Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

|

Подкасты

|

Автор:   34travel

|

  483

Седьмой эпизод подкаста «Еда», над которым онлайн-журнал 34travel работает при поддержке МТС, посвящен двум напиткам, которые обычно делят людей на два «клуба», примерно как собачников и кошатников. Речь пойдет о кофе и чае. Откуда они пришли на наши земли? Как их было принято пить в минулые эпохи? Что заваривали как альтернативу? И с какими десертами подавали горячие ароматные напитки? 

 

 

Слушать:

Apple Podcasts  /  Spotify  /  Castbox  /   Soundcloud  /  Google Podcasts  /  Yandex.Music

 

Краткий конспект аудиовыпуска

 

  Кофейное зерно походит из юго-западной горной провинции Кафа в Эфиопии, однако в культуру потребления кофе был введен на Аравийском полуострове в XIV–XV веках. В Европе распространение кофе можно отсчитывать с момента турецкого посольства в Париж 1669 года, когда посол Сулейман Мустафа Рача угощал дорогих гостей именно этим ароматным напитком.

  Кофемании в Речи Посполитой дала толчок важная военная победа. 12 сентября 1683 года объединенные силы Речи Посполитой, Габсбургов и немецких князей разгромили грозных османов под Веной. В числе трофеев победители получили турецкую повозку с 500 мешками кофе. Непонятное зерно сначала думали выбросить в Дунай, но герой сражения офицер Франтишек Кульчицкий попросил отдать кофе ему, и вскоре он открыл первую в Вене кофейню.

  Поначалу кофе не снискал широкой популярности. Чтобы дать напитку больше шансов, Кульчицкий придумал добавлять в него мёд и молоко, а также стал предлагать к нему свежие сладости – так сформировался венский стиль кофепития. Шляхта в Речи Посполитой тоже не сразу открыла вкусовые рецепторы навстречу кофе. Однако в начале XVIII века его уже подавали в богатых домах, а с середины XVIII века – и в домах попроще. Сначала кофе пили черным, «по-восточному», потом стали подавать с молоком, сливками, сахаром и даже солью. Черный кофе оставался напитком постов и военных лагерей.

  Сохранились сведения о том, что кофе с сахаром и сливками пили в Несвижском замке еще в XVIII веке. На Рождество 1780 года из Риги в Несвиж было доставлено целых 800 пудов кофе, это 300 килограммов. Сахар на столе Радзивиллов был самого высокого качества – тростниковый сорт с Канарских и Азорских островов (канар).

 

  Первая общественная кофейня на территории современной Беларуси появилась в Слониме в 1765 году. В 1770–1780-е годы «кофенгаузы» открылись также в Поставах и Гродно. Этому способствовал граф Антоний Тизенгауз, активно занимавшийся экономическими реформами в ВКЛ.

  Приготовление кофе воспел в своей поэме «Пан Тадеуш» Адам Мицкевич: «Жанчына ў доме адмысловая бывае, // Кавяркай званая. Яна і здабывае // У горадзе або ў віціннікаў зярняты // І варыць так, як кажа вопыт ёй багаты, // Каб кава моккай пахла, як бурштын ірдзела, // Чарнела, як вуголь, і вязкасць мёду мела».

  Для крестьян кофе был дорогим и горьким. Зато в деревне употреблялись напитки, близкие к нему по вкусу: их готовили из желудей, ржи, овса, цикория, одуванчиков и даже репейника. Не пренебрегала такими заменителями и знать. Иногда рожь или цикорий добавляли в кофе для экономии. Авторка справочника «Литовская хозяйка» (1848) Анна Тюндевицкая советовала смешивать кофе с цикорием на четверть, а то и наполовину.

  В БССР кофе почти не водился. Но изобретение и распространение растворимого кофе привело к возникновению традиции пить кофе в офисе в 1960–80-х годах. Эта традиция сохраняется у нас по сей день.

 

  Чай приезжал в Европу из Китая через Нидерланды и Англию или через Российскую империю. Первые документальные сведения о чае на беларусских землях относятся к 1660-м годам. В Речи Посполитой чай стал популярен на волне моды на всё английское, во второй половине XVIII века.

  Упоминание о чае мы находим в рассказе Яна Барщевского «Драўляны дзядок і кабета Інсекта». События там разворачиваются где-то в 1835 году: «Няшмат часу прайшло, ужо і самавар прынеслі, наліваюць гарбату, стары пан Ротмістр, седзячы ля стала, сказаў гаспадыні: “Мая пані, даўней гарбата была лекамі ад галавы, цяпер без яе і жыць не могуць, якія перамены ў свеце”».

  В XIX веке чай и кофе были редкостью для простых крестьян. Но они не обходились без ароматных горячих напитков: вместо чая в деревнях сушили и заваривали липу, малину, мяту, зверобой, бруснику, чабрец.

 

  При советской власти чай стал популярным напитком, поскольку выращивание чая в СССР считалось делом перспективным. Вскоре население потребляло до 500 грамм чая на человека в год. В основном это был чай с советского Кавказа или других земель, входивших в состав Союза. Китайский или индийский чай были в дефиците.

  Привычка подавать к кофе и чаю что-нибудь сладкое не нова. Еще в XIX веке высшие классы помимо сахара лакомились всевозможными десертами. В почете у наших предков была миндальная выпечка, которая называлась мазуркой. 

  Специально к чаю готовили рассыпчатые бублики: полбанки муки густо разводили водой, добавляли два яйца и две ложки сливочного масла, перемешивали и добавляли пару ложек свежих дрожжей. Замешанному тесту давали подняться, затем лепили из него маленькие тонкие рогалики, которые тоже должны были подоспеть. Потом их бросили в вар. После того как бублики всплывали, их промывали, щедро посыпали солью с тмином и ставили в духовку. Готовые бублики еще раз подсушивали в негорячей духовке.

  Широко использовался в приготовления десертов мёд. Например, варили в меду груши. Готовили плоды в разведенном водой медовом сиропе. Когда груши можно было без усилий проткнуть соломинкой, их доставали из воды и ставили в теплую духовку. Медовый сироп, в котором они варились, доводили на огне до густоты чистого мёда. Вынутые из духовки груши обмакивали в этот сироп и снова ставили в печь. Процедуру повторяли трижды. Подобным образом в меду готовили также малину, клубнику, красную смородину, вишню, бруснику, орехи и не только.

 

***

Слушай другие выпуски:
 

 

Этот материал создан при поддержке МТС.

 

 

Литература:

1. Наша страва: сапраўдная беларуская кухня. Мінск, 2009.

2. Дзярновіч, А. І. Кава: да гісторыі напоя і культурных кантактаў // Беларусь—Турция: пути сотрудничества: материалы междунар.-науч. практ. конф., Минск, 8 дек. 2009 г. — Минск: Четыре четверти, 2010.

3. Зайкоўскі Э. М., Тычка Г.К. Старадаўняя беларуская кухня. Мінск, 1995.

4. Навагродскі Т. А. Эвалюцыя традыцый харчавання беларусаў у XIX–XX стст. Мінск, 2015.

***

Текст: Анна Дягель. Редактура: Мария Пархимчик. Корректор: Лида Наливко. Голос: Ольга Тяшкевич. Саунд-дизайн: Radio Plato. Иллюстрации: Ольга Руммо.

***

Музыка: TrackTribe – Confident Kurt; Doug Maxwell – Baroque Coffee; Quincas Moreira – Woodshedder; TrackTribe – Squirm Worm; Twin Musicom – Looked Back, Saw Nothing; Aaron Kenny – Parisian Cafe.

 

ООО «ЭфСиБи Бел» УНП 193185741

|

Подкасты

Автор:   34travel

  483

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Все подкасты 34travel о городах Беларуси

Аудиокнига вдумчивого путешественника по Синеокой.

Подкаст о беларусской гастрономии: Застольный этикет

Откуда взялись разные ритуалы и правила?

Тизенгаузы и их наследие в Беларуси

Что оставили после себя реформаторы с немецкими корнями?

Хрептовичи и их наследие в Беларуси

Подкаст о беларусских магнатах-просветителях.

Огинские и их наследие в Беларуси

Усадьбы, православные, католические храмы и, конечно, музыка.

Витебск: аудиогид

Возвращаемся с аудиоисториями про родную Беларусь – нашим совместным проектом с МТС.

Сейчас на главной

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках. 

Место недели: Лынтупы

Костел, усадьба и старое кладбище.

Маршрут по беларусскому Полесью: едем в Пинск и окрестности

Уникальные музеи народной культуры, места Наполеона Орды, загадочные усыпальницы.

Как прошел «Юрьевский хоровод» – уникальный обряд встречи весны

Показываем, как обряд из списка ЮНЕСКО выглядит сегодня.

Едем на запад от Минска: старинные усадьбы и величественные храмы

Побродить у разрушенных стен, полюбоваться храмами и отыскать круглое озеро.

Афиша Беларуси: Куда пойти в мае?

Архаичные обряды, вечера с музыкой, выставки и барахолка.

Показать больше Показать больше