Путешествие по Албании в пандемию

Одна из немногочисленных возможностей отдохнуть за границей для беларусов сейчас – это поездка в Албанию по путевке. Наши читатели Настя Еремеева и Илья Лазунов не побоялись путешествовать в пандемию и отправились в большой автотрип по этой балканской стране. Нужно ли делать какие-то справки о здоровье до поездки и сидеть на карантине после, сколько стоит тур на двоих, как взять напрокат авто в Албании и что там посмотреть – слово ребятам.

Мы путешествуем не так много, как хотелось бы. Поэтому каждая поездка для нас – это попытка получить максимально много новых впечатлений, увидеть как можно больше крутых мест и людей, но в то же время не напрягаться и получить кайф от отпуска.

В этом году надежду куда-то поехать в конце июня мы почти похоронили. И вдруг на горизонте появилась новость о том, что свои границы для беларусов открыла Албания. Все, что мы знали о ней на тот момент – что это такая страна около Черногории и Греции. Мы просмотрели все статьи, которые нашли про Албанию, и выпуск Птушкина об автопутешествиях. Единственное, что нас смущало – это 14-дневный карантин по приезде в Беларусь. Но как только стало известно, что и эта мера отменяется – мы тут же поехали в турагентство.

Страха ехать в путешествие во время пандемии у нас не было. В Беларуси карантина нет и заболеть гораздо вероятнее, если ты не находишься на самоизоляции. В Албании же на тот момент туристов не было совсем. Мы находились в основном в пустых кафе и магазинах, а там, где были скопления людей, просто соблюдали правила безопасности: мыли руки, держали дистанцию и так далее.

Пожалуй, самым опасным моментом путешествия стал перелет, где есть большая вероятность заразиться. Но мы использовали защитные респираторы, и все прошло гладко.

Нам показалось, что к пандемии в Албании относятся достаточно легкомысленно – мы не видели людей в масках. Зато в каждом общественном месте есть разметка для соблюдения дистанции и санитайзер. По рассказам местных, на домашней самоизоляции находятся только контакты первого уровня.

«Пожалуй, самым опасным моментом путешествия стал перелет, где есть большая вероятность заразиться»

Путевки и перелет

Единственная возможность попасть в Албанию из Беларуси сейчас – купить тур, в который входит перелет и проживание. Мы привыкли планировать свои путешествия самостоятельно, и такой способ был для нас в новинку. Чтобы интереснее провести время, мы попросили своего турагента разбить нам проживание на два города – это Саранда и Влера – два популярных туристических направления. Из них нам удобнее всего было добираться до всех поставленных на Maps.me точек. Туроператор предлагал также трансфер до отеля, но мы от него отказались, так как решили доехать сами на арендованной машине.

Виза в Албанию летом для белорусов не нужна. Никаких справок и тестов на коронавирус от нас тоже не требовалось. Единственная мера – в албанском аэропорту все должны были быть в масках.

В Минском аэропорту правила безопасности свелись на нет в тот момент, когда всех пассажиров загрузили в один автобус и повезли на посадку в самолет. По прилету в Албанию мы сразу увидели разницу в подходе к ситуации. Нас выводили по пять человек, просили надевать правильно маску и следили за дистанцией, нужно было пройти через дезинфицирующую рамку и измерить температуру.

Аренда автомобиля

Автомобиль в аренду мы забронировали через посредника gotoalbania – это способ взять авто дешевле напрямую у местной компании, но в то же время сделать это заранее и быть уверенными, что в аэропорту нас точно встретит машина.

В общей сложности мы проехали 2550 км на дизельном авто. Дизельный автомобиль на автомате оказался очень удобным и экономичным решением для путешествия, особенно в горной местности. У нас была полная страховка с возможностью ездить обоим водителям, но в нее не входили повреждения стекол, зеркал и колес.

Аренда авто обошлась нам в € 220 на 11 дней, топливо – в € 160. Цена дизельного топлива – от 135 до 160 лек (€ 1 = 124 лека) за литр в зависимости от заправки. Самые дешевые цены в районе Дурреса и Тираны, а вот ближе к береговой линии заправляться дороже. Парковка везде бесплатная, кроме заездов на территории частных отелей с хорошими пляжами. Но и тут цена не превышает 100 лек – меньше евро за весь день.

Дороги в Албании полностью бесплатные и очень хорошего качества. По маршруту нам встречались только два недостроенных участка. Шутки про албанские мерседесы оказались совсем не шутками. Тут их 90 % от общего количества авто. Новые, старые, почти музейные, в виде цветочных клумб, заброшенные в исторических местах.

С правилами дорожного движения тут сложно. Полиция не особо занимается контролем за соблюдением этих правил. Поворотники включать не принято, по трассе местные жители могут ехать как 30, так и 180 км/ч, а на знаки как будто никто не обращает внимания. Во время обгонов не сильно беспокоятся о встречном движении: сначала выезжают на обгон, а там уже разбираются, кто кого пропускает. Нормальной считается ситуация, когда два друга перекрывают полностью улицу и болтают открыв стекла, а остальные просто ждут. Но водителей здесь нельзя назвать агрессивными – они скорее наоборот привыкли к полному хаосу и неспешному течению жизни.

Море

Первым пунктом нашего путешествия стали города Саранда и Ксамиль. Это такие типичные туристические курорты с отелями, ресторанами и сувенирными магазинами. Говорят, обычно здесь многолюдно, но мы застали спокойное время – людей было очень мало, а в той части Саранды, где мы жили, были одни стройки и тишина после полуночи. Все пляжи условно принадлежат отелям – это такие маленькие бухточки с мелкой или крупной галькой, красивой чистой водой и платными лежаками (500 лек за двоих). Мы всегда старались договориться на половину стоимости, так как проводили на пляже максимум 2 часа и ехали дальше. Однажды нас даже пустили бесплатно. На пляж можно прийти и со своим полотенцем, но тени нигде не сыскать, и если у тебя нет зонта, то находиться там будет очень сложно.

После морских купаний мы ездили смотреть окрестности. Зеленый парк Бутринт в Ксамиле – отличный вариант скрыться от жары, погулять по лесу, посмотреть на развалины древнего города, сходить в музей. Вход в нацпарк платный – 600 лек для взрослых. В парке мы не встретили ни одного человека, только худого кота. Если захочется еще поисследовать Ксамиль, то обрати внимание на красивый пляж Lukova чуть севернее Саранды, где мы тоже не встретили ни единой души.

Гирокастра и Голубой Глаз

Гирокастра – средневековый городок в горах, культурная гордость Албании и совсем не похожее на туристические Саранду и Ксамиль место. От Саранды сюда ведет очень хорошая извилистая дорога с красивыми видами. Можно бродить там целый день и не встретить ни одного человека.

Главная достопримечательность здесь – крепость на вершине горы. Мы не фанаты крепостей, но эта запомнилась шикарным видом на город, сильным ветром и огромным количеством боевых пушек. В Гирокастре можно просто гулять, рассматривать архитектуру и быт местных жителей. В городе сохранилось много элитных домов богатых семейных кланов, которые соседствуют с жилыми двухэтажными османскими домами. Тут есть много локальных кафешек с красивыми видами и по-домашнему дружелюбными официантами, а в историческом центре города находится огромное количество отелей.

Если приехать сюда на авто, можно заехать в самый исторический центр со стороны мощеной улицы Rruga Lufta e Mashkullorës. Эта улица имеет довольно сильный уклон, и если ты уверен(-а) в мощности своего авто и водительских навыках – заберешься на нее без проблем. Парковка в самом центре у начала дороги к крепости бесплатная, а ко входу в крепость можно также заехать на машине.

По пути из Саранды в Гирокастру есть источник, бьющий из-под земли, – Голубой Глаз. Он есть во всех путеводителях, но туристов там мы не встретили. Достоверно неизвестно о глубине источника, так как вода бьет под давлением, и дайверы смогли спуститься туда только на 45 метров.

Как и везде в Албании, тут успели построить ресторанчик и отель. Можно побродить по окрестностям и полюбоваться природой, до которой еще не добрался туризм. Купаться тут официально запрещено, но некоторые все-таки окунаются или прыгают, хотя вода и прохладная – градусов 9-10.

Чтобы добраться до источника, нужно свернуть с дороги SH 99 на гравийную дорожку и проехать до упора. Раньше въезд сюда был платный, но сейчас все заброшено.

«Голубой Глаз есть во всех путеводителях, но туристов там мы не встретили»

SH 75

SH 75 – это знаменитая дорога, по которой мы ехали в город Поградец на границе с Македонией и к горному озеру Охрид. Дорога длинная – жаль, что нам нужно было возвращаться в Саранду, и мы не смоги сделать круговой маршрут. Но переночевали мы около озера.

От Гирокастры мы поехали по направлению к Тепелену. Это небольшой уютный городок, где производят бутилированную воду из источников. По пути любовались горами и долиной реки Вьоса. Вдоль дороги встречается много мест, где можно бесплатно набрать горную чистую питьевую воду – там обычно много людей и машин.

Не доезжая до Тепелена, свернули на саму SH 75. Следующей остановкой стал Пермет, похожий на призрачный город СССР. Также мы заглянули на термальные источники Бенье.

Чтобы добраться до источников, нужно свернуть с SH 75 на Rruga E Benjes. Похоже, что это место живет само по себе, тут нет никакой инфраструктуры кроме небольшой кафешки. Природные источники наполняют несколько бассейнов, в которых можно искупаться, вода – 29 градусов тепла. Тут можно также погулять по каньону горной реки, где сливаются холодные и горячие течения, насладиться горными видами и ехать дальше.

В районе источников Бенье качество дороги SH 75 сильно ухудшается. От Çarshovë есть 2 варианта пути: SH 75 – красивый и сложный, или Sh 80 вдоль границы с Грецией, где дорога не такая сложная, но и не такая живописная. Именно на этом участке пути можно почувствовать себя максимально удаленным от мира – среди гор и леса, каньонов и водопадов. Тут редко можно встретить авто, чаще – стада овец, лошадей или коров. Отличное место для самоизоляции!

Доехав до горной деревни Лесковик и закупившись в местной аутентичной лавке, мы двинулись через лесной и уже не столь живописный участок дороги – и добрались до самого Охрида. Приехали в Поградец уже вечером. Вся дорога с остановками в Гирокастре на обед и купанием в Бенье заняла у нас 12 часов. Мы были вынуждены остановиться в местном прибрежном отеле с видом на озеро и завтраком за € 25.

Поградец показался нам более оживленным и европейским городом. Тут больше людей знает английский, сервис в кафе чуть получше, больше людей гуляет по набережной. К сожалению, нам нужно было возвращаться к нашей локации, поэтому мы не успели в полной мере оценить это место.

Обратно решили ехать по хорошей дороге через Эльбасан и Фиер, которая занимает 7 часов, так как смысла второй раз ехать по SH 75 уже не было.

Пляж Gjipe

Дорога из Саранды во Влёру сама по себе является достопримечательностью. Горный серпантин Ллогара с видом на море нам понравился гораздо больше, чем SH 75. По пути есть множество городов и небольших пляжных курортов, но мы решили остановиться в необычном месте – на пляже Gjipe. Это глубокий каньон высохшей реки, который выходит к морю и образует крутой живописный пляж с белой галькой, прозрачной чистой водой и практически тайскими (как на Phi-Phi) скалами. От пляжа можно прогуляться вглубь каньона.

Чтобы добраться сюда, нужно съехать с трассы SH 8 на однополосную узкую дорожку с крутыми поворотами. Ехать тут нужно медленно – примерно каждые 50-100 метров есть участки для разъездов. В середине пути можно оставить машину и прогуляться до вьюпоинтов, с которых открывается шикарный вид на каньон сверху (40.131683, 19.673771; 40.131027, 19.673527; 40.129706, 19.672623). Отсюда на пляж ведет крутая каменистая тропа вниз, которая занимает больше часа в одну сторону. Лучше иметь запас воды и хорошую обувь. Второй вариант – вернуться в авто и проехать до кафе и парковки, оттуда на пляж ведет более пологая и простая дорога, занимающая около 40 минут пешком. Парковка обойдется тут в 200 лек.

После пляжа, по пути во Влёру, мы проехали заброшенный бункер с красивым видом и национальный парк Логара. В парке тут можно провести день, гуляя по горным тропам, если хочется спрятаться от жары.

Шкодер и дервня Theth

На севере Албании есть удивительное место, не посетить которое – почти преступление. Это небольшая деревушка Theth, которая со всех сторон окружена горами, достигающими 2691 метра в высоту, и находится в живописный долине реки. Это место называется еще албанскими Альпами.

Ехать туда нужно через небольшой, но очень оживленный город Шкодер. Тут сразу бросается в глаза огромное количество велосипедистов, и вообще на дорогах творится какой-то хаос. Но наша цель – дальше. Мы пообедали в домашнем slow food кафе Pija и выдвинулись в сторону Коплика, откуда съехали на трассу SH21 – и началось самое интересное.

Сразу за Копликом у подножья гор расположены ароматные лавандовые поля– грех не остановиться, чтобы полюбоваться и нарвать охапку с куста. Будьте осторожны и постарайтесь, чтобы вас не укусила пчела – их тут очень много.

Места, которые мы проезжали, очень эффектные и напоминали швейцарские Альпы, но мы никак не ожидали увидеть такое в Албании. По пути мы то и дело останавливались и залипали на прекрасные виды, собирали ягоды и мелиссу, вдыхали свежайший горный воздух.

Чтобы попасть в точку назначения, нужно было сначала заехать вверх по асфальтированному великолепному серпантину в горы, а затем спуститься уже по менее изысканной дороге в деревню. В основном сюда ездят с экскурсиями и на специальном транспорте, но мы не нашли информацию про то, как его арендовать. Скорее всего искать нужно экскурсии из Шкодера или Тираны в местных тур фирмах.

«Места, которые мы проезжали, очень эффектные и напоминали швейцарские Альпы, но мы никак не ожидали увидеть такое в Албании»

Главным вопросом нашего путешествия было то, сможем ли мы преодолеть на обычной небольшой машине последние 15 км спуска по грунтовой дороге. Прочитав форумы и посмотрев видео отчеты, мы рискнули проехать этот путь самостоятельно. Это гравийная дорога с большими ухабами, ямами и острыми камнями. Ближе к точке назначения начинаются места с глиной, и тут самое опасное – это попасть в дождь, что, конечно же, с нами и произошло.

Дорога размылась и местами представляла собой огромные лужи с липкой грязью на краю обрыва, и нужно было набраться смелости, чтобы рискнуть это проехать. Скорость движения редко превышала 15 км/ч, а весь спуск занял 1,5 часа и да – это можно сделать на обычной легковой машине, если ты опытный водитель.

Но цель действительно оправдывает средства – потрясающая деревня  однозначно стоила потраченных усилий на дорогу. Небольшое количество маленьких гостевых домиков, со всех сторон окруженных белыми вершинами гор, лошади и коровы, гуляющие в долине реки, тишина и очень свежий воздух. Разговорившись с официантом в местном кафе, мы узнали, что местных жителей тут от силы домов 20. Дорогу им обещают построить уже четвертый год, а пока что зимой тут все заметает снегом и закрывается на пару месяцев даже для специального транспорта, а единственная возможность попасть в это время сюда – на вертолете.

В сезон ночлег здесь лучше бронировать заранее – место популярное у групп хайкеров, которые приезжают сюда по 20-30 человек. Днем ходят на водопады, в долину Вальбона и на Голубой Глаз (не тот что около Гирокастры, а другой источник с водопадом), а вечером собираются у одного большого костра, веселятся, играют на гитарах и сушат свои трекинговые ботинки. Люди здесь очень дружелюбные, легко общаются и дают советы новичкам. Если ты не подготовился(-ась) и не взял(-а) экскурсий заранее, можно выбрать небольшие маршруты в горы самостоятельно. Так, решив немного прогуляться, мы попали в водоворот албанских туристов, идущих на водопад, и не заметили, как прошли 3 км в гору до водопада Grunas. Опробовав ногами ледяную воду и спустившись вниз, поужинали в деревянной беседке без музыки, интернета, и где каждые 20 минут отключалось электричество.

К сожалению, Theth так и остался малоисследованным местом для нас. Сюда стоит приезжать на несколько дней, чтобы  и наслаждаться природой и ходить в горы.

Заключение

Это путешествие стало для нас уникальным, так как мы смогли увидеть самые красивые места абсолютно без туристов. Поэтому наша история может не совпасть с впечатлением от посещения в самый пик сезона. В любом случае Албания – потрясающе красивая страна, и мы обязательно сюда вернемся в рамках какого-нибудь автотрипа по Балканам.

Бюджет (11 дней на двоих):

Тур – € 1080

Аренда авто – € 380

Еда – € 485

Проживание в дополнительных отелях (2 ночи) – € 55

Сувениры, достопримечательности и мелкие расходы – € 45

Итого: € 2045

Фото из личного архива героев материала. Фото на главной: Envi Taraku on Unsplash