Гайд по стилю: едем смотреть беларусское барокко

|

Культурная программа

|

Автор:   34travel

|

  17308

Гайд по стилю: едем смотреть беларусское барокко

Этот стиль можно горячо любить и им восхищаться, этот стиль можно критиковать и остро недолюбливать, но оставаться к нему равнодушным – вот что по-настоящему сложно. Так было четыреста лет назад и так есть сегодня. Барокко трогает каждого и каждую, ведь его творцы делали всё возможное, чтобы нас впечатлить. Вместе с МТС мы начинаем цикл статей, посвященных архитектурным стилям Беларуси. В первом выпуске мы под чутким руководством историка искусства Дмитрия Монича отправимся в виртуальное путешествие по памятникам барокко. Расскажем, куда смотреть, чтобы увидеть верные черты стиля; научим важным терминам; поясним, в чем отличия сарматского барокко от виленского; и вспомним интересные факты из истории. 

 

 Справка:  Этап архитектурного барокко на наших землях охватывает период с конца XVI века до середины XVIII века. Но зародился стиль намного раньше, и случилось это в Италии. В эпоху Возрождения итальянские деятели искусства стремились переосмыслить древнеримское наследие, им хотелось, чтобы архитектурные формы перестали быть скучно-симметричными и чтобы эти формы больше взаимодействовали с окружающим пространством. Так стали появляться соответствующие духу времени «изломанные» фасады и устремленные ввысь башни. В желании открыть четвертое измерение в ход шли приемы-обманки, создающие эффект иллюзорности того, что открывается глазу. Архитекторы играли со светом и почти не сдерживали себя в объемах декора.

 

***

Костел Тела Господня
(Костел Божьего Тела)


Несвиж
1587–1593

 

 

 

Построен по распоряжению Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Над проектом трудился итальянец Джованни Мария Бернардони – первый архитектор стиля барокко в Речи Посполитой.

Бернардони был монахом-иезуитом, а «иезуиты» – одна из первых ассоциаций, которые приходят в голову, когда мы слышим «барокко». Существует расхожее представление, будто самый «хитрый» католический орден придумал этот стиль, чтобы затмить эстетику, которую предлагали «еретики-протестанты». И всё же, «барокко» не равно «иезуиты», и «католики» тоже не равно: мы можем встретить барочные архитектурные памятники и в странах с преобладанием православия или протестантских взглядов. Более того, в стиле барокко строились не только храмы, но об этом – позже.

Взглянем же на главный фасад Костела Тела Господня в Несвиже. Он четко разлинован по горизонтали (поясами карнизов) и по вертикали (пилястрами). Архитектор явно не скупился на элементы ордера (композиции из горизонтальных и вертикальных элементов), и такая его насыщенность очень характерна для барочной архитектуры. Показательно и обилие раскреповок – разного рода «усложнителей» формы: чередование заглубленных и выступающих частей создает напряженный ритм, к которому стремились барочные архитекторы. Еще один верный знак стиля – криволинейные формы, которые мы наблюдаем в верхней части фасада. Характерный элемент декора – ниши со скульптурами, их барокко очень культивировал.

 

***

Несвижский замок


XVI–XVIII
 


Главный архитектурный памятник барокко в Беларуси из тех, которые не имели культового назначения, – это, конечно, несвижская резиденция Радзивиллов. На первом этапе к Несвижскому замку приложил руку тот же иезуит Бернардони. Однако и стройка была продолжительной, и перестройки замка коснулись не раз, так что сегодня мы наблюдаем его далеко не таким, каким он первоначально задумывался.
 


Картуш



Маскарон

 

Здесь ты тоже увидишь насыщенные ордером фасады и другие элементы барочного изобилия. Уместно будет вспомнить, что по-итальянски barocco – это «вычурный», а еще этим словом португальские моряки называли жемчужины неправильной формы. Вот и попробуй отыскать эти «жемчужины» в образе Несвижского замка самостоятельно. Сейчас мы подробнее остановимся лишь на одной из них – куполе дозорной башни.

В 2004 году публике был явлен купол-«луковица», восстановленный по копии гравюры XVII столетия Томаша Маковского. Более-менее посвященной в вопрос публике он по вкусу не пришелся: купол явно не вписывался в общее решение дворцового комплекса, восстановленного по образцу конца XVIII века, к тому же никто не взялся бы утверждать, что раньше купол действительно был таким, каким его увидели реставраторы. Против «луковицы» выступила и наследница рода Эльжбета Радзивилл. В итоге в 2019 году на башню был поднят барочный купол, созданный по подобию того, что венчал ее до Второй мировой войны. Каплевидные формы ушли, пришли характерные для барокко элегантные скаты медных пластин.

 

***

Николаевская церковь


Могилев
вторая половина XVII века


Фото: Александр Липилин / wikipedia.org

 

Церковь Святого Николая в Могилеве – живое доказательство того, что стиль барокко служил не только целям Контрреформации, которая должна была восстанавливать престиж Римско-католической церкви, но и православным деятелям тоже.

Привычные для православных церквей «луковицы» куполов здесь соседствуют с не самым типичным для них барочным фасадом. Он разделен на несколько секций, его пилястры («плоские колонны») декорированы растительными завитками, на каждом из ярусов предусмотрены ниши под роспись. Обрати внимание на сами росписи – многоцветные, яркие, притягивающие взгляд. Они вполне соответствуют духу этой архитектуры. Буйство красок часто ставили барокко в претензию: дескать, безвкусица – однако барочные мастера и не стремились к минимализму. Они стремились создавать новые привлекательные миры.

Согласись, что собор Святого Николая выглядит мощным зданием на века, но отнюдь не кажется громоздким. Секрет – в округлом и разорванном фронтоне – завершении фасада, ограниченном скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Так мастера барокко добивались визуальной легкости при постройке каменного здания.

 

***

Костел Святого Франциска Ксаверия


Гродно
70-е гг. XVII в. – начало XVIII в.

 

 

Колонны с капителями коринфского ордера

 

Листья аканта

Этот храм – одна из крупнейших барочных базилик во всей Восточной Европе: 60 метров в длину и 33 метра в самой широкой боковой части. По мнению беларусской искусствоведки Тамары Габрусь, костел Св. Франциска Ксаверия – «возможно, наиболее совершенный пример зрелого беларусского барокко». Рассмотрим же совершенный пример поближе.

Центральный фасад выглядит богато и искусно за счет обилия пилястр с лепными капителями (венчающими пилястры частями). Под центральным треугольным фронтом наблюдаем, что типично для барокко, нишу – в ней расположена скульптура Франциска Ксаверия, покровителя храма. На самом фронтоне – еще пара святых, размерами поскромнее. Две башни, венчающие здание, имеют необычную вогнутую форму, но это тренд не барокко, а более позднего рококо (впрочем, этому стилю тоже присуща вычурность и затейливость).

Обязательно зайди внутрь, чтобы восхититься одним из самых высоких деревянных барочных алтарей в Европе. Это великолепие авторства Яна Шмитта достигает в высоту 21 метра. На алтаре расположены более 70 антропных, антропоморфных и анималистических фигур. Обрати внимание на колонны с капителями коринфского ордера, который можно отличить по стилизованным листьям аканта (это такое средиземноморское растение). Коринфский ордер – самый пышный из классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима. Неудивительно, что именно его так полюбили деятели эпохи барокко.

 

 

Этот материал создан при поддержке МТС.

 

 

Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии


Пинск
1706–1730

 

 

Щипец

Главный фасад этого францисканского храма украшают пилястры, карнизы, ниши, пояски, а еще здесь есть балкон, ограниченный кованой решеткой. Балконы в барочных зданиях – помимо их прямой функции – служили ритмизации фасада. Башни по бокам собора относительно скромные, зато посмотри, какая роскошная конструкция между ними: такой фронтон, не отделенный от основной плоскости стены карнизом, называется щипец, и он здесь – квинтэссенция стиля барокко.

Зайди внутрь, чтобы посмотреть на самый старый из действующих в Беларуси органов, и оцени пышный интерьер, оформленный деревянной скульптурой, орнаментальной резьбой, фресками. Особого внимания здесь заслуживает резной золоченый амвон (место, с которого священник читает Писание и произносит проповеди), часть скульптур которого покрыта листовым золотом.

 

***

Софийский собор


Полоцк
1030–1060

 

 


Многоярусные башни

Самая первая каменная постройка на территории современной Беларуси, разумеется, не могла быть барочной – эстетика XI века была куда более суровой. Но в истории беларусской Софии, увы, были очень тяжелые периоды, в один из которых здесь взорвался пороховой склад, разрушив храм до основания. Восстановлением собора занимался униатский архиепископ Флориан Гребницкий. Тогда на дворе был уже XVIII век – соответственно, тенденции барочные. Здесь мы во всем величии наблюдаем так называемое виленское, или позднебеларусское, барокко.

Для виленского барокко характерна утонченность в построении вертикалей: башни так устремляются ввысь, будто вот-вот здание оторвется от земли и начнет левитировать. Большие оконные просветы усиливают этот эффект. В целом для барокко важно создать ощущение пластичности, движения, причем движения постоянного и экспрессивного. Архитекторы и скульпторы конца XVI – конца XVIII вв. блестяще справлялись с задачей оживления камня.

 

***

Костел Святого Михаила Архангела


Ивенец
1740–1749

 


Декоративные вазоны

Францисканский храм, построенный по инициативе минского чиновника Теодора Антония Ваньковича. При первом взгляде на костел Михаила Архангела ты сразу отнесешь его к виленскому барочному наследию: достаточно отметить типичные для стиля воздушные пятиярусные башни. Выпуклые и вогнутые элементы, скругленные связки-переходы от одного яруса к другому, «ломаные» пилястры, обилие декора, в том числе довольно мелкого (взгляни на капители) – всё это работает на общее впечатление, что храм находится «между мирами». Вроде бы, крепко стоит на земле, а как будто мираж.

 

***

 

Костел Святых Петра и Павла


Боруны
1747–1753

 

 


Волюта

На примере этой римско-католической святыни запомним еще один термин, связанный с архитектурой барокко, – «волюта». Так называется завиток с глазком в центре, которые позволяет элегантно и динамично связать два яруса фасада. Барочные архитекторы активно им пользовались.

В интерьере костела Святых Апостолов Петра и Павла отметим лепной алтарь с характерными коринфскими колоннами и рваным антамблементом – это несомая колонной часть конструкции. Вообще, колонны барокко заимствовало из Античности, придав им больше изящества и пластичности.

Поскольку стиль диктовал богатство оформления, мастерам приходилось идти на хитрости, если бюджет не позволял: например, красить элементы обстановки «под золото» или «под мрамор».

 

***

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии


Будслав
1633–1783

 

 

Будславский костел впечатляет обилием пилястр, полуколонн и сложных раскреповок (напомним: раскреповка – такой прием, когда отрезок стены выдвигают вперед или назад со всеми частями сверху донизу). Завитки-волюты – тоже в деле. Как видим, архитекторы использовали любые возможности не оставить где-нибудь участок ровной стены. В результате будславский храм выглядит торжественно – под стать храму, удостоенному Папой Римским престижного статуса Малой базилики (такой титул в Беларуси носят также собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно и собор Вознесения Святой Девы Марии в Пинске – все они в нашем списке).

Среди внутреннего убранства костела Вознесения Девы Марии обрати внимание на росписи. Их создал Казимир Антошевский, которого был мастером оптических иллюзий. Его изображения скульптур и колонн кажутся объемными, хотя это просто двухмерная «картинка». Такие оптические фрески помогали раздвигать стены, перенаправляя взгляды прихожан от материального к вечному.

 

***

Крестовоздвиженская церковь


Жировичи
1769


Фото: Nasta Eroha

 

В архитектурном ансамбле православного Свято-Успенского монастыря в Жировичах в поисках эстетики барокко отправляйся к Богоявленской церкви и к церкви Крестовоздвиженской. Вторая, по задумке, должна была символизировать Голгофу, поэтому ее построили на возвышении.

Внутри Крестовоздвиженской церкви разместили точную копию Пилатовой лестницы – той, по которой после суда ступал Христос. 28 ступеней начинаются от двери и ведут к алтарю; подниматься по ним принято на коленях и с молитвой. Боковая стена алтаря украшена росписью, которая играет здесь важную роль: поскольку храм очень скромен по своим размерам, глубину внутри создавали в том числе художественными средствами.

Будешь ехать в Жировичи, заезжай в Слоним – посмотреть на костел Святого Апостола Андрея, построенный в 1770–1775 годах в стиле барокко. Обрати внимание на «волну» фасада, которую поддерживают башни, поставленные под углом к его плоскости. Также в Слониме стоит внимания бернардинский костел Непорочного Зачатия с богатейшим убранством.

 

***

Костел Святого Иоанна Крестителя


Гольшаны
1618–1770

 

 

Храм был построен по инициативе Павла Стефана Сапеги для молитв монахов основанного им в Гольшанах францисканского монастыря, однако барочным костел стал уже после смерти магната. Смотри: башен здесь нет, но одного лишь фигурного фронтона достаточно, чтобы безошибочно опознать стиль. Проследуй внутрь – и ты будешь впечатлен(-а) мастерством человека, создавшего роспись за алтарем. На плоской стене написана уже знакомая нам коринфская колоннада, причем написана так искусно, что кажется объемной, будто колонны выстроились полукругом. В глубине этого «полукруга» изображены Иисус Христос и Иоанн Креститель – собственно, сцена крещения.

 

***

Собор Рождества Пресвятой Богородицы


Глубокое
1639–1654

 

 

На центральной площади Глубокого смотрят друг на друга два храма в стиле барокко: один постарше – Рождества Богородицы, второй помладше – Святой Троицы; один православный, второй католический (впрочем изначально католическими были оба). Внимания достойны и тот, и другой, но чуть подробнее расскажем о том, что посвящен Деве Марии.

Этот храм – первый памятник виленского барокко на территории современной Беларуси, и, по мнению экспертов, собор Рождества Пресвятой Богородицы наиболее полно отражает художественные принципы виленского барокко. Всё это становится еще интереснее, если знать, что до масштабной перестройки костела в 1735 году по проекту звездного архитектора ВКЛ Иоганна Глаубица собор был памятником барокко сарматского. Считается, что Глаубиц спроектировал многоярусные башни с вытянутыми пропорциями, усложнил главный фасад путем возведения щипца между башнями, насытил всё это декоративными элементами, добавил воздушности за счет высоких арочных проемов, усилил напряженность ритма, соединив пилястры и колонны многочисленными соединениями (каждый ярус как будто сращивается с нижним многочисленными переходными звеньями).

К слову, в Европе редко можно встретить барочный храм с четырьмя башнями, и глубокский собор – как раз из таковых. Правда, до перестройки они были одинаковыми, более массивными, и формы их были попроще.

 

***

Свято-Духов кафедральный собор


Минск
1633–1642

 

 

Сейчас здесь молятся и освящают куличи православные, но изначально одна из главных достопримечательностей Верхнего города в Минске принадлежала монахиням-бернардинкам. Стоит прогуляться вокруг него, зайти внутрь, а потом пройти к главному храму местных католиков – Архикафедральному собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии – чтобы оценить, каким разным стиль барокко мог быть.

Если на фасаде костела, построенного в начале XVIII века мы рассмотрим затейливые пилястры с капителями, разные полукружия, ниши со скульптурами, вазы, установленные на карнизах, то фасад церкви, возведенной в середине XVII века, покажется нам куда скромнее.

Свято-Духов храм еще сохранил настроение сарматского барокко – более массивного, аскетичного, ориентированного на Средневековье, а не на Реннесанс. В ходе последующих перестроек строгость архитектурного решения была смягчена. Однако всё равно заметим, что пилястры решены довольно скромно, а архитектор словно забыл о существовании разнообразных медальонов, раковин, картушей и акантовых завитков.

 

***

Троицкая церковь


Вольно
1768 год

 

 

Троицкую церковь в Вольно стоит обойти со всех сторон, чтобы собрать «барочное бинго». Когда проделаешь это, приступай к поиску «инородных» элементов. Так, на башнях ты увидишь «луковичные» навершия, в которых безошибочно вычислишь более поздние элементы. Лепнина с короной и оружием тоже не слишком похожа на растения и облики святых, столь любимые барочными скупльторами. А внутри и вовсе обнаружишь иконостас в неорусском стиле. Но задержись подольше, чтобы рассмотреть отделку в технике стукко.

Стукко – это простой в обращении и относительно дешевый материал, который изготавливался из измельченного гипса и клея, иногда в него добавляли мраморную крошку, мел, известь. Отличное решение, когда на мрамор денег нет, а создать отделку или декоративные элементы «под мрамор» хочется. В эпоху барокко стукковые колонны и капители были не редкостью.

 

***

Костел Святого Михаила Архангела


Лужки
1744–1756


Фото: Lusssiya / wikipedia.org


Храм был возведен в стиле виленского барокко на средства полоцкого каштеляна Валериана-Антония Жабы, который основал в деревне Лужки монастырь ордена пиаров.

Обрати внимание на окошки округлой формы. В XVII–XVIII веках окна в форме лежащего горизонтально овала архитекторы называли «бычьим глазом» или «перла барокко» – та самая «искривленная жемчужина», которая могла дать название стилю, о котором мы сегодня говорим.

 

***

«Дом ремесленника» («Дом на рынке»)


Несвиж
1721 год


Фото: Alexxx1979 / wikipedia.org


На примере каменного жилого дома XVIII века закрепляем термин «щипец» – это верхняя часть торцовой стены, которая не отделена от основного объема карнизами. Фасад «Дома ремесленника» просто сужается, причем всецело в барочном духе, изогнутыми линиями, завиток за завитком. Вверху наблюдаем арочный проем и две небольшие ниши с декоративными наличниками, простенькую лепнину. Тонкий карниз на «теле» щипца лишь подчеркивает его выразительный фигурный контур.

В этом доме точно жил кто-то зажиточный, но чем именно он занимался – никто не знает. Высока вероятность, что был ремесленником, – отсюда и название.

Еще один барочный дом мастеровитого человека не пропусти в прогулках по Гродно. В «Доме мастера» сейчас располагается Музей истории Городницы – промышленного «хаба», созданного Антонием Тизенгаузом в XVIII веке.

 

***

Рыночная площадь (площадь Ленина)


Поставы
вторая половина XVIII века

 

 

А вот в Поставах с подачи магната Антония Тизенгауза появился целый ансамбль строений в стиле барокко. Вполне вероятно, этим проектом занимался известный итальянский скульптор Джузеппе де Сакко. До реорганизации площади ее хаотично заполняли костел, дворы ремесленников и торговцев, корчма. После – появились дома ремесленников, построенные по одному типу: на площадь выходил фасад с барочным фронтоном, а три стены, что спрятаны от глаз, были деревянными. Просто, бюджетно, со вкусом.

 

***

«Кривая официна»


Гродно
70-е гг. XVIII века


Фото: planetabelarus.by


Еще один образец не храмовой барочной застройки и еще одно здание, которое оставили потомкам Тизенгаузы. Изначально «официна» создавалась под нужды гродненского театра Тизенгауза – для обучения и проживания людей, в этом театре работающих. Архитектор Иоганн Мёзер решил задачу в духе позднего барокко, сочинив необычный изогнутый фасад, который, как задумывалось, поддержала бы дальнейшая застройка города (это, увы, не сбылось).

Сегодня в здании функционирует частная галерея «Тизенгауз» и проводятся выставки художников. Обрати внимание на акустику, которую создают сводчатые перекрытия, – театральный звук не уничтожили ни годы, ни ремонты.


 

Фото: palasatka. Иллюстрации: Olga Rummo.

ООО «ЭфСиБи Бел»
УНП 193185741

|

Культурная программа

Автор:   34travel

  17308

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Радзивиллы и их наследие в Беларуси

Новый подкаст о знатных родах Беларуси и о том, какой огромный культурный пласт эти семьи оставили после себя.

Сапеги и их наследие в Беларуси

Дворцы, крепости, храмы и монастыри, которые достались нам в наследство от Сапегов.

Тизенгаузы и их наследие в Беларуси

Что оставили после себя реформаторы с немецкими корнями?

Сейчас на главной

Минск

Лучшее, что есть в Минске, в новом гайде от 34travel.

Как прошел Богач – главный осенний праздник беларусов?

Будь богатым, как осень!

Подкаст о беларусской гастрономии: Экзотика в меню

Рассказываем про моду на помаранчарни и нетипичные продукты в Минске 1920-х.

Ради каких спектаклей стоит поехать в другой беларусский город?

Фрик-шоу, Рэй Брэдбери и страх Вирджинии Вульф.

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

История любимых напитков и традиционных десертов.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках. 

Показать больше Показать больше