Опыты: яхтинг по Средиземноморью в сезон штормов

У свадебного фотографа Нины Зверьковой из Питера есть шкиперские права, которыми она успешно пользуется: почти год назад, прошлой весной, девушка вместе с целой командой единомышленников побывала в море и проплыла на яхте от Черногории до Кипра. Как выйти сухими из 8-бального шторма, проплыть за месяц четыре моря и навсегда полюбить яхтинг – рассказ от первого лица.

Нина Зверькова

Шкиперские права в Мармарисе

Меня зовут Нина, и я свадебный фотограф, а в свободное от работы время я путешествую под парусами на яхтах. В апреле 2017 мы с мужем и моим отцом пошли в путешествие на парусной яхте Beneteau Oceanis 50 через 4 моря: Адриатическое, Ионическое, Эгейское и Средиземное.

Мы сами проложили маршрут, нашли людей в команду и отправились в приключение: выйдя из Черногории, прошли через Италию, Грецию, Турцию, добрались до Кипра, преодолев более 1000 морских миль.

Как все началось? Мой отец любит море, много лет он ходит под парусами: Атлантика, Средиземноморье, Франция, Африка – это лишь малый список. Служба в морском флоте, кругосветка, плюс произведения Джека Лондона и Хэмингуэя сыграли свою роль. Он познакомил меня с морским миром путешествий, а я – мужа.

Яхтинг для нашей семьи – это философия жизни, способ познания окружающего мира. Мы не представляем нашу жизнь без путешествий. Наше кредо: жить не обязательно, путешествовать необходимо.

У меня  есть шкиперские права и права радиста, которые я получала в Мармарисе (Турция). Две недели морской армии: вахты, уборка, готовка, обучение. А еще борьба со стереотипами: быть 20 летней девушкой в компании бывалых моряков  – хорошая школа жизни!

Команда через социальные сети

У отца появилась возможность перегнать 50-футовую яхту из Черногории на Кипр, нужна была только команда. Времени на раздумья было немного, но мы особо и не раздумывали: решили пойти нестандартным маршрутом, к тому же так далеко. Мы выбрали апрель – не самое спокойное время на Средиземноморье.

Костяк команды – папа, я и мой муж Феликс. Остальных путешественников я набирала через социальные сети, и получилась команда из разных городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Сибири, русские из Франции. Для удобства мы предлагали путешественникам две части пути, по две недели каждая: первая часть – это Черногория, Италия и Греция, вторая – Греция, Турция, Кипр.

Шторм, минные поля и поломка туалета

Мы вышли из Бара, города в Черногории, и хотели срезать маршрут, миновав Италию. Поэтому направились в сторону греческого острова Корфу. Но все пошло совсем не так, как мы планировали. Первые часов пять все было замечательно: спокойное море, солнце. Мы шли мимо Албании и смеялись над тем, что «Навионикс» показывает минные поля возле ее берегов. Затем появились небольшие волны, потом все больше – мы попали в шторм.

Весной погода в Адриатике очень переменчива, а один из членов команды, которому доверили взять метеосводки, просто зашел на «Яндекс.Погода» и рассказал, что будет ясно. Но, к сожалению, этот ресурс не очень хорош для открытого моря.

«Наша лодка упрямо взбиралась по волнам, периодически оказываясь в свободном полете и тяжело падая на воду. Через некоторое время оказалось, что забился один из сливных танков, проще говоря, туалет. Из него все начало выходить наружу»

Шторм был порядка 8 баллов – довольно сильный, ветер встречный, порывистый, доходил до 45 м/с. Наша лодка упрямо взбиралась по волнам, периодически оказываясь в свободном полете и тяжело падая на воду. Через некоторое время оказалось, что забился один из сливных танков, проще говоря, туалет. Из него все начало выходить наружу.

Поломка гальюна при сильной болтанке, близость минных албанских полей,  штормовое открытое море ночью, дождь и сильные  волны – условия, в которые мы попали, были просто ужасны. Капитан принял решение повернуть на Италию, и это было верно: позже мы узнали, что неподалеку от нас другая яхта потерпела крушение.

Мы молились всем богам. Особенно морскому

В шторм понимаешь, что такое человек в схватке с природой. Бороться бессмысленно и в корне неверно. Чтобы осознать это, просто выйдите в море. Мы все волновались и мысленно молились, хотя не все верующие. Кому? Да всем богам, особенно морскому.

Но никакой страх не смог затмить красоту за бортом: звездное небо, огромные волны, переменчиво светящийся планктон, наша яхта на бескрайних морских просторах и огромные лайнеры, проходящие мимо (между Черногорией и Италией довольно большой трафик). Ты чувствуешь реальный вкус жизни и одновременно всю свою беспомощность.

Как я вызывала помощь во время сиесты

Италия не отпускала нас два дня. Пройдя по побережью, мы посетили города Бриндизи и Отранто. В Отранто нам удалось пришвартоваться при порывах 30 м/с. Получилось со второго раза, потому что сильный ветер не давал стоять на ногах.

Нам нужна была помощь, но у них была то ли сиеста, то ли городская вечеринка. По рации мне отвечал человек, совершенно не знающий английского. Больше в марине никого не было. Я кое-как объяснилась на итальянском (которого вообще-то не знала), и к нам почему-то съехалась вся полиция города. Они-то и помогли пришвартоваться. Оказывается, их полиция обучена еще и морскому делу.

В Италии нас приняли очень радушно: открывали закрытые рестораны, обнимали и целовали совершенно незнакомые люди. С нами общались, как с давними друзьями, а услышав о путешествии, говорили, что мы сумасшедшие.

Сосед на краю света

Потом нам удалось пересечь Адриатику. Присоединился новый член команды – маленькая птичка, которая была с нами, пока мы переходили бескрайнее море, а потом так же неожиданно улетела. Птицы – частые гости на яхтах, но для многих из них яхта это последнее пристанище. Пересекая моря, они выбиваются из сил и умирают. Но наш пернатый отдышался, наелся и улетел.

А мы плыли дальше: на Корфу, а потом на старинную Итаку, родину Одиссея в поэмах Гомера. Там был смешной момент: когда мы пробовали дозаправиться, подъехал мужчина, не знающий английского. Папа в сердцах выругался: «Да е***, как так!». А мужчина в ответ: «А, так ты знаешь русский! Я же из Казахстана». А мы из Омска – это совсем рядом. Вот так можно встретить своего соседа в другой части мира!

Афины – город бетона и пальм

Мы побывали на островах и в городах, скрытых от туристических маршрутов, и этим путешествие особенно ценно. Когда еще получится собирать апельсины с деревьев в центре города Патра и пить вкуснейший кофе на берегу Патрасского залива с видом на величественный греческий мост Рио-Антирион? Или оказаться в полупустынном городе Коринф и попасть в русский магазин «Продукты» с украинской девушкой-продавцом. Везде нас встречали как своих, помогали советом или дарили подарки, а на острове Санторини угощали бесплатно в ресторане, владельцы которого оказались родом из Грузии. Чувствуешь себя человеком мира, лишенным всяческих предрассудков.

«Мы побывали на островах и в городах, скрытых от туристических маршрутов, и этим путешествие особенно ценно»

Пройдя знаменитый Коринфский канал, прорубленный сквозь материк, мы из Ионического вошли в Эгейское и Средиземные моря.  Впереди нас ждали Афины. Там очень много бетона и среди него – пальмы, песок и античные монументы. В Афинах даже «пахнет» цивилизацией.

По своему незнанию я еще в январе забронировала место в одной из самых крутых марин. Прямо в центре города, рядом с яхтами на миллиарды евро. Мы стояли рядом с тримараном Superyachts Galaxy, а их в мире всего парочка. На одну из крупных яхт нам устроили экскурсию: это настоящий замок на воде из нескольких этажей. Мы на их фоне выглядели, конечно, совсем не презентабельно.

Заметки кока: самая вкусная картошка – на морской воде

Набрав презентов и пофоткавшись у ворот Некрополя, мы попрощались с участниками первой части путешествия и встретили участников второй. В первом составе я была единственной девушкой, а потом появилась еще одна, не из робких, – поднималась на Эверест.

Каждый участник команды нес свои вахты. Один из участников, Роман, впервые оказался на яхте в 8-бальный шторм, но простоял всю ночь вплоть до прихода в марину. Потом он нам рассказывал, что никогда не видел такого, и хотел запомнить каждую минуту.

Под моей ответственностью были бытовые задачи, к примеру, готовка и уборка. Как оказалось, у меня полностью отсутствует морская болезнь. В болтанку я спокойно кашеварила или сидела на рации. Естественно, все очень часто падало на меня, и к концу путешествия мои ноги и руки превратились в один сплошной синяк.

Готовили мы только на морской воде, и это очень вкусно! А черногорская картошка и салат из греческих овощей с сыром и оливками! Местное вино –это был наш must have в списке продуктов. Еще ели фрукты, да и вообще у нас было здоровое питание. Но при этом я поправилась на 6 килограммов.

Морских обитателей я вижу все меньше

Мы видели стаи дельфинов и пару раз морских черепах. Один член нашей команды как-то решил погнаться за черепахой и спрыгнул с лодки, что бы потрогать ее. Но черепаха оказалась «живее всех живых»: погналась за ним и начала бить. Но все обошлось хорошо – не укусила.

К слову, с каждым годом я все меньше вижу в путешествиях морских обитателей нашей планеты, но, все чаще, в походах нам встречается человеческий мусор. Идешь по открытому морю, а тебе навстречу – дорожка из пакетов, пластиковых бутылок, фантики, упаковки от чипсов. Особенно много после круизных лайнеров. Кстати, этот мусор вредит не только природе – из-за него может сломаться лодка.

Команда жженых носов

Мы пересекли Коринфский канал, и погода поменялась с ветренной на жаркую, поэтому мы очень много купались. Этим мне и мил яхтинг: ставишь лодку на дрейф, кидаешь швартову, привязываешь на нее буй и прыгаешь в синюю бездну, а потом хватаешься за буй и тебя по инерции несет за лодкой. Круто, но немного не по себе: открытое море, а под тобой глубина в три 9-этажных дома и, возможно, морские чудовища. А вода нереально красива, причем в каждом море своего цвета.

Мы очень быстро сгорали – под конец путешествия я была загорелой, как никогда в жизни. Однажды у меня сгорели уши, хотя я не представляла, что это возможно. А носы были сожжены у всех поголовно.

Рейтинг рыбных супов: лучший – в Санторини

Во время путешествия у нас иногда случались различного рода поломки: то подрулька откажет, или якорь, или ходовой фонарь перегорит – и все в неподходящий момент. На Санторини, например, отказал якорь, и мы привязались к двум бочкам, а на сушу путешествовали на лодке-динго, как настоящие пираты.

Казусы были связаны не только с яхтой. Например, греческую границу нам закрыли вне очереди – пограничнику понравились татуировки моего мужа. Стоит толпа, а он вышел из будочки и начал спрашивать, что там у него набито.

Нам очень понравился турецкий город Каш и полуостров Сарсала. В Каше горы прямо нависают над морем, и мы вечером следили, как спускается туман и накрывает весь город. А в Сарсале мы пробовали сочного и очень сытного барашка. Но, наверное, самые вкусные для меня были ребрышки ягненка на острове Нисирос. Еще я составляла свои личный рейтинг рыбных супов, и победили острова Санторини и Сифнос.

«Очень волнительно прощаться в открытом море с солнцем: оно заходит за горизонт, и с ним уходит бодрость духа»

Последним был город Финики. Нас ждал дневной и ночной переход перед  Кипром. Очень волнительно прощаться в открытом море с солнцем: оно заходит за горизонт, и с ним уходит бодрость духа. Все мы немного волновались, но прошли последнюю часть пути без приключений, с открытыми парусами и на полном ходу.

Светила большая луна и было немного грустно, что приключение заканчивается. В Пафосе мы попрощались с участниками путешествия и дошли до Ларнаки.

Мы снова будем набирать команду

Во время путешествия мы все себя чувствовали, как будто мы в «Star trek», но покоряем морской космос. Никакая туристическая компания такого не предложит. И как мы вообще остались в живых? Мы долго готовились, но пройдя через все это, понимаешь, насколько же ты отвязный чувак!

Мы убегали от штормов, но приходили всюду по плану. Мы вышли 12 апреля и пришли 10 мая. 1200 морских миль прошли почти без поломок, все целы и здоровы. А иногда ведь и на вертолетах увозят людей с яхт.

Теперь мы устраиваем путешествия чаще: в июне отправляемся к Турции, в июле – на неделю в Хорватию, а в конце сентября – в Грецию на большом катамаране на две недели. И мы снова будем набирать команду!