Небесный fashion: как меняется форма бортпроводниц?
Униформа стюардесс и стюардов должна соответствовать двум критериям: быть эстетичной, ведь по внешнему виду бортпроводников пассажиры судят о вкусе авиакомпании; и быть удобной – стюардесса не только приносит напитки, но, если что, и первую помощь окажет, а в мини-юбке и на шпильке спасать людей несколько сложнее. 34travel покопался в каталогах авиакомпаний, чтобы понаблюдать, как менялось представление об эстетике и комфорте за век гражданской авиации и на каких китах по сей день стоит небесная фэшн-индустрия.
Небо в погонах
Поскольку авиация (как и многое на этой планете) поначалу развивалась в русле военной истории, кажется абсолютно логичным, что первых стюардесс в 30-х облачали в длинные юбки и двубортные куртки, зачастую отделанные металлическими элементами в духе милитари. Все это, разумеется, нужно было начищать до блеска и носить с лейтенантской выправкой.
Первая стюардесса в истории – американка Эллен Чёрч
Такую униформу носили стюардессы Boeing/United Air Lines в 1933–1936-х
В 1946 году в СССР еще не было определенной формы для бортпроводниц, но набор элементов рабочего гардероба известен: шерстяной костюм (юбка и жакет), шелковые кофточки, чулки, модельные туфли, берет, халат, куртка меховая, шапка-ушанка, валенки, галоши, шерстяные перчатки. Сурово.
Лишь в 1954 году для сотрудниц «Аэрофлота», летающих за границу, сшили специальные темно-синие костюмы в английском стиле. В комплект входили блузка, юбка, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой, фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка:
Вскоре милитари-тренд во всем мире был размыт устремлениями к элегантности: пилотки уступают шляпкам-таблеткам в стиле Греты Гарбо. Однако и сегодня дизайнеры нередко возвращают на борт пилотки и используют всевозможные «военизированные» элементы по сей день: погоны, заклепки, стрелки, накладные карманы, кожаные ремни. Стильный френч Qatar Airways – элегантный кивок и в эту сторону тоже:
Сексуальность
Американские авиакомпании раньше прочих нащупали карту, на которую многие перевозчики ставят и сегодня: женская сексуальность. Уже в 40-е юбки становятся короче, каблуки – выше, шею теперь можно как следует рассмотреть, а волосы из-под головного убора видны получше. Впрочем, тогда это еще выглядело безобидно: просто из лейтенанта проступает лейтенант-женщина – у нее обозначена талия, грудь, бедра – но не более того. Элегантности образу добавляли белоснежные перчатки и воротнички.
Сезонная форма Delta Air Lines, 1940-е
В конце 60-х, как видим, та же Delta предпочитает блеск и бо́льшую открытость
Форма Pacific Southwest Airlines в 1973-м
А вот дальше, на фоне всеобщего раскрепощения, стюардесс стали «раздевать». Southwest Airlines не стали банкротом в 70-м во многом потому, что Валентино Гаравани разработал для них сексуальный костюм с мини-шортами и высокими белыми сапогами.
Дизайн Валентино
В 60-е юбки достигли минимума, чтобы потом становиться длиннее. Дизайнеры предлагают и брючные варианты, но приживаются они не слишком. В современном комплекте формы Virgin Atlantic вроде как есть брюки и компания вроде как разрешает своим сотрудницам их носить, но на борту кружатся привычные алые юбки.
Дизайн Леонарда Фишера, начало 70-х
В 2014 году Вивьен Вествуд разработала гардероб для всей бортовой команды Virgin Atlantic
Секс по-прежнему хорошо продает, поэтому, когда в 2004 году Джулиана Макдональда пригласили разработать костюмы для British Airways, он сформулировал свою задачу так: «сделать девушек сексуальными, а мужин превратить в настоящих героев». На дворе уже 2021-й, но актер Сергей Бурунов, озвучивающий рейсы российского лоукостера «Победа», отпускает такие шуточки: «Оцените форму наших стюардесс, в смысле – их стильную одежду».
Мечты о Марсе
В 50-х годах, на фоне космической гонки, авиаторы встраивали свое представление о прекрасном в общую футуристическую картину. Компания Braniff International, например, презентовала униформу неоновых оттенков, а вместо шляпки предложила... шлем. Пьер Карден в 1968 году создал униформу для стюардесс авиакомпании Olympic Airlines в футуристическом стиле, которая и сейчас смотрится круто.
Футуризм для Braniff International
Пьер Карден
Марио Зампарелли
Авиакомпании идут на смелые решения: вырвиглазные расцветки, броские паттерны, блестящие элементы, причудливый крой – годится все, чтобы пассажир(-ка) чувствовал(-а) себя будто на пенной вечеринке.
Дизайн Эмиля Пуччи в Qantas Airways носили до 1985 года
В 2000-х к броской палитре прибегают обычно при желании «встряхнуться», освежить образ: так появился летний цвет «красный мандарин» у «Аэрофлота» и малиновый – у S7. Ярко, как в игрушке про космических захватчиков.
«Кутюризм»
Многие авиаперевозчики с самого начала своей истории прибегают к помощи модных домов, чтобы заявить о себе поярче. Это благодаря кутюрье на стюардессах 70-х появляются платья-пальто, мини-шорты, высокие сапоги, шляпы-таблетки и другие интересные решения. Это дизайнеры придумывают такие наряды, будто этот рейс отправляется не в Цюрих, а в другую Вселенную (или хотя бы вверх по социальной лестнице). Олег Кассини, дизайнер Жаклин Кеннеди, обшивает Trans World Airlines (1955); Дон Лопер, работавший с Мэрилин Монро, придумывает униформу Pan American World Airways (1959); Эмилио Пуччи – International Airways (1966); Кристобаль Баленсиага – Air France (1969); Ив-Сен Лоран – Qantas Airways (1986); Валентин Юдашкин – «Аэрофлот» (1994).
Однако далеко не каждая коллаборация с дизайнерами приходится по вкусу широкой публике. Например, того же Юдашкина критиковали за консервативность: черный костюм с белой блузкой не спасали красная жилетка и галстук-бабочка. Зато разработки Кристиана Лакруа для Air France, напротив, собрали пышный урожай похвалы: Лакруа досталась темно-синяя классическая гамма, однако его внимание к мелочам позволило раскрыть эту историю по-новому. Дизайнер создал для французского флагмана коллекцию из более чем ста предметов одежды, но в истории останутся, конечно, алые банты:
Простота
Современную форму обычно отличает простой крой, рациональность линий, минимум деталей. Кажется, игры в высокую моду закончились с приходом эры лоукостеров. Логика у авиакомпаний прагматичная: раз вы берете дешевые билеты – мы не оденем стюардессу в Vivienne Westwood. С другой стороны, авиакомпании побогаче используют этот ход, чтобы напомнить своим пассажирам о временах, когда путешествие по воздуху было эдаким буржуазным приключением.
Форма от Ричарда Тайлера для Delta
Впрочем, «дорогой перевозчик» не равно «именитый дизайнер». Например, Emirates обратилась за костюмами не к пафосному кутюрье, а к британскому разработчику корпоративной одежды – получился образ, узнаваемый во всем мире. Да и сами дизайнеры все чаще играют в «корпоративную классику». Пример такого подхода – форма Korean Air от Джанфранко Ферре: приталенный жакет, юбка-карандаш, белая рубашка, шейный платок. Дизайнерский шик здесь себя почти не выдает:
Национальный колорит
Тренд на этнические нюансы задал Пьер Бальмен: в 1968 году он разработал для Singapore Airlines униформу, взяв за основу национальные саронг и кебайю. Сама ткань изготовлена в традиционной технике батик, узор тоже этнический. Цвет, что интересно, различается: он определяет положение Singapore Girl – в синем обычная стюардесса, в зеленом – старшая, красная форма шьется на шеф-бортпроводниц, а фиолетовая – на супервайзеров. «Сингапурские авиалинии» до сих пор используют тот самый дизайн, и многие другие компании запоминаются пассажирам этническими деталями.
Форма Lufthansa на время Октоберфеста
Emirates
Hawaiian Airlines
Air India
Oman Airways
SriLankan Airlines
Air New Zealand
Singapore Airlines
Thai Airlines
Курс на справедливость
В небе по-прежнему преобладают юбки, они уже не мини, хотя всё еще довольно облегающие. Каблуки явно укоротились, а жилеты перестали очевидно акцентировать декольте. Однако дресс-код в авиации блюдут строжайшим образом, невзирая на то, что стюардессы жалуются на проблемы со здоровьем: варикозное расширение вен, бурсит, боли в спине – все это возникает не только от работы на ногах, но и оттого, что работать приходится в неудобной обуви. Сюда же добавим разного рода психологические моменты: стюардессам нередко приходится слышать сексистские шуточки и прямое хамство.
Увы, право на удобную одежду и обувь в большинстве случаев приходится отвоевывать. «Авиакомпании по-прежнему придерживаются давно устаревших взглядов на то, как именно на работе должны выглядеть женщины, и как – мужчины. Мы – не секретарши из 1950-х, – подчеркивает в комментарии BBC консультантка по вопросам трудоустройства Эмма О'Лири из ELAS Group. – Да, вам нужно хорошо выглядеть в глазах пассажиров и широкой публики, но этого можно достичь вне рамок навязываемого сверху стиля одежды (в чьем-то представлении "чисто женского”)».
И пока другие размышляют (размышляют ли?), украинский перевозчик SkyUp заявил, что осенью 2021-го переобует стюардесс в кроссовки, а на смену юбочной классике предложит брючный костюм спортивного кроя. «Это одежда для активных, смелых, ярких» – так описали концепцию новой формы в компании. Посыл далек от стереотипа о сексуальных красотках, которые подносят тебе, хозяину жизни, виски on the rocks. Всё так: бортпроводники – это не про «обслугу», а про путешествия и любовь к жизни. На равных.