Судьба минских храмов никогда не была простой: XX век многие их них не пережили. Нет больше лютеранской кирхи, мечети в Татарской слободе и Хоральной синагоги в мавританском стиле, а те храмы, что сохранились, побывали и складом, и Домом спорта, и киностудией. Рассказываем истории самых известных минских храмов.
Красный костел (костел святых Сымона и Елены)
пл. Независимости, 15
У минского шляхтича Эдварда Войниловича в 1887-1903 годах умирают двое детей: сын Сымон от скарлатины и дочь Алена от воспаления легких. По одной легенде, Алена перед смертью нарисовала эскиз костела, увиденного во сне. В память о детях Войнилович жертвует средства на возведение костела: условием строительства было посвящение святым Сымону и Елене и свобода мецената в выборе архитектурного стиля – он хотел, чтобы здание было уникальным для Минска. Эдвард Войнилович выбирает неороманский стиль как память о временах, когда христианство не делилось на православие и католичество – в частности, его вдохновил польский костел святой Эльжбеты. Архитектор Томаш Пойдзерский лично подбирал все детали, чтобы сохранить единый стиль здания. Башня костела была на то время самой высокой в городе, а сам костел – самым большим храмом. В советское время службы не проводились, в окне появился портрет Ленина, в помещениях расположилась киностудия «Советская Беларусь» (здесь снимали классику беларусского советского кино и документалистику), а написанная специально для храма икона Божьей Матери с видом Минска, костела и детьми Войниловича отправилась в музей. Правда, люди начали приходить туда специально для молитвы. На этом приключения костела не закончились: в 1960-ые его чуть не переделали в кинотеатр или магазин «Детский мир» в соответствии с реконструкцией площади. В результате костел оставили на месте, но Дом кино в здании все-таки сделали (помимо заседаний кинематографистов там смотрели даже голливудское кино). В 1990 костел вернули католической общине. Останки мецената Войниловича сейчас находятся возле входа в костел.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
ул. Кирилла и Мефодия, 3
В 1633 году на месте теперешнего Кафедрального собора стоял храм католического монастыря бернардинок. Через сто лет монастырь сильно пострадал от пожара, здание перестраивалось и к 1860 стало православным храмом. До 1922 года вместе с ним существовал и монастырь. Главная легенда этого места – об обретении иконы Минской Божьей Матери в 1500 году. Считается, что впервые такой образ написал апостол Лука. Список с иконы привез в Киев князь Владимир в IX веке – там она и находилась до XV века, когда во время татарского нашествия с иконы сняли все украшения и бросили в Днепр – а дальше она появилась уже в Свислочи 13 августа 1500 года. Дальше икона несколько раз меняла место жительства: побывала и в уже не существующем Минском замке, и в базилианском мужском монастыре, и в музее. К дальнейшему чудесному покровительству иконы летописи приписывали победу над татарским войском под Клецком в 1506 году, а сам образ иконы появился на гербе Минска с XVI столетия.
Церковь Александра Невского
ул. Козлова, 11
Эта церковь в византийском стиле, в отличие от многих других минских, практически полностью сохранила свой первоначальный облик с 1898 года. Храм построили в честь солдат, погибших во время русско-турецкой войны: за алтарной стеной есть их братские могилы, а на мемориальной доске перечислены имена 118 солдат-беларусов, погибших при взятии Плевны. В самой церкви сохранилась деревянная походная церковь, которую использовали для молитв во время военных действий в Турции. А во время Второй мировой прямо через центральный купол церкви упала бомба – но не взорвалась. А при восстановлении церкви использовали красный кирпич с того же латвийского завода, который поставлял кирпич и в Кремль. Одна из икон церкви – авторства художника Николая Ге.
Военное кладбище, на котором стоит церковь, тоже заслуживает внимания. В XIX веке кладбище принадлежало Минскому военному госпиталю – это, как и Кальварийское, самое старое кладбище города. Если могилы тебя не пугают, можешь прогуляться среди столетних деревьев и посмотреть старые необычные памятники: на некоторых даже написан город изготовления и фамилия автора. Есть среди памятников резной армянский камень-крест хачкар в память о землетрясении 1988 года и жертвах геноцида в Османской империи.
Костел святого Роха (костел Святой Троицы)
пр-т Независимости, 44а
История этого храма – история про вещий сон, который приснился одному городскому жителю во время эпидемии холеры в 1631 году. По сну, спасение города зависело от святого Роха, традиционного защитника от чумы, статую которого нужно было найти под обломками старого костела. Сновидец поделился этим рецептом с окружающими, и все вместе они отправились на поиски статуи – она нашлась и была торжественно установлена в каплице на улице Золотая Горка. Каменное неоготическое здание вместо деревянного появилось в 1864 году – средства на него жертвовали представители всех конфессий в благодарность за спасение от той самой чумы. В 1930-ые храм был закрыт, статуя святого Роха пропала. В результате послевоенной застройки костел оказался спрятан во дворе (кто-то говорит, что это было спланировано специально), в костеле было книгохранилище, а какое-то время и зал камерной и органной музыки филармонии. Послушать орган во время службы можно и сейчас – как и посмотреть на новую статую святого Роха, уже металлическую. Само название улицы «Золотая горка» тоже не обошлось без легенды – то ли находили тут много кладов, то ли так впечатлились объемом щедрых пожертвований на строительство костела.
Церковь Петра и Павла
ул. Раковская, 4
Единственный памятник ренессансной архитектуры, сохранившийся в Минске, одно из самых древних городских строений, церковь, которую, как и Красный костел, по цвету стен иногда называли «Желтой». В 1611 году для строительства монастыря подарила землю княжна Авдотья Друцкая-Горская. Кроме монастыря, тут должна была быть школа, типография и больница для бедных. Строительство церкви и монастыря закончили в 1620 году – и он выглядел так же, как и сейчас. Толстые стены, башни – вполне возможно, что задумывалось здание как храм-крепость, и не зря: например, в 1734 году шляхтичи устроили разгром в церкви. К тому моменту, когда территория Беларуси вошла в состав Российской империи, это был единственный православный храм Минска – так что пожертвование на него сделала даже императрица Екатерина, а храм стал кафедральным собором в честь святой Екатерины. В 1933 году в соборе был склад сельди, после войны – государственный архив, а в 1972-79 годах внешний вид восстановили во время реконструкции, но вот наружные фрески бурных столетий не пережили.
Мариинский кафедральный собор
пл. Свободы, 9
Католический собор в стиле виленского барокко появился в Минске в 1710 как иезуитская резиденция. Две башни достроили только к 1732 году, одна должна была собирать верующих колокольным звоном, вторая – показывать время. Костел покрыли черепицей из Голландии, а часы и колокола привезли из Гданьска. В 1747 году построили новое здание иезуитского коллегиума. В 1773 году орден иезуитов распустили, а костел стал кафедральным. С 1920 года начинаются приключения: сначала тут был гараж и склад театральных декораций, а потом здание перестроили в спортивный комплекс «Спартак» – без двух башен было сложно догадаться, что здесь когда-то был храм. Правда, прохожие иногда продолжали креститься и даже молиться у входа. А помещения бывшей иезуитской школы сохранили свою образовательную функцию – тут сделали музыкальную школу. Кто-то не подозревал, что рядом «спрятан» храм, кто-то рассказывал легенды про подземные ходы монахов и спрятанные царские золотые монеты, которые нашли в строительном мусоре. В 1993 году здание вернули католикам и начали его реставрацию – кое-где даже удалось найти старые фрески.
Храмы Минска на карте
Больше историй про минские храмы читай здесь.
Фото - palasatka, murmurash, planetabelarus.by, lana-kr.ru, limberi.by, vsr.mil.by, anonimusi.livejournal.com