Опыты: Свадебное путешествие вокруг света

Даже фьорды в Новой Зеландии будут не нужны, если не сохранять уважение и доверие к тому, с кем ты рядом. Семейная пара Юля и Яўген поженились и отправились в путешествие, обогнув земной шар и посетив 11 стран. Узнаем детали их приключений.

Мюнхгаузен выходит за Садовое кольцо

Яўген: Мы с Юлей очень долго жили в Москве: я 12 лет, а Юля – 7. Мы познакомились в рамках общей деятельности, связанной с Digital-рекламой в интернете. Год назад мы поехали в Венецию, где я сделал ей предложение, проплывая на гондоле под мостом Риальто, где делают предложения уже 300 лет подряд. После мы запланировали еще одну поездку, подумав: неплохо бы дерзнуть и выйти за рамки Садового кольца и крысиных бегов. Огромное количество людей считает, что за периметром Москвы жизни нет, что этот лучший город и он дал им все, и они никогда не уволятся. Мы решили сделать вызов себе и этим догмам, и позволить себе жить по-настоящему.

Юля: Хотелось поставить глобальный эксперимент – взять и вытащить себя из зоны комфорта, как Мюнхгаузен.

Яўген: Ты в этой зоне комфорта зацементирован. Любимая работа, стабильный доход, возможность почти ни в чем себя не ограничивать, даже путешествовать.

Юля: Но Садовое кольцо не дает уехать больше, чем на две недели, и ты возвращаешься, как будто ничего не было.

Как мы оказались в кругосветке

Юля: Мы начали говорить поездке по фану, и идея стала овладевать нами.

Яўген: Начали с идеи зимовки на Бали. Потом смотрим на карте: недалеко находится Австралия, там же Новая Зеландия, через океан – США.

Юля: Но почему бы перед тропиками немного не потрудиться? Гималаи, Аннапурна, Катманду…

Яўген: Так рождался маршрут нашей кругосветки. Иногда люди пишут: у меня была кругосветка. Проехал по Азии и еще нескольким странам без виз, потратил 100 долларов, просил с шапкой, спал на улице… Но мы решили полностью обогнуть земной шар, все 360 градусов.

Юля: Перелететь через Тихий и Атлантический океаны. Конечно, мы хотели бы переплыть, но не нашли вариантов.

Яўген: Так у нас появился маршрут, но мы не были уверены до конца и решили, что до Новой Зеландии по-любому долетим, а будем ли перелетать через океаны – посмотрим.

Юля: Визы хотели делать самостоятельно, и это заняло 2 месяца. Всего 4-5 виз и 11 стран: Москва, Чехия, Турция, Непал, Сингапур, Бали, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, США, Куба, снова США и Москва. Австралийскую и новозеландскую визу было сделать сложно. Если про визу в США можно посмотреть ролики на YouTube, то для этих стран – нет. Я сама не справилась с австралийской и заказала у агентов.

Ты и твой чемодан

Яўген: Осенью, ближе к зиме, возникла идея пуститься в эту авантюру, кругосветное путешествие, оно же свадебное путешествие, уже супругами. Мы решили пожениться, а до отлета времени было мало. Составили план, скрепили его печатями и помадой, обещая, что все это выполним. Сделали табличку в Exel и написали дедлайны.

Юля: Только благодаря этому мы ничего не упустили.

«Мы можем увлечься и поехать с прохожим на кофейную плантацию пить кофе лювак, хотя ехали вообще в другую сторону»

Яўген: На работе мне предложили взять отпуск за свой счет. Но я написал заявление об уходе по собственному желанию.

Юля: Я к тому времени подрабатывала на фрилансе, но увидела – всеми силами тянет назад. Мне постоянно предлагали вакансии, какие-то немыслимые зарплаты. Нужно было стиснув зубы сказать, что дороже: эти призрачные облака или цель? Жизнью надо наслаждаться, а не искать ее смысл и не работать, чтобы жить. Если не сейчас, то когда? Дети, бизнес – ты постоянно должен, постоянно на связи. А на самом деле ты никому ничего не должен.

Яўген: И мы решили дойти до конца.

Юля: Оказывается, очень страшно оставить город, в котором прожил много лет. Увозишь все свои вещи на хранение в сейф-ячейку и понимаешь: есть только ты и чемодан, а впереди – неизвестность.

Мы решили, что трекинг не для нас, и пошли в гору

Юля: Приезжая в страну, мы решаем на месте, где будем жить, будем ли снимать автомобиль или выберем другой транспорт, или будем ходить пешком. Ведь каждая локация, каждая страна или город живые. Само место начинает тебе открывать, что посмотреть – таким и был принцип нашего путешествия.

Прилетев в Непал, мы не знали, что пойдем на трекинг. В Покхаре, ближайшем пункте к горам, мы взяли таксиста и поехали встречать рассвет на горе. Тут Яўген понял, что нужно идти в трекинг. Он организовал его за один вечер с местным гидом, за этот же вечер мы купили полностью снаряжение и на следующее утро стартовали. У нас все так – step-by-step.

Яўген: Мы поднялись на высоту 3230 метров…

Юля: …и видели снежные пики. Хотя перед путешествием я говорила: «Яўген, а ты знаешь, есть такое понятие – ходить в трекинг?» Мы решили, что нет, это точно не про нас.

Сингапур и салют из телевизора

Юля: Затем мы летели на Бали. Туда можно попасть со стыковкой: либо Куала-Лумпур, либо Сингапур. И решили: давай посмотрим в Сингапуре салют на Новый год!

Яўген: У меня была мечта увидеть его, ведь раньше это было только на картинке из интернета или в новостях. После Нового года показывают, какие салюты были в мире: Таймс-сквер, Гонконг, Сингапур… И тут – побыть на этой площади, встретить там Новый год!

Юля: По прилету мы заметили большой контраст. Непал был весь разрушен после землетрясения 2015 года, люди в трущобах –  и потом попадаешь в технологичный и чистый Сингапур, где даже жвачку жевать нельзя. Там самый крутой аэропорт в мире. А в Катманду я пообещала, что никому не расскажу, как выглядит женский туалет, и час терпела до гостиницы.

Бали и хорьки, из которых вымывают самый дорогой кофе

Юля: Туризм и путешествия в корне различаются. Турист следует из точки А в точку Б по определенному маршруту, придерживаясь временных рамок и бюджета. Он знает, когда уезжает в следующее место. Путешествие – это когда находишься в жизни, ты внимателен к происходящему вокруг и к себе, к прохожим, к мелочам. Мы не туристы, и нам гораздо интереснее открываются места, о которых никто ничего не рассказал.

Яўген: Зачастую туристические места – это музеи, пляжи, и другие места, куда с точки зрения бизнеса лучше всего отправить людей.

Юля: Надо же, чтобы человек знал, чем себя занять две недели в году. Но мы не про это. Большинство мест я нахожу, глядя на карту. Мы можем увлечься и поехать с прохожим на кофейную плантацию пить кофе лювак, хотя ехали вообще в другую сторону.

«Мы заметили, что в России, в бывшем СССР, никто ни с кем не разговаривает»

Яўген: Мы на байке ехали в один из центральных районов Бали в отдалении от воды. Он очень красивый, тропический и зеленый. Проехали 2/3 пути, как на одном из поворотов из потока нас выдернул местный на байке: «Вы едете в Убуд? Я вам покажу дорогу». И мы приехали на плантацию, где он хозяин. Он нас угостил разными сортами кофе, включая кофе лювак.

Юля: Этот кофе – один из самых дорогих. Вкус интересный, в нем чуть больше горчинки. Кофе ферментируют хорьки, и их жалко: они сидят в клетках, зерна из них вымывают. В этом нет ничего гуманного.

Яўген: Лювак – это там зовут хорька. Мы попили кофе, отказались от приглашения в магазин и поехали дальше.

Питер и его настоящая австралийская семья

Яўген: Одна из самых важных встреч случилась с нами, когда мы летели в Австралию с Бали. Мы заметили, что в России, в бывшем СССР, никто ни с кем не разговаривает. А тут мы садимся в самолет, уступаем кресло мужчине лет 50-60, и он с нами первый знакомится.

Юля: Это был австралиец Питер. Он выпивает вино, и мы начинаем разговаривать за жизнь, смеяться втроем. Мы спрашиваем, знает ли Питер, где снять недорого автомобиль или апартаменты. По случайности в этом же самолете летит его друг, у которого свой автопрокат. Он нас знакомит.

В Австралии мы поплавали на Большом барьерном рифе, потом отправились в Сидней. Там посмотрели оперу, мост Харбор, закат и решили, что круто было бы увидеть на юге континента 12 апостолов. Мы взяли машину и за день проехали 1000 километров: Мельбурн, Великая океанская дорога. И я подарила Яўгену полет на вертолете на его день рождения.

Потом мы погостили у Питера, в его доме, познакомившись с женой и дочкой-спортсменкой, с  его собаками. Это настоящая австралийская семья. Сам Питер занимается стройкой, его жена – уколами красоты, что в Австралии очень престижно и дорого. Мы сдружились и до сих пор общаемся, его жена мне пишет, поет и присылает песни, а я играю на тибетской чаше и отсылаю ей записи.

Новая Зеландия – страна-заповедник

Яўген: Мы для себя открыли культуру кемперов и кемперванов. Путешествия в кемперванах очень развито в таких странах, как Новая Зеландия. Столица и города максимум 3-этажные, мало людей и почти нет движения, потому что в основном вокруг природа.

Юля: Это как будто один проект международного уровня. Новая Зеландия – страна заповедник. Все очень ухоженно, все трассы, все выстрижено. Нет ни одного кусочка, где бы что-то было не так.

Яўген: Как в Беларуси. Кстати, по поводу природы и ухоженности – у нас это на мировом уровне. Без преувеличения.

«Просыпайтесь, надо познакомиться с гостями»

Яўген: Интересных знакомств очень много. Например, мы приезжаем на огромную стоянку «Вагонвиллс» в США, там стоит куча трейлеров, много американцев. Они жгут костер, пьют пиво и предлагают нам, прямо как в кино.

Юля: Пустынная местность, темнота и звезды. А американцы отгородили свои кемперы и стоят вокруг огня.

Яўген: Мы заговорили с одним из мужчин. Он работает в Силиконовой долине удаленно – переехал из Сан-Франциско в маленький городок в горах с огромным кемперваном за 50 тысяч долларов. Раз в месяц он путешествует вместе с семьей с двумя детьми, с которыми он нас познакомил.

Юля: Они уже спали, но он открыл двери, включил свет и говорит: «Просыпайтесь, надо познакомиться с гостями». И они высовывают головы из-под одеяла и говорят: «Hello! Nice to meet you».

Мы сами состоим из звезд

Яўген: Потом в первом часу ночи он нас катал по холмистой пустыне. По ней ездят на чем-то вроде квадроциклов: маленькая открытая машинка на 4 колесах. Он нас повез кататься…

Юля: …на какую-то гору. Не для слабонервных. Было даже страшновато, мы ехали на скорости, и мужик напился пива. Но ты стоишь на этом холме, дует ветер и очень звездное небо – это был очень приятный момент. С этим человеком мы переписываемся в фейсбуке, он нас приглашал в гости.

Юля: Вообще хотела сказать: в Австралии, в Новой Зеландии совсем другие звезды, которых у нас не видно. Там виден Млечный путь. Отправляясь спать на Великой океанской дороге, мы поднимаем голову и видим Млечный путь, огромный и очень близкий. Такое ощущение, что мы сами состоим из звезд.

Куба: на тебя смотрят, потому что ты белый

Яўген: После недельного путешествия по Калифорнии мы сидим в машине и думаем, что делать дальше. Мы хотели побыть в США месяц, но там ужасная еда. Ты ешь органическую пищу из дорогого магазина, но живот надувается, как у беременной.

И мы решили уехать туда, где еда, хорошая погода и нереальной красоты вода, ткнули пальцем на карту и полетели на Кубу. Люди там живут бедно, но они очень дружелюбные. Там в самом разгаре социализм, государством управляют Рауль Кастро и его команда.

«Для семейной пары такие длительные путешествия – большая проверка: вы видитесь не по вечерам, а 24 часа в сутки»

Мы попросили таксиста отвезти нас в casa particular за 30 долларов в центре, заселились и пошли гулять по старой Гаване. Там есть улочки, где идешь, и все на тебя смотрят, потому что ты белый. Смотрят, как ты одет, даже если это просто шорты, сланцы.

Мы приходим в местную сберкассу, чтобы снять 100 долларов наличными и поменять их на кубинские. Внутрь запускает охранник, и ты сидишь полтора-два часа. В этой огромной очереди мы успели познакомиться с профессором, который знает несколько языков. А по виду не скажешь: бедно одетый, с потертым портфелем человек. Он буквально за руку отвел нас в место, где мы смогли купить билеты на маршрутку до пляжного курорта Варадеро.

Сайты нужны тем, кто застрял в железном городе

Яўген: Несколько лет назад обычным жителям Кубы разрешили иметь мобильный телефон и выходить в интернет по карточкам. В центре Варадеро стоит будка наподобие «Белсоюзпечать» в Минске. Там сидит женщина, рукой с большими накрашенными ногтями держит телефон и неспешно разговаривает с подружкой. На улице очередь из человек 20 с паспортами, люди хотят купить карточки. На один паспорт в течение суток можно купить только три часовые карточки. Wi-fi роутер стоит в двух определенных местах в парке. Для них это глоток свободы, а мы думали, как плохо без интернета. Но поняли, что без него начинаешь жить реальной жизнью, и поисковые системы заменяют люди.

Юля: Они, может быть, не могут объяснить, но берут тебя за руку и ведут, даже если идти километр.

Яўген: А все эти сайты нужны, пока ты сидишь в железном городе.

Нью-Йорк и простой непальский парень

Юля: Мы думали лететь с Кубы в Бразилию, но решили, что она стоит отдельного путешествия, и отправились в Нью-Йорк. Будучи на Кубе, мы не смогли забронировать жилье, потому что в интернете невозможно сделать ничего, что касается США. В аэропорту мы увидели, что отели все в китайских кварталах, без окон и дверей, и стоят от $ 100. Я написала русскому еврею, с которым знакома через каучсерфинг, и он сказал, что попробует помочь. Его друг из Непала уступил нам свою квартиру возле Централ-парка, и спросил, за сколько мы хотим снять ее. Найти жилье в Нью-Йорке меньше, чем за $ 100 в сутки нереально, но мы предложили 50. Он ответил: «Ребята, если это сделает вас счастливыми, то пусть будет так». Мы были так удивлены: это же Америка, где все хотят друг друга сожрать! Благодаря этому непальскому парню мы смогли побыть в США дольше и потом поехали в Москву.

Жизнь после жизни

Юля: Как потом возвращаться? Поначалу непросто. Ты привык к постоянному движению, видеть новое становится фаном. Два раза погулять в парке возле дома – скучно. К обычной жизни мы пока что не вернулись.

Яўген: И нужно ли возвращаться? Или можно жить своей жизнью, а не просто «дом-работа»?

Юля: Мы хотим сделать свой проект и рассказать людям о том, что не надо бояться путешествовать без туроператора. Дорога открывается идущему. Главное не просто верить, лежа на диване, но и что-то делать.

«Дайте мне купюру и классную страну, и я убегу от проблем»

Яўген: Кто-то думает: дайте мне купюру и классную страну, и я убегу от проблем на райский остров. Что сложного в путешествиях? Но частая смена места и людей сложна психологически. Долго быть не дома – это испытание, а через два-три месяца путешествия резко хочется домой.

Юля: В какой-то момент в Лас-Вегасе мы хотели ехать до Гранд-каньона, но не поехали – устали.

Яўген: Для семейной пары такие длительные путешествия – большая проверка: вы видитесь не по вечерам, а 24 часа в сутки. Даже новозеландские фьорды – восьмое чудо света – могут быть не нужны, если не сохранять понимание, уважение, доверие.

Юля: Нужно быть сильным и решительным, не принимать настроение другого на свой счет. Когда у нас возникало недопонимание, мы старались смотреть с точки зрения перспективы: изначально ведь мы любим друг друга и хотим быть вместе. Нет смысла сейчас лезть в эту бочку и ругаться.

Яўген: Можно начать смотреть по-новому вообще на все: на жизнь, на себя, на человеческие отношения. Пока ты на своей точке, все это кажется очень важным, но ты не замечаешь такие же или более глобальные проблемы где-то еще. Когда ты видишь другие страны, то наполняешься этим, и твой калибр как личности увеличивается.

Фото из личного архива героев