Как прошел «Юрьевский хоровод» – уникальный обряд встречи весны

|

События

|

Автор:   Спячая спадчына

|

  2011

Как прошел «Юрьевский хоровод» – уникальный обряд встречи весны

Полесский регион – это очень интересная и культурно богатая часть Беларуси, и деревня Погост в Житковичском районе – не исключение. Это небольшая деревня, в которой сегодня проживает всего около 100 человек, раз в год становится центром, куда со всей страны съезжаются любители старины, традиций, истории, а также журналисты и просто заинтересованные люди. Все это потому, что деревня сохранила древний народный обряд «Юрьевский хоровод» – один из трех уникальных беларусских обрядов, которые включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Авторы проекта «Спячая спадчына» съездили на праздник – и теперь рассказывают про мероприятие и показывают целый альбом снимков.

 

Из истории

Юрьев день, который празднуют 6 мая, означает настоящий приход весны. Святой Георгий, которого в народе называли Юрий, был покровителем домашних животных и сельского хозяйства. Люди верили, что у него были ключи, которыми он закрывал зиму и отпирал весну: выпускал тепло, росу и благословлял все вокруг.

Празднуют Юрия во многих деревнях Полесья, но в каждом местечке обряд имеет свои особенные черты. Говорят, что вариант обряда из деревни Погост считается наиболее полным и точным. Местные жители вообще ценят древние привычки и стараются поддерживать преемственность поколений: учат молодежь песням и танцам, вышивке, местной кулинарии. 

Что касается самой деревни, то она впервые упоминается в летописях в 1520 году, когда князь Константин Острожский передал деревню во владение Туровскому Свято-Успенскому собору.

 


Как все происходит?

Праздник Юрия – это не только шествие и хоровод. К обряду готовятся заранее: с самого утра или накануне вечером женщины деревни собираются вместе и выпекают обрядовый хлеб, который называется «карагод» («хоровод»). Его украшают веточками деревьев, лентами и бумажными цветами. В этом году присоединиться к украшению «карагода» могли все желающие, приняв участие в мастер-классе по изготовлению бумажных цветов. 

 

 

Себя участники хоровода также украшают в лучших традициях: можно увидеть большое разнообразие национальных нарядов, а также сочетаний современной одежды с традиционными элементами. Незамужние девушки делают венки из барвинка и надевают их на голову. Раньше у наших предков на праздниках так было принято обозначать, что девушка свободна и ищет пару.

 

 

Потом начинается шествие, которое имеет свою иерархию. Сначала идут две девушки, которые несут над головами рушник, создавая «ворота». За ними идет мужчина с иконой Божией Матери, парень с обрядовой звездой, парень с граблями, на которые пристегнут зеленый фартук, и мужчина, который несет хлеб-«карагод». Все эти элементы, кроме рушника, обязательно должны нести мужчины.

 

 

За основными действующими лицами большой толпой идут все остальные. Направляется эта процессия на поле, где и происходит сам хоровод. Чтобы зайти на поле, каждый должен пройти через ворота из рушника – и точно также нужно поле покидать.

 

 

Хоровод водят только женщины, а в центре стоят мужчины, которые держат главные обрядовые элементы: икону, грабли с фартуком, звезду и хлеб. Во время хоровода фартук на граблях сменяют с зеленого на красный и закапывают в землю кусочек черного хлеба с просьбой к святому Юрию дать хороший урожай.

 

 

После шествие уходит тем же путем, но останавливаясь возле домов местных жителей. Там они хороводят и поют песни с пожеланиями благополучия хозяевам, за что получают в благодарность угощения. Исторически сложилось, что на Юрия благодарят яйцами и хлебом или печеньем.

 

 

В этот день гуляния в Погосте продолжаются до самого вечера, а в конце праздника всем участникам по кусочку раздают тот самый хлеб-«карагод».

 

 

 

Кого благодарить за сохранение традиции

Сегодняшний облик Юрьевского хоровода отличается от того, что было раньше, так как деревня стареет и жителей становится меньше. В связи с этим в 2019 году обряд был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которое требует срочной охраны.

Раньше обряд проводили девушки, сейчас же традицию сохраняют участницы народного фольклорно-этнографического коллектива «Міжрэчча», в основном пожилые женщины. Именно его основательница и бывшая руководительница Екатерина Панченя 40 лет назад возродила обряд своих предков, в котором в детстве принимала участие. Сейчас коллектив продолжает работу своей основательницы. 

Наши предки смогли сохранить праздник Юрия в сложные советские времена, даже когда такая деятельность запрещалась, а участники преследовались. Пример деревни Погост должен стать поводом поинтересоваться традициями своей малой родины, ведь пока мы чтим наше наследие – у нас есть будущее.

 

Фото: Анна Найденова

|

События

Автор:   Спячая спадчына

  2011

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Какие беларусские традиции и обряды попали в список культурного наследия ЮНЕСКО?

Повод для гордости.

Как проходит служба в самом таинственном храме Беларуси?

Костел в Дубке, который открывает двери всего один раз в год.

Беларусские традиции Гукання вясны: зовем весну так, чтобы она точно пришла

Как беларусы гукалі вясну раньше и какие обряды ты можешь повторить сегодня?

Сейчас на главной

Минск

Лучшее, что есть в Минске, в новом гайде от 34travel.

Как прошел Богач – главный осенний праздник беларусов?

Будь богатым, как осень!

Подкаст о беларусской гастрономии: Экзотика в меню

Рассказываем про моду на помаранчарни и нетипичные продукты в Минске 1920-х.

Ради каких спектаклей стоит поехать в другой беларусский город?

Фрик-шоу, Рэй Брэдбери и страх Вирджинии Вульф.

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

История любимых напитков и традиционных десертов.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках. 

Показать больше Показать больше