Самая высокая гора Ирландии. Большое маленькое восхождение на Каррантуил

Юля Плюхина из Москвы уже год живет в Нидерландах и исследует мир вокруг – например, волонтерит в серф-хостеле в Стране Басков или бежит полумарафон в Ирландии, а заодно и самую высокую гору страны покоряет. О последнем и будет рассказ Юли.

Эта история случилась со мной ровно год назад. Я увлеклась бегом. Дома бегать мне быстро наскучило, и возникла идея совместить бег с путешествиями. Пробежав первую десятку в Финляндии, я нацелилась на полумарафон в Ирландии. Получить ирландскую визу на десять дней оказалось сложнее, чем вид на жительство в Нидерландах, но тут-то мне и помогла заявка на участие в забеге: это уже не просто туризм, а спортивное мероприятие. Изумрудный стикер в паспорте до сих пор радует мой глаз.

Бежать полумарафон на побережье моря

В начале декабря я приземлилась в Дублине. Два дня я вкушала тот самый настоящий «Гиннесс» в местных пабах, раздавала чаевые музыкантам и разбиралась в правилах лошадиных скачек, но вот настал момент запрыгнуть в автобус, идущий на самый юг Ирландии, в Клонакилти.

Клонакилти – это крошечный городок на побережье Кельтского моря с населением меньше 5000 человек, но раз в году население чуть ли не удваивается за счет желающих бежать. Мне очень повезло с Airbnb: я поселилась в комнате над пабом, где по вечерам общалась с местными, преодолевая ирландский акцент. В целом, атмосфера настоящей Ирландии, которую не прочувствуешь в столице.

Подвела лишь погода – дождь начался, как только прозвучал свисток к старту. Сам маршрут оказался не из легких, с крутыми подъемами, но адреналин и дух соревнования гнали вперед. Именно в этот момент я начала влюбляться в природу Ирландии. Бесконечные зеленые долины под покровом серых облаков. Вот мы бежим по песчаному пляжу под звуки волн, а вот дикие лошади, пасущиеся возле реки, провожают нас фырканьем. 2:04 – таков был мой результат, я была им довольна. Еще оставались силы добраться до паба и заказать пинту.

«Вот мы бежим по песчаному пляжу под звуки волн, а вот дикие лошади, пасущиеся возле реки, провожают нас фырканьем»

Впечатлившись местной природой, я уже не хотела возвращаться в город, а хотела продолжить открывать ирландскую глубинку. Я проштудировала Lonely Planet, и мое внимание привлек Национальный парк Килларни – самый первый нацпарк Ирландии. Фотографии зеркальных озер и волшебных лесов убедили меня сесть на следующий трехчасовой автобус.

Туманный Каррантуил

До этого момента я ни разу не была в горах. По правде говоря, у меня вообще было смутное представление о том, что такое горы и походы. Конечно, как у любого амбициозного путешественника, у меня были мысли однажды взойти на Эльбрус или Килиманджаро, но все это всегда оставалось где-то на задворках сознания.

По прибытии я узнала, что помимо парка в Килларни есть и другая достопримечательность – самая высокая гора Ирландии, туманный Каррантуил. Во мне сразу все затрепетало: вот она, возможность узнать, наконец, каково это –  подняться на гору! Но вместе с вдохновением нашлось много отговорок: ботинки нормальные не взяла, опыта у меня нет, да и вообще одной как-то страшно.

«Давай завтра вместе на Карра.. ну, на гору взойдем?» – спросила меня Йоханна, студентка из Германии, которую я встретила накануне в хостеле. Мы возвращались в Килларни после целого дня, проведенного в каяке возле портового городка под названием Дингл. Уставшие, холодные, но довольные. «По мне – отличная идея!» – похоже, энергия от морского путешествия все еще бурлила во мне, поскольку только в следующую секунду я поняла, на что подписалась. Но раз уж Йоханна отважилась пойти со мной на каяках, хотя до этого она ни разу даже не держала весло, то теперь моя очередь пробовать новое.

В следующие часы мною были прочитаны различные блоги и статьи, досконально изучены все возможные маршруты и допрошен весь персонал хостела, который довольно скептически отнесся к нашей затее. Параллельно я пыталась смастерить что-то более менее подходящее из моей беговой экипировки (благо, я прихватила кроссовки для трейла и пару теплых носков, которые мама заботливо связала мне накануне поездки). Недостаток опыта все же волновал меня. Да, я занималась бегом и многочасовой хайк был сплошным удовольствием для меня, но это же гора, это уже другой уровень.

В какой-то момент я совсем уж разволновалась. Лежа на кровати с закрытыми глазами, я представила себя среди гор, представила, как впервые ступаю на вершину: «Надо идти! Кто знает, когда еще такая возможность предоставится? Полумарафон под дождем я осилила, а вот горы боюсь. Смешно».

«Полумарафон под дождем я осилила, а вот горы боюсь»

У нас все еще оставалась одна неразрешенная проблема: до горы надо было еще добраться, а именно – преодолеть 28 километров от хостела. Естественно, как человек, привыкший жить в Нидерландах, я предложила взять велосипеды напрокат. Два часа крутить педали, шесть часов в горах, и два часа ехать обратно: мы точно не выживем. С этой мыслью я заснула.

Следующим утром Йоханна окончательно развеяла все мои сомнения. Во время завтрака она познакомилась с девушкой из Белфаста, Анной, которая захотела присоединиться к нам и, о чудо, она была за рулем! Это уже не могло быть совпадением. Каррантуил ждет нас. С этого момента я почувствовала себя гораздо увереннее.

Восхождение

Гора Карантуилл довольно невысокая, всего 1038 метров. Дорога сама по себе несложная, но на пути встречаются опасные места. К тому же, было начало декабря, так что ветер и туман были нашими спутниками на протяжении всего путешествия. Весь маршрут в целом занимает 5-6 часов.

Около 9 часов утра мы стартовали. Первая часть дороги – это долина Хагс Глен. Отличное время, чтобы узнать своих новых спутниц, поболтать  и посмеяться. Вершина горы еще едва видна сквозь туман где-то там впереди. Через полчаса дорога провела нас между двумя озерами: озеро Гура и озеро Кали. Редкий солнечный свет отражается бликами на поверхности воды, ветер шелестит пожелтевшей травой; декабрьская природа Ирландии уже не кажется такой угрюмой. Но этой идиллии приходит конец, когда мы оказываемся у подножья Дьявольской Лестницы.

«Идиллии приходит конец, когда мы оказываемся у подножья Дьявольской Лестницы»

Дьявольская Лестница – это лощина, сплошь покрытая рыхлой осыпью камней и валунами. Все бы ничего, но за последнее время дорога вовсе износилась в связи с эрозией и притоком туристов. В сезон дождей можно заметить ручей, петляющий между камнями, отчего их поверхность становится скользкой. Да и вообще, никто просто так не назовет дорогу «Дьявольской».

Медленно, шаг за шагом мы начали путь наверх. Взбираться по Дьяволькой Лестнице – это как играть в шахматы: нужно просчитывать каждый ход заранее и представлять, как ставишь эту руку сюда, а эту ногу туда. Иногда приходилось поворачивать назад и искать новое решение для преодоления сложного участка. В какой-то момент я обернулась назад, и взгляд охватил всю долину, простиравшуюся передо мной. Серая долина, покрытая туманом, мрачная погода, но все же было что-то чарующее в этом мгновении. Сложно поверить, что я забралась уже так далеко. Тот момент, когда мы были между озерами, казался вчерашним днем.

На вершине Дьявьской Лестницы начинается последний отрезок пути: долгий и узкий склон, ведущий к Небесным Воротам (час от часу не легче от местных названий). Тут туман – твой злейший враг, скрывающий происходящее вокруг тебя: по сути приходится  идти практически вслепую. На расстоянии десяти метров уже ничего не разглядеть, и я просто подразумевала, что вершина где-то вон там. Дикий ветер дует в спину, так и норовя опрокинуть тебя с дороги. Становилось холоднее, пальцы переставали слушаться и все тяжелее было правильно уцепится за камень.

В какой-то момент я оторвалась от остальных и устремилась вперед. Я чуть ли не бежала к вершине. Ни усталости, ни боли в мышцах. Только голый энтузиазм и гора. Тот факт, что вершина была уже так близко, разжег огонь во мне. Однако мне пришлось остановиться, когда я услышала крики за собой. Мои горные подруги были немного позади и дали мне знать, что нужно подождать их. Как раз подходящий момент, чтобы сесть, передохнуть и набраться сил перед финальным рывком.

Хотя я и Йоханна все еще были настроены позитивно, Анна выразила сомнения, стоит ли нам продолжать путь: сгустившийся туман сильно беспокоил ее. Но забравшись так далеко, я уже не могла повернуть назад. Пара ободряющих слов – и мы снова карабкаемся вверх.

Вершина и спуск

На вершине горы нет ничего, кроме огромного стального креста. Хотелось бы описать волшебный вид, расстилавшийся передо мной, но вездесущий туман лишил нас этого удовольствия. Становилось уже почти невыносимо холодно, так что мы не задержались надолго. Короткий отдых, пара фото и самый вкусный бутерброд. Здесь, наконец, мы встретили других путешественников, отважившихся подняться на гору в декабре. Я поймала на себе странные взгляды. Один парень даже спросил, как мы умудрились добраться до вершины без горных ботинок и трекинговых палок. Но мы как-то добрались, и нам было слишком хорошо в этот момент. Оставалось лишь пожать плечами и улыбнуться в ответ.

Мне как-то сказали, что спуск с горы – это самая неприятная часть, и здесь я прекрасно поняла, почему. Дьявольская Лестница выглядит еще более устрашающей и неприступной, если смотреть на нее сверху вниз. Я мысленно почувствовала всю боль, предстоящую нам на пути вниз. Усталость усложняет задачу, но мысли о теплом душе и горящей еде гнали вперед.

Когда мы спустились обратно в долину, я была рада увидеть уже знакомые озера. Обернувшись назад, я почувствовала прилив гордости. Гора снова казалась далекой и неприступной, но уже не была чужой. Мы запрыгнули в машину. Как хорошо, что мы не взяли велосипеды!

Мои десять дней в Ирландии оказались более чем насыщенными на новые впечатления. Этот опыт был настоящей проверкой на выносливость и показал мне, что я сильнее, чем я думала прежде. Конечно, подъем на Каррантуил – это не самый экстремальный поход. И глядя на этот опыт сейчас, год спустя, мне немного смешно от того, как сильно я накручивала себя и волновалась. Теперь я с большей уверенностью смотрю на новые приключения (особенно с новой парой хороших ботинок). Все великие достижения начинаются с маленьких. Гора Карантуилл поделилась своей силой со мной в тот день, и теперь ни Эльбрус, ни Килиманджаро не кажутся мне чем-то невозможным.

Фото: из личного архива героини