
Адрес: ул. Интерациональная, д. 16
Дом Грингауза плотно прилегает к дому № 16. Украшенное двумя симметричными башенками и балконами, это здание привлекает внимание своим необычным видом. Сверху на фасаде сохранилась надпись «1913» – это год окончания строительства. Минский купец Соломон Гиршович Лившиц купил этот участок у купца Гилеля Мордуховича Рубинштейна в 1907 году вместе с ранее существовавшей на нем постройкой конца XIX века. На участке был возведен новый дом, а по окончании строительства он был сдан в аренду под банк господину Лурье. Дом Лившица за более чем столетнюю историю почти не изменился. Он сохранил образ, полученный при строительстве: это красивое здание в стиле модерн, украшенное майоликовыми плитками и коваными балконами.
***
Дальше улица Интернациональная ведет к Верхнему городу, экскурсию по которому можно продолжить с первым выпуском аудиогида от Беларусско-Еврейского Фестиваля.
***
Улица Комсомольская
Долгое время эта улица называлась Фелициановской – в честь одноименной каплицы монастыря иезуитов, который находился здесь в XVIII веке. Со второй половины XIX столетия улица стала носить имя Богоявленской, а позже – Богадельной. Само собой, это не понравилось пришедшим к власти революционерам – и с 1922 года улица получила свое современное название – Комсомольская.
Дом Ветеревина
Адрес: ул. Комсомольская, 11
В конце XIX века рядом с гостиницей находился комплекс домов под единым номером 11, принадлежавший минскому купцу Йоселю Сройлевичу Ветеревину. Позже участком владели Давид Файбишевич Гендель и господин Рубинштейн. Здание, фасады которого выходят на Революционную и Комсомольскую, было построено в начале XIX века, но сильно пострадало в Большом Пожаре.
В то время дом Ветеревина был богато украшен лепниной – макронами и декоративными балконами. А в начале ХХ века почти все помещения первого этажа занимали разнообразные торговые лавки. Здесь продавали галантерею, головные уборы, домашнюю утварь. Здесь же располагались молочная лавка и винный магазин, в котором можно было найти отличную коллекцию известных европейских вин.
Сегодня в доме Ветеревина располагается знаменитый Красный дворик.
Школьный двор
Сердцем еврейского Минска был так называемый Школьный двор – квартал на углу Немиги и улицы Школьной (на месте этой улицы теперь расположена спускающаяся к Немиге лестница у здания бывшего Белпромпроекта). Никаких учебных заведений там не было, а словом «школа» вплоть до начала ХХ века называли синагоги (на идише – «шул»). Отсюда и названия – Школьная улица и Школьный двор.
На Школьном дворе бился пульс минской еврейской жизни. Здесь не только молились и изучали мудрость Торы. Тут решались важные общественные и социальные вопросы, обсуждались последние новости. Сюда стремились в поисках укрытия, когда чувствовали приближение беды. Всего на Школьном дворе было 14 синагог и молитвенных домов. Архитектурной доминантой этого комплекса был бэс-мэдреш (молитвенный дом) похоронного братства «Шиве круим» с импозантным куполом, на углу Немиги и Школьной. В конце 1920-х годов здание обветшало и было разобрано.
Главной синагогой Минска была Холодная синагога, которая находилась в глубине Школьного двора. Согласно преданию, ранее в этом здании размещалась церковь. Она была приобретена у христиан в 1573 году и перестроена под синагогу. О ее древности свидетельствовали толстые стены, контрфорсы и арочные своды. В отличие от других синагог, эта не служила местом учения, поэтому не обогревалась – отсюда и ее название. Холодная синагога могла бы стать древнейшим зданием Минска – она простояла в городе около 400 лет. Но в 60-х годах прошлого века была снесена и безвозвратно утрачена. Чтобы представить, как выглядела синагога, можно обратиться к картине Мая Данцига «Мой город древний, молодой», где художник в 1972 году изобразил ее по памяти.
Раковское предместье
Раковское предместье – одно из старейших мест города, возникшее вдоль старой дороги, ведущей в местечко Раков. Уже с XV-XVI этот район начинают заселять евреи – торговцы и ремесленники, и территория предместья становится все больше. Когда-то Раковское предместье было лишь улицами вдоль реки Немиги, включающими в себя и улицу Еврейскую (это современная Коллекторная), и Юбилейную площадь до самой Татарской Слободы – территории проспекта Победителей вблизи Дворца Спорта и Гостиницы «Юбилейной». А в XIX веке предместье приобретает свой современный внешний вид.
Раковое предместье было кварталом доходных домов, небольших фабрик, заводов и ремесленных мастерских. Оно было плотно застроено колоритными фасадами и деревянными трущобами и густо заселено в основном рабочими этих же мастерских и заводов. В разное время здесь находились небольшие мастерские Рубенчика, Авербуха, Поляка, Айзенштата и достаточно крупные обойные фабрики Шифмановича и Лифшица.
Что сейчас посмотреть в Раковском предместье?
Дом Рубинштейна и Дом еврейских свадеб
Адрес: ул. Раковская, д. 12-14; ул. Раковская, д. 17
Господину Рубинштейну принадлежали дома 12 и 14. Сначала в доме Рубинштейна жил сам хозяин с семьей. Позже он перешел в христианство и передал здания Мужскому православному приходскому Петропавловскому училищу.
Рядом с Домом Рубинштейна находится дом Черчиса, больше известный как свадебный зал «Черчис» или Дом еврейских свадеб. Внутри этого дома на стене сохранились довоенные росписи. Предположительно, ранее здесь была синагога, после – танцевальный зал, затем – кинотеатр, а в 1906 году проходили собрания революционеров.
Эта улица не была мощеной. Каждый день рабочие выходили из деревянных домов и сквозь грязь и слякоть отправлялись на фабрику, располагавшуюся неподалеку. Если захочешь представить эту картину – вспомни любую сцену фабричного квартала с трущобами из Голливудских фильмов – и сделай поправку на местный колорит. В конце XIX века среди трущоб и деревянных дворов Раковской в семье Якова Майера и Сары Мельцер родился мальчик Лазарь. Мир позже узнает его как Луиса Майера – создателя киностудии Метро Голдвин Майер. Возможно именно он привнес дух своей Раковской в Голливуд.
Дом с мезузой
Адрес: ул. Раковская, д. 20
Сегодня минчане ласково называют это здание «дом с мезузой», как бы выделяя его еврейскую историю. Однако ничего удивительного в том, что на дверном косяке дома висела мезуза, еще 100 лет назад не было.
Логично, что дом получил свое название из-за того, что еще до недавнего времени у входа в здание с правой стороны на старых резных деревянных дверях оставался след от мезузы – футляра со свитком пергамента, содержащим часть текста молитвы «Шма» – важной молитвы иудаизма. Мезуза обычно крепится к косяку двери в еврейском доме в память о выходе евреев из Египта.
Хозяйкой минского дома с мезузой была Цейта Веньяминовна Уревич – еврейка, по некоторым сведениям мать владельца винокуренного завода в районе современной синагоги на улице Даумана на Переспе.
В 2001 году во время ремонта дома при разборе печи были найдены документы: протокол, приказ и приговор о нарушении правил конспирации, которые датировались 1926 годом. Они принадлежали еврейской сионистской организации «Ха-шомер ха-цаир» (в переводе «Молодой страж»), что с 1923 года была нелегальной в СССР.
В доме с мезузой сохранилась оригинальная кирпичная кладка, но деревянные двери со следом от мезузы были заменены в результате ремонта. Сегодня часть дверного косяка сохранена.
Синагога Зальцмана
Адрес: ул. Раковская, д. 24
Самое старое сохранившееся здание Раковского предместья – бывшая синагога Зальцмана. Она была построена в 1864 году на средства купца Зальцмана для бедных евреев квартала.
Синагогу закрыли 1921 году, а позже надстроили второй этаж и разместили один из первых кинотеатров города.
«Талмуд-Тора»
Адрес: ул. Витебская, 21а
Здесь находилось еврейское религиозное учебное заведение для сирот «Талмуд-Тора». Оно было построено на благотворительные деньги. Комплекс включал просторный двор, фруктовый сад и интернат на 40 еврейских сирот. «Талмуд-Тора» существовала на пожертвования горожан. Несколько комитетов обеспечивали учеников питанием и одеждой. Одним из представителей такого комитета был Вениамин Поляк – первый владелец гостиницы «Европа». После «Талмуд-Торы» ученики могли переходить на обучение в иешивы.
«Талмуд-Тора» была закрыта в 1921 году. С того момента и до 1941 года здесь находился Еврейский педагогический техникум.
Минская иешива
Адрес: ул. Витебская, 10
Одна из жемчужин Раковского предместья – здание Минской иешивы. Когда-то это был один из центров духовного еврейского образования и высшее еврейское религиозное учебное заведение. Основным правилом иешивы было то, что каждый юноша, независимо от своего статуса и социального происхождения, мог получить образование и достигнуть высшей степени учености благодаря способностям и прилежности.
Сегодня внутри здания сохранилась практически оригинальная планировка. Взгляни на окна интересной формы на здании иешивы. Точно такие же мы могли заметить на здании «Талмуд-Торы».
К слову, Беларусь знаменита своими иешивами по всему миру. В многочисленных иешивах страны обучались юноши со всей Европы. Одна из самых известных иешив находилась в Мире. А в Воложине располагалась «Эм Ха-Ешивот» (ивр. «мать иешив»). Среди ее выпускников: Авраам Ицхак Кук – создатель течения религиозного сионизма и Хаим Нахман Бялик – национальный израильский поэт, а также много других выдающихся личностей.
***
Более полную версию этого маршрута по еврейскому Минску слушай в аудиогиде.
***
К слову, специально для гида фотограф Кася Сыромолот создала набор открыток по местам из маршрута. Его можно купить в Национальном художественном музее и галерее Арт-Беларусь или заказать по ссылке.
Материал подготовлен Центром беларусско-еврейского культурного наследия.
Фото – palasatka.