Опыты: на мотоцикле по Ha Giang Loop во Вьетнаме

Слышал(-а) когда-нибудь о Ha Giang Loop – трассе в одном из районов Вьетнама, откуда открываются самые эпичные виды, которые только можно себе представить? Наша читательница Ира Симонович проехала этот путь на мотоцикле вместе с мужем и пятилетним ребенком – и рассказала нам обо всех тонкостях этого крутого опыта.

Мы долго решались на поездку во Вьетнам – и это даже не потому что у нас пятилетний ребенок. Речь скорее шла о нас, взрослых: в свое время мы уже разочаровались в Таиланде и боялись, что так же случится и в стране, о которой мы так мечтали. Нам было просто необходимо попробовать переиграть все заново и организовать все самостоятельно.

Подготовка

Подготовка началась с бесконечного прочтения отчетов в интернете. Бекпекерские и организованные поездки, от семей с детьми и от девушек с идеальными инстаграмами, от тех, кто ездил дикарем, и от тех, кто путешествовал с пометкой «лакшери». В одном из таких постов я наткнулась на Ha Giang loop. Описание обещало сказочные виды, не совсем еще утонувшие в потоке туристов, и незабываемое приключение в виде 340 км на мотоцикле.

В последние годы пройти трассу можно не только самостоятельно, но и организованно – на машине либо на мотоцикле с водителем. Такой вариант мы не рассматривали, но на всякий случай приценились, чтоб понять какие растраты нас ждут, если все же втроем на одном мотоцикле поехать у нас не получится. Три дня на машине с водителем (не обязательно говорящем на английском) плюс жилье и питание обойдутся в $ 200-250 с человека. Для сравнения: три дня самостоятельного путешествия становились нам в $ 160 на троих, включая дополнительную страховку за мотоциклы, бензин, ночлег и еду. На этом этапе жадность победила страх и, взяв до поездки пару уроков вождения, мы твердой рукой забронировали мотоцикл в Green Hill Hostel. Приблизительно на том же этапе на всякий случай я 354 раза загуглила «Ha giang loop is it safe».

Как добраться

Удобней всего добираться в Ha Giang из Ханоя на ночном автобусе. Мы решили шикануть и заказали VIP-автобус с подушками, пледами, шторками и кексиками в придачу к вай-фаю. А по предварительной договоренности могут еще и высадить прямо у хостела. Это сказочное удовольствие обошлось нам в $19 с человека. Заказывали здесь.

Аренда транспорта

Городок забит хостелами, и в каждом из мест проживания можно взять на прокат мотоцикл. После небольшой оценки рынка, мы остановили свой выбор на «Грин Хилл». К слову, в этом районе самые высокие цены на аренду (около $ 10 вместо $ 4-6, как во всех остальных городах Вьетнама), плюс к этому можно дополнительно оплатить страховку. Обязательные атрибуты поездки – налокотники и наколенники. А вот со шлемом надо разбираться заранее – не факт, что он будет в наличии.

Маршрут

Туристы, выезжающие на эту тропу, делятся на две категории. Первые все планируют заранее, решают где останавливаться по дороге, где ужинать и какой смузи заказать в придорожном кафе. Вторые – просто арендуют мотоцикл и по ходу дела решают где ночевать. Мы оказались где-то посередине: количество информации в интернете окончательно ввело меня в тоску, сменившуюся паникой, а потом и полным равнодушием. Конечно же, хотелось ничего не пропустить, заехать на все лучшие точки обзора, а душа требовала и экспромта. Но за день до поездки мы все же немного струсили и, окончательно определившись с маршрутом, заказали ночлег.

Начитавшись разного о качестве дорог, мы решили ехать не по классическому маршруту Ha Giang-Dong Van-Yen Min/Du Gia-Ha Giang, а преодолеть довольно длинный кусок в первый день и заночевать в Yen Min, на следующий день проехать 50 км через Ma Pi Leng Pass и заночевать в Meo Vac. При таком раскладе последний день оказался очень утомительным – с маршрутом в около 150 км.

День первый

Когда я наконец-то перестала крутиться из стороны в сторону и, казалось бы, готова была уснуть, водитель автобуса остановился и, постучав по креслу, указал на дверь. Пригород Ha Giang встретил нас светом одного фонаря, одиноким вьетнамским велосипедистом и не отвечающим на телефон хозяином хостела. 20 попытка оказалась успешной, и уже минут через десять мы спали на диванах в «Грин Хилл». Около 9 утра все в хостеле проснулись, и мы начали подготовку к выезду: изучили еще раз карту, выбрали мотоцикл и шлемы, съездили заправиться и купить воды. Одежду переложили в один небольшой рюкзак, сменную обувь – под сидение мотоцикла, а остальное оставили в хостеле.

«‎Пригород Ha Giang встретил нас светом одного фонаря, одиноким вьетнамским велосипедистом и не отвечающим на телефон хозяином хостела»

Первый час езды мы привыкали к мотоциклу – скорость не более 30 км/ч, многочисленные остановки и вопросы о комфорте всех пассажиров. Дорога оказалась отличной и уж точно гораздо выше всех наших ожиданий, пейзажи открывались просто невероятные – и в этот момент я поняла, что отказ от машины был верным решением. У нас была возможность останавливаться в любом месте, фотографировать до бесконечности и не переживать о плане поездки, в который надо обязательно вписаться. За каждым поворотом ожидали все новые и новые обзорные точки, с ними рядом всегда находились кафе с незамысловатыми названиями «Лучший пейзаж», «Самый лучший пейзаж» и, конечно, «Незабываемый пейзаж». В каждом из этих заведений можно выпить фруктовый смузи, традиционный кофе со сгущенным молоком или пиво. Еда тоже присутствует, но не стоит ожидать каких-либо кулинарных изысков.

После обеда мы застряли в пробке – перед нами был каменный обвал и экскаватор, пытающийся очистить дорогу. Еще полчаса – и мотоциклистам везет, а вот машины и автобусы остаются ждать полной расчистки. По большому счету, это единственное приключение за этот день – и мы в очередной раз порадовались нашему транспорту.

Ночевали мы в Йен Мин – совершенно непримечательном городке с огромным выбором арендных домов на центральной улице. Свой мы заказали заранее, и по обстановке и атмосфере он напомнил мне советские фильмы 80-ых. Не могу сказать, что было ужасно, но возможно имело смысл ночлег выбирать на месте, предварительно проверив несколько вариантов. Цены на жилье довольно похожи, и долларов за 15 можно переночевать в нормальном месте, а если и повезет – в эту цену войдет и завтрак.

С ужином была похожая ситуация: Google любезно предоставил нам на выбор несколько мест, но меню во всех было одинаковым, и мы остановились на ближайшем к гостинице ресторане. За десертом прогулялись по рынку и купили фруктов.

День второй

Во второй день нам предстоял переезд через перевал Ма Пи Ленг. Во многих отзывах рекомендовалось убедиться, что не будет осадков, проверить скорость ветра – и только тогда выезжать. Прошерстив все метеорологические сайты, переждав утренний дождь и упаковав рюкзак в мешок, мы выехали.

«‎Дорога оказалась отличной и уж точно гораздо выше всех наших ожиданий, пейзажи открывались просто невероятные – и в этот момент я поняла, что отказ от машины был верным решением»

Первой остановкой в этот день стал Chín Khoanh ramp – зигзагообразная дорога, отдаленно напоминающая румынский Трансфэгэрашан. На парковке нас ожидала толпа маленьких девочек, разодетых в национальные костюмы и ловко плетущих венки из горных цветов. Когда количество туристов значительно уменьшилось, юные бизнесменки ловко запрыгнули на мотоциклы и укатили на следующую точку. Мы тоже двинулись за ними, и следующей остановкой, которую мы заприметили случайно, стало историческое поселение хмонгов (Hmong king mansion).

Хмонги – одна из многих национальностей северного Вьетнама. Именно они по праздникам носят невероятные головные уборы с кисточками, свисающими на лицо. Большинство местных женщин, которых мы встречали по дороге, занимались сбором гречихи. Ты смотришь в бескрайние поля цветов, и где-то там вдалеке виднеется цветная точка, ловко передвигающаяся с места на место. Поистине завораживающее зрелище.

На входе в поселок с нас взяли оплату, на вьетнамском бодро пообещали всякого разного и указали в направлении королевского дома. По его периметру были расставлены лавочки с местным медом, травами и лечебными корешками. На стенах висели старые фотографии с кадрами из известного фильма, который тут когда-то снимали. Внутри – полнейшая эклектика: дети играют на странных музыкальных инструментах, к стене прикреплен огромный телевизор, декорированный свечами и гирляндами из цветов. В соседней комнате в полу дыра и на ней готовится еда, пожилая пара лежит на матрацах. У меня миллион вопросов, но по другую сторону – полное нежелание на них отвечать, поэтому мы решаем уехать.

В этот день мы решили не обедать смузи и жаренным рисом, а попробовать местный гриль. Небольшой самодельный шатер, 20 детских табуреток, металлический таз, наполненный углями и все – ресторан готов. Все меню перед глазами, не нужен переводчик, да и цены на все очень удобные: 50 центов за блюдо. Мне не понравилась только кукуруза, все остальное зашло просто на ура.

Переезд через перевал прошел гладко, было действительно ветрено, но дорога отличная, а людей на трассе практически не было. По пути мы остановились на Ma Pi Leng, недалеко от него была еще одна потрясающая точка с видом на каньйон Tu San.

Неожиданной находкой был Dong Van karst plateau geopark. К сожалению мы о парке не знали и приехали туда близко к закату, поэтому не смогли долго там гулять. Но то, что мы увидели за этот час, явно стоит продолжения.

Ночлег в Meo Vac (Ong Vang Meo Vac Hostel) был очень стильным: комнаты в цементных трубах и красивый двор. И только деревянный матрас омрачил всю атмосферу.

К ужину я подготовилась более основательно, изучила различные отзывы путешественников и найдя ресторан «идите в центр, на второй улице поверните налево и найдите третье помещение справа», решила, что нам обязательно туда надо. Дорога в центр была немного подозрительной: весь город увешан агитационными плакатами, из громкоговорителей звучали какие-то речевки, а на улицах почти никого. К слову, в ресторане было битком. Меню у них не было, так что выбор еды мы предоставили хозяйке.

Возвращение

Единственной сложностью третьего дня должно было стать расстояние: вместо уже привычных нам 60-80 км в день, нас ожидал путь в 140 км, часть из которого мы уже проезжали.

Завтрака пришлось ждать долго – хозяин поехал за свежими булочками и фруктами для смузи. В это время мы гуглили, куда еще можно заехать по дороге. Выехали мы позже запланированного и решили минимизировать остановки по дороге, чтоб не пришлось ехать по темноте. За весь день остановились только в небольшом кафе у дороги: выпили очередной смузи, поели ананас и потискали всех местных животных. А ближе к закату обнаружили Quan Ba – райские ворота, которые оказались одновременно и очень красивым и очень туристическим местом.

До хостела мы добрались уже в темноте, получили свои вещи и ключи от чудесного домика и отправились отдыхать. На ужин нас пригласили на знаменитый Hot pot. Обычно такие ужины готовят на большую компанию, и в зависимости от региона и предпочтений гостей, он может быть мясным, рыбным или вегетарианским. Огромная кастрюля с бульоном варится на маленьком огне, и в нее бросают овощи, тофу, мясо и лапшу. Все это проходит за неспешной беседой с рюмкой местной водки.

Так мы узнали, что у хозяев нашего хостела волонтерят ребята, которые помогают с английским, ведением страничек в соцсетях и букингом. На мой вопрос зачем, один из них развел руками и ответил, что это же совершенно особенное место, люди должны о нем узнать.

Послесловие

Помимо этой поездки, мы провели во Вьетнаме чуть больше месяца. Он совершенно разный, необычный и очень домашний. У него нет райских пляжей Таиланда, не везде есть супер-гламурные гостиницы, но лично для меня в этом и есть его прелесть. Я вспоминаю эти три дня на мотоцикле и до сих пор не верю, что все это было со мной. Сказочные пейзажи, гостеприимные люди и ветер, невероятный ветер в волосах. Что-то мне подсказывает что мы еще вернемся, но уже точно не на три дня.

«‎Я вспоминаю эти три дня на мотоцикле и до сих пор не верю, что все это было со мной»

Лайфхаки

Рейс из Ханоя прибывает в 3-4 утра, поэтому стоит заранее списаться с владельцами хостела, чтоб не остаться сидеть на лавочке у входа.

Погода очень переменчивая, стоит подготовить как дождевики, так и легкую одежду. Днем может быть невыносимо жарко, а ночью – прохладно и с дождем.

Три дня – это очень мало, если время позволяет, Loop можно проделать за 4, а при желании и за 6-7 дней, увеличив маршрут до границы с Китаем и знаменитых водопадов Ban Gioc.

В последние годы полиция усиленно проверяет наличие прав на мотоцикл. Большинство туристов ездит без них, что чревато штрафами как водителю, так и владельцу транспорта. На выезде из города стоит патруль, чтобы отлавливать этих самых туристов. Со слов хозяев хостела, в 11:30 патруль выходит на обеденный перерыв – и это самое удобное время для начала маршрута.

Большинство советует брать на прокат мотоцикл с ручным или полуручным управлением. Для людей без должного опыта это может очень усложнить дорогу. Мы долго сомневались, но все же решили взять автоматическое управление – и ни разу об этом не пожалели.

Полотенца, мыло и шампуни скорее всего не будут предоставлены, так что желательно заранее приготовить маленькие емкости для необходимых средств гигиены в дорогу.

Для того, чтобы удобно закрепить сумку, понадобится трос. Также желательно упаковать рюкзак в какой-либо чехол, так как погода крайне переменчива.

Аптечка, фонарики, наличные и крем для загара – необходимые атрибуты этой поездки.