Автостопом в 15 лет

Сейчас Денису Казакову 15 лет. Уже несколько лет он с отцом ездит автостопом и пишет об этом в свой блог. Денис не бросал школу, не учится на дому, но все свои каникулы старается проводить в пути. Для 34travel парень рассказал, как пережидал лавину в иранском грузовике и как ему удалось привлечь отца к бюджетным путешествиям.

В 2013 году я наткнулся на проект «Орел и решка», захотелось тоже начать путешествовать. Мы поехали с папой в Москву, собирались останавливаться по каучсерфингу. Мне было 11 лет. Я вспомнил про какого-то чувака, который мне писал в VK, приглашал к нему приехать в Москву – 11-летнего мальчика. Подумал ли я, что это маньяк? Нет, я написал, что мы приезжаем. Он оказался нормальным чуваком. Мы тогда потратили $ 50 на двоих за три дня, чем я жутко гордился. Потом этот чувак приехал в Питер. А потом мы стали постепенно ездить по соседним областям с ним. Тогда я в первый раз проехал с ним автостопом по Ленинградской области. Почему-то до этого мне казалось, что он – моя единственная возможность путешествовать. Но постепенно у нас появились разногласия, и я решил, что моя миссия – приучить папу к автостопу.

«Какого-то негативного отношения, что подросток не должен ездить, или не должен так мыслить, я не встречал»

В мае 2015 года мы купили билеты на поезд до Москвы и до Казани, а обратно у нас были билеты только из Нижнего Новгорода. Я сказал папе, что между Казанью и Нижним билеты очень дорогие, нормальных вариантов нет, будем уезжать на BlaBlaCar. Оказавшись на месте, я снова приврал, сказал, что на BlaBlaCar вообще ничего нет, надо ехать автостопом. В итоге мы два часа стояли и стопили, ничего не останавливалось. Все поезда, которые я от него скрыл, уже уехали. Кое-как договорился с армянами на заправке, что они довезут нас. Но папа тогда в автостопе разочаровался и сказал, что это все невозможно у нас в стране.

Автостопом по Кавказу

После этого мы еще ездили на машине по Абхазии. У нас Ford Sierra 86-го года за 10 тысяч, разваливающаяся. В общем, тогда он начал потихоньку привыкать к приключениям. А в декабре 2015 года я пришел со школы, открыл Skyscanner, там были билеты Питер – Ереван в одну сторону на 1 января по $ 60. Я позвонил папе, сказал, что мы едем на Кавказ, и купил эти билеты. Назад только поезд из Владикавказа. Снова я его убедил: «Это Кавказ, там с транспортом беда, а вот автостоп – выход». В общем, мы ехали автостопом по Кавказу. Это абсолютно правильное место для того, чтобы приучить человека к этому, потому что 5 минут – и останавливается машина.

Но в этот момент там выпало такое количество снега, которого не было 10 лет. В итоге все в шоке – они не привыкли к снегу, ничего не расчищают, все едет безумно медленно. Маршрут, который мы планировали, Ереван–Татев–Карабах–Озеро Севан– Грузия–Владикавказ. Но из-за того, что все было медленно, в первый день мы проехали километров 150, начало темнеть. Окончательно стемнело, когда мы были в горах посреди ничего. Я вспомнил про знаменитое кавказское гостеприимство и пошел на свет. Мы постучались в тот дом и через 5 минут уже были друзьями с хозяином. Сейчас мы в переписке с этим человеком.

На следующее утро мы застопили иранский грузовик, но на дороге сошла лавина. Там на пересечении дорог была кафешка, нас сразу же заманили к себе карабахцы, начали драться с хозяином кафе, потому что, считали, что они должны первыми обслужить гостей из Ленинграда. Мы подумали, ну ок, сейчас расчистят быстренько, мы поедем. Пропустили легковые машины, оказалось, что они доехали только до самой лавины. Решили переночевать у нашего иранца, но он не хотел нас оставлять у себя. Но встретился другой иранец, русскоговорящий, который предложил переночевать в машине у своего друга. Это оказался такой же старый трак Volvo, но там осталось только место водителя, все остальное было убрано и застелено коврами. Нас положили на эти ковры и накрыли чем-то. Постепенно начали приходить еще иранцы, места было мало, они все ложились, один из них улегся прямо на меня.

Через какое-то время у меня все начало отекать, дико захотелось пить. Каждый раз, когда я поднимался от стенки, чтобы показать, что мы сходим в кафе попить, меня отпихивали назад к стене. Они ничего не понимали ни по-русски, ни по-английски. Было всего 7 часов вечера, и я понимал, что до утра просто не вынесу. А на улице -25, метель, ближайший населенный пункт в 5 километрах. Вдруг дверь открыл тот русскоговорящий иранец, спросил, может нас что-то беспокоит. Мне плеснули воды. Но сказать, что ваш иранец на мне улегся, было неразумно, когда от них зависело, вернешься ли ты без обморожений домой. Это продолжалось еще какое-то время. Через полчаса снова появился этот иранец и сказал: «Я вижу, что вам тут неудобно, я договорился со своим другом, вы можете переночевать в моей машине, а я переночую в его». Нас отвели к новой Scania – два кресла, стол, две полки для сна. Там были только мы, весь вечер иранцы носили нам чай и еду.

«Окончательно стемнело, когда мы были в горах посреди ничего. Я вспомнил про знаменитое кавказское гостеприимство и пошел на свет»

На утро никто ничего не расчистил и даже не начал расчищать. Мы поехали назад – оказалось, что все выезды из Армении перекрыты. Когда все-таки добрались до Грузии, оказалось, что дорога в Россию тоже перекрыта. В общем, мы еле успели на поезд во Владикавказе, приехали в последний момент. Весь наш тогдашний план был сорван. Но благодаря тому, как это все происходило, папа загорелся: «Приключения, круто, надо больше!». И с тех пор понеслось. В прошлом году еще несколько путешествий было небольших по СНГ.

Бомжами в Италии и Латвии

А в ноябре мы поехали в Европу. У нас было на 2 недели € 200 на двоих. Мы собирались доехать до Таллинна, откуда был самолет в Милан. Хотели доехать стопом до Неаполя, оттуда вернуться в Рим, из Рима самолет в Кельн, самолет до Риги и стопом до Питера. В Италии оказалось, что автостоп – это практически нереально. Ты сначала два часа пехаешь от города, потому что нигде не встать. Потом стоишь, каждый второй крутит пальцем у виска, потом приезжает полиция и выгоняет тебя. И так каждый раз. В итоге нам пришлось платить за транспорт. Так как это было в последний момент, то сумма оказалась нехилой. В итоге наш бюджет просто растаял. Мы собирались жить по каучсерфингу, но несколько ночей получились у нас просто бомжами. Во Флоренции, например, мы всю ночь прогуляли. Потом мы жили по каучсерфингу в 100 километрах от Рима, на берегу моря, и каждое утро ездили на автобусе зайцем до Рима, по одному билету на двоих – на метро в центр, и также назад.

Но самая жесть была, когда мы прилетели в Ригу, у нас осталось € 4, нам нужно было добраться до дома. И в тот день была просто жуткая метель, видимость – буквально 20 метров. Мы стали стопить, проехали всего 150 километров, стемнело, мы посреди леса в Латвии зимой, метель, неизвестно, что дальше. Нашли заправку в виде будки, которая закрывается в 10 вечера. Пытались договориться оттуда с кем-то уехать не то что в сторону России – хотя бы до Риги назад, но ничего не получилось. В последний момент нас согласились довезти до какого-то поселка, где была круглосуточная заправка. Мы пришли на нее, но там нам сказали, что мы не можем сидеть до утра. Хозяин сказал, что позвонит своим друзьям, они что-нибудь придумают. Приехали в итоге полицейские. Все что они делали – пытались доказать, что мы дебилы, а не подсказать, что нам делать. Когда я спросил, можем ли мы дождаться утра в полицейском участке, они сказали, что у них нет полицейского участка, и что, если они еще раз нас увидят, у нас будут большие проблемы. В итоге мы нашли еще одну круглосуточную заправку и всю ночь ходили туда-сюда между этими заправками. Утром пошли на трассу и нас подобрал бывший контрабандист молока. На зимние каникулы ничего такого не было, потому что я грохнулся, у меня был гипс, в итоге мы просто слетали в Стокгольм.

Путешествия и жизнь не по плану

Путешествия у нас строятся не по планам. Просто появляются деньги, появляются какие-то билеты, мы покупаем эти билеты – и появляются путешествия.

У меня есть круг общения, который в курсе моих приключений, это мои друзья. Я ни от кого ничего не скрываю. Можно один раз зайти на мою страничку в VK – и все будет понятно. Все остальные – люди не моей волны. Это те же люди, которые во взрослой жизни превращаются в белые воротнички, которые убеждают свободных людей, что должен быть план, предписанный поколениями: детсад, школа, институт, дурацкая работа, смерть. Но мне до них нет дела, им нет дела до меня.

Это тот случай, когда ко всему этому приводит не отец сына, а наоборот. По ходу путешествий я встречал новых людей с разными взглядами, внедрялся в тусовку путешественников. Сейчас главным моим идейным вдохновителем является Даша Пахтусова с пабликом сайта «Можно все». Сейчас у меня круг общения, в котором все эти идеи распространены.

Вообще, я не человек планов. Не могу сказать, кем я буду через 5 лет. Пока есть план – закончить школу, мне будет 17. Хочу по разрешению на свободное перемещение, до 18 лет, до призыва, уехать на год путешествовать один. Вернуться и подать документы на журфак. А как это все будет происходить, что будет дальше, уже не мне решать. У меня такое ветреное сознание.

Вопрос о страхе относительный. Каждый день в Петербурге убивают людей. Если я куда-то еду – это ничего не значит. Люди, которые останавливаются на трассе – это те же самые люди, что ходят в городе по улицам. Люди, у которых ты останавливаешься по переписке через интернет, – это те же самые люди, что покупают рядом с тобой продукты в магазине. Страшная ситуация – это ситуация, вызванная не людьми, а, скорее, отсутствием людей. Когда ты не видишь выхода из какой-то ситуации, как было, когда мы остались зимой посреди леса без всего. Когда мы стопили, нужно было срочно доехать, но нет никого. Когда понимаешь, что вот-вот у тебя будет переохлаждение. Вот это можно назвать страшными ситуациями. Но я считаю, что эти ситуации – единственный способ не превратить свою жизнь в День сурка. Наполнить ее чем-то, чтобы она бурлила, наполнить эмоциями. Поэтому я люблю это. Люблю ситуации, когда мне страшно, когда не знаю выхода. Конечно, всегда важно не переборщить с этим, но раз жив, значит еще не переборщил.

Побег из дома

Чаще всего люди, которых я встречаю в пути, офигевают. Кто-то начинает расспрашивать с горящими глазами. Кто-то грустит, что ему уже тридцать, а он никуда не выехал, что у подростка круче жизнь, чем у него. Какого-то негативного отношения, что подросток не должен ездить, или не должен так мыслить, я не встречал.

Совсем один я почти не ездил, разве что по 10-15 километров. Я думаю, что это уже будет пугать водителей. На эту тему была у меня история, когда я опоздал на электричку до дачи, было половина 11-го вечера. После 10 вечера я не могу просто так находиться один. Мне нужно было как-то уехать, а на вокзале туда-сюда шуровали полицейские. Я договорился с какой-то бабулькой, что, пока я на вокзале, то я как будто с ней. Она была на 100 % уверена, что я сбегаю из дома и она мне в этом помогает. Боюсь, если я поеду автостопом один, то каждый будет считать, что помогает мне убежать из дома.