Почему тебе стоит посетить выставку к столетию Виленского беларусского музея?

|

Культурная программа

|

Автор:   Юлия Миронова

|

  7794

Почему тебе стоит посетить выставку к столетию Виленского беларусского музея?

В Национальном художественном музее проходит очень интересный выставочный проект, посвященный 100-летнему юбилею Виленского беларусского музея имени Ивана Луцкевича. Что же это за музей, чем он так важен для всех беларусов и почему мы очень рекомендуем увидеть его экспозицию – побывали на кураторской экскурсии с историком искусства Дмитрием Моничем – и рассказываем.

 

 

Что такое Виленский беларусский музей и чем была уникальна его экспозиция?

 

Виленский беларусский музей – это первый национальный беларусский музей, который действовал с 1921 по 1945 годы и находился в Вильно. Его экспонаты были собраны Иваном Луцкевичем – культурным и общественно-политическим деятелем, вклад которого в национальное возрождение беларусов переоценить сложно.

Внушительная коллекция древностей Луцкевича включала множество ценных артефактов, связанных с беларусской культурой: в нее входили произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, археологическая, этнографическая и нумизматическая коллекции, одежда, мебель, библиотека рукописей и старопечатных книг. 

Но, к сожалению, сам Иван не дожил до открытия музея: в 1918 году он передал всю свою коллекцию Беларусскому научному обществу – и вскоре ушел из жизни. Музей открыли в Вильно уже после смерти Луцкевича, в 1921 году, – и назвали его в честь культурного деятеля. 


Фото: Национальный музей Литвы

 

 Дмитрий Монич: 

«Это был первый существующий беларусский национальный музей в истории – коллекция, которую собирал беларус для беларусов. И собирал он именно беларусское. Название здесь говорит само за себя: Виленский беларусский музей».

 

 

Как создавался музей?

Как мы уже отметили выше, все началось с того, что Иван Луцкевич долго и скрупулезно собирал предметы, связанные с культурой и историей беларусских земель. 

 Дмитрий Монич: 

«Все экспонаты, связанные с Беларусью, которые попадали в руки Ивана Луцкевича, он всегда сохранял. Собирал он эту коллекцию для того, чтобы показать, что у беларусов есть своя богатая история культуры. И они имеют такое же право на наследие ВКЛ, как литовцы и поляки. 

В 1918 году, в преддверии окончания Первой мировой войны, в Вильно собрали беларусскую конференцию, где было принято решение учредить Беларусское научное общество. И Иван всю свою коллекцию артефактов передал в дар этому обществу. Он как будто предвидел, что не доживет до момента создания музея. В 1919 году Луцкевич уехал в Закопане, чтобы отдохнуть. Но будучи очень больным, Иван оттуда уже не вернулся.

К сожалению, Иван Луцкевич так и не увидел результатов своей работы – музей был основан в 1921-м, через два года после его смерти. Зато нам посчастливилось теперь пожинать плоды его активной деятельности».

Но почему же музей создали только в 1921 году, а не сразу после того, как коллекция была передана Иваном Луцкевичем Беларусскому научному обществу? 

 Дмитрий Монич: 

«Дело в том, с 1919 по 1921 год длилась Советско-польская война. И, конечно, это было не лучшим временем для открытия музея. После окончания войны западная часть Беларуси отошла к Польше, в том числе и Вильно. Вот тогда польская администрация и дала согласие на создание музея. А православное духовенство разрешило бесплатно использовать под музей несколько помещений в монастыре. В этих кельях и выставили наконец экспонаты, собранные Луцкевичем».

К слову, директором музея с 1921 по 1939 годы был Антон Луцкевич – родной брат Ивана. Его судьба, к сожалению, была тоже очень трагичной: Антона репрессировали в 1939 году, а в 1942-м он погиб.

 

 

 

Что стало с музеем и его экспонатами после 1945 года?

После окончания Второй мировой войны, в 1945 году, музей ликвидировали. Тогда же решили поделить экспонаты между Литовской и Беларусской СССР. Дележка получилась неравной: Беларуси досталась лишь малая часть экспонатов – львиная доля артефактов осталась в Литве. Хотя еще до войны была устная договоренность о том, что всю коллекцию Виленского беларусского музея перевезут в Минск. Договоренность эта в итоге не состоялась.

В послевоенное время доскональной каталогизацией артефактов Виленского беларусского музея, которые вернули в Минск, никто не занимался. Постепенно экспонаты разошлись по разным музеям. Многие из них находятся сейчас в хранилищах Национального художественного, исторического и других музеев. А та часть экспонатов, что осталась в Литве, хранится и выставляется в музеях Вильнюса.

 

 

Почему выставка к 100-летию Виленского беларусского музея – это важное событие?

Да потому, что после того, как Виленский беларусский музей в 1945 году закрыли, его экспонаты больше не выставлялись в одном месте как части единой экспозиции. Выставка в Национальном художественном музее – большое событие для культуры и истории Беларуси и отличный шанс своими глазами увидеть предметы из коллекции Виленского беларусского музея.

 Дмитрий Монич: 

«Условно экспозиция выставки разделена на две части. Первая – это реконструкция музея в Вильно начала XX века. Тогда в музее не было хранилища, а все экспонаты, которые были в коллекции, выставлялись одновременно. Все, что было – то и показывалось людям. Вторая часть выставки – это уже то, как мы бы видели экспонаты в современном музее.

Все предметы, представленные на выставке, – это оригинальные вещи из коллекции Виленского беларусского музея. Можно было бы брать и другие артефакты, чтобы раскрыть экспозицию и саму личность Луцкевича, но стояла задача показать именно то, что происходило из аутентичной коллекции. Работа над выставкой длилась год – и весь этот год разыскивались предметы. Казалось бы, что сложного? Ведь все они находились в хранилищах минских музеев. Но нужно было делать тщательную верификацию, чтобы уточнить, действительно ли конкретно этот экспонат был когда-то в коллекции Луцкевича».

 

 

Выставка, посвященная 100-летнему юбилею Виленского беларусского музея имени Ивана Луцкевича, будет проходить в Национальном художественном музее до 12 декабря. Записаться на кураторскую экскурсию по экспозиции можно здесь.

 

Фото: palasatka

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Выходные в Беларуси: 6 мест, чтобы почувствовать дух истории

Старинные усадьбы, парки, дворцы и усыпальницы: изучаем места с богатым историческим наследием.

Где поработать на удаленке? 6 коворкингов Минска

Круглосуточный спот, specially для дизайнеров, при универе.

Кальвинистские сборы Беларуси – в чем их уникальность?

Рассматриваем древние памятники: те, которые сохранились до наших дней, и те, которые были утрачены.

Еврейское наследие в Беларуси: что и где посмотреть?

Путеводитель по еврейским местечкам, местам памяти геноцида, синагогам, кладбищам и музеям, посвященным известным беларусским евреям.

Искусственный интеллект изменил беларусские памятники архитектуры. Сможешь их узнать?

Проверь, хорошо ли ты помнишь, как выглядят достопримечательности.

Зачем ехать сотни километров к старой стене? Интервью с Машей Непорядкиной

Как найти «гісторыка-культурную каштоўнасць» в лесу, почему консервировать лучше, чем реконструировать, и зачем водить экскурсии по заброшкам?

Сейчас на главной

Минск

Лучшее, что есть в Минске, в новом гайде от 34travel.

Как прошел Богач – главный осенний праздник беларусов?

Будь богатым, как осень!

Подкаст о беларусской гастрономии: Экзотика в меню

Рассказываем про моду на помаранчарни и нетипичные продукты в Минске 1920-х.

Ради каких спектаклей стоит поехать в другой беларусский город?

Фрик-шоу, Рэй Брэдбери и страх Вирджинии Вульф.

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

История любимых напитков и традиционных десертов.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках. 

Показать больше Показать больше