Как выжить в гастрольном туре? Рассказывают музыканты

Музыканты в силу профессии путешествуют много и часто, но по своим правилам. Потому что гастроли – это, с одной стороны, новые города и впечатления, а с другой – непростая работа, сопряженная с различными трудностями и неожиданными ситуациями. Совместно с премией Jager Music Awards мы попросили беларусских музыкантов рассказать о своей жизни в режиме туров. Наташа Mustelide, Бакей, PALINA и Саша Синица из группы Super Besse делятся лайфхаками, списками необходимых вещей в дорогу и забавными историями из своей гастрольной жизни. А сейчас на премии этап голосования – успей поддержать любимого музыканта на Jager Music Awards. Победитель конкурса отправится Москву на финал премии и сможет там выступить. А это ведь целый тур для начинающего артиста!

БАКЕЙ

– В обычное время мы не очень часто куда-то ездим, в основном локальные выступления. Но вот лето – это всегда фестивали. Чаще всего – страны СНГ. Примерно год назад мы были в Эстонии, также нас звали на фестивали в Литве. Последний город, в котором я был – это Мариуполь, MRPL City Festival в Украине.

Самый длинный и единственный тур у меня был по Беларуси – TURBAKEY. Все выступления длились три недели, всего было городов 8. Схема такая: пятница, суббота и воскресенье – три города, потом в следующие пятницу, субботу и воскресенье – едем в другие города.

Самое сложное – это дорога. Переезды очень сильно выматывают физически и эмоционально, потому что ты все время находишься с одними и теми же людьми в одном помещении. У нас это был автобус, рассчитанный на 8 человек. То есть считай маршрутка, которая все время полная. Конечно, мы все друзья, любим друг друга и уважаем, но постоянное пребывание рядом все же выбивает из колеи. Но благодаря юмору и понимаю, что нам нужно держаться вместе и не стоит ругаться, мы справлялись со сложностями. Интересно, что в туре было 8 городов – и у каждого из людей случалось плохое настроение в какой-то из дней. В один город едем – у того настроение плохое, в другой город едем – уже у другого.

На сольных концертах ты сам себе хозяин: делаешь то, что ты хочешь. Хочешь – можешь пригласить своих друзей, чтобы они выступили, хочешь – сделаешь программу по времени на столько, сколько тебе угодно. А на фестивалях все более консервативно: есть фиксированное время, гонорар определенный – то есть все оговаривается сразу. На фестивале тебе обычно выделяют от 20 до 45 минут на выступление (говорю от себя – я еще не очень популярный). 45 минут достаточно для того, чтобы познакомиться с публикой, показать весь свой арсенал и раскачать слушателей в конце выступления своими бэнгерами. Если это какой-то плотный фестиваль, то будет 20 минут – и это тоже хорошо. Все равно, любое выступление на любом фестивале – очень полезно, потому что ты охватываешь новую публику.

Молодым артистам советую обязательно выступать на фестивалях в разных странах и городах, знакомиться с новыми людьми, с организаторами фестов – это отличный опыт. А еще очень круто куда-то возвращаться: когда тебя пригласили в город, а через год опять туда же зовут – это уже теплые отношения между тобой и людьми, которые тебя пригласили. Появляются какие-то связи, а это всегда полезно.

Поскольку мы не группа, которая играет на живых инструментах, нам не нужно катать с собой гитару, барабаны, бас или клавиши. У нас все проще: флешка и CD-проигрыватели. Вся аппаратура прописывается в райдере, и не нужно постоянно таскать оборудование из города в город. Обычно все происходит так: мы приезжаем, у нас с собой есть флешка, на которой записаны все минуса – и мы просто чекаемся и выступаем. Естественно, если у тебя есть свой личный микрофон или ушные мониторы –ты их возишь с собой. А если у тебя этого нет, то ты все необходимое прописываешь в райдере, и организаторы должны тебе это предоставить.

Из прикольных гастрольных историй было однажды такое: мы ехали в Питер на поезде. Перед выездом я забрал ребят, мы едем по Минску, и я спрашиваю: «Ха, ребятки, не забыли взять паспорта?». Они мне: «Нет». Потом проверяю свой – и получается, что я единственный, кто забыл паспорт. Я тогда был с Егором Кипой и с Артуром Какорой. Оставалось где-то 40 минут до поезда, но это был час пик, и мы ехали в районе цирка, когда я понял, что паспорта нет. Поэтому я высадил ребят, сказал им ехать на метро (так быстрее), а сам полетел в Курасовщину за паспортом. Постоял в итоге в пробке на проспекте, залететь домой успел, а вернуться не успел: 5 минут оставалось до поезда, а я застрял в пробке возле вокзала.

В общем все – я никуда не успел. Я позвонил ребятам, мол, извиняйте. Подумал, что будет логично доехать до следующей остановки поезда и, чтобы не оставлять машину чужом городе, решил попросить свою сестру помочь мне добраться. Пока я доехал до работы сестры, пока мы сгоняли туда-сюда… Следующая остановка была в Бобруйске, и в пути мы понимали, что приедем ровно к прибытию поезда: а он недолго стоит на этой станции, буквально 3-4 минуты. Мы бы точно не успели. Поэтому решили поехать на следующую остановку – там, по-моему, уже больше 200 километров от Минска было. Мы приехали заранее, я подошел на кассу и спросил о поезде Минск – Питер. Мне сказали, что я успел и назвали время прибытия.

Подъезжает поезд, я подхожу, и меня просят показать электронный билет. И тут у меня ужасно залагал интернет, ничего не грузит. Я говорю проводнику фамилию, она смотрит мой паспорт – мол, нет такого. Потом пропустила меня: «Ладно, садись, поехали». Захожу, сажусь, у меня прогружается билет – Питер, все правильно вроде. И проводник говорит: «Подождите, а вы знаете, какой это поезд? Это поезд Брест-Питер». А я ей: «Но ведь в расписании первым шел Минск-Питер!». Оказалось, что этот поезд ехал позже, но как как-то получилось, что его пропустил поезд, в котором ехали Артур с Егором. По итогу я просто сел – и меня не выгнали. Я общался с мужчиной, который меня фотографировал, потому что его сын, возможно, меня слушает. И так я доехал до Орши. В Орше вышел, минут 5-10 прошло – и подъехал наш поезд с ребятками на борту. В общем, история получилась забавная.

MUSTЕLIDE

– До недавнего времени я перманентно была на гастролях в течение четырех лет: играла много где в Европе, в разных частях России, в Украине, Беларуси, Казахстане, США. В этом году меньше «турила» – занималась другими более приоритетными вещами. Крайний концерт в Беловежской пуще играла.

В очень длинные туры я особо никогда не вписывалась – максимум недели две перед тем, как попасть в условный дом. Сложно оставаться собранной во время тура: за режимом следить нереально, а соответственно – не остается никакой полезной рутины типа спорта, привычного питания, связи с семьей и даже написания музыки.

Обычно на сольных концертах больше ответственности: все вокруг тебя крутится. Иногда это стрессует больше, но зато публика максимально с тобой на одной волне, так как пришли только на тебя, а не мимо проходили. Зато на фестах классно тусить с другими музыкантами, делиться опытом, просто болтать, шутить о чем-то, чувствовать комьюнити. Ну, и людей новых привлекать к своей музыке.

Если говорить об оборудовании для гастролей – почти все беру с собой, вплоть до ткани, которой стол накрывать. Ведь бывает, что райдер четко выполнен, а бывает что-то не то (и второе случается гораздо чаще). А перфоманс – это слишком важная вещь, чтобы что-то было не так. Но колонки, идущие на зал, конечно, не таскаю. Еще микрофонная стойка и стол у меня в райдере.

Вот мой топ личных вещей, которые обязательно беру с собой в тур: паспорт, деньги, телефон, инструменты, тапочки, надувная подушка, оберег, блокнот, ручка и еще один оберег. И обязательно аптечка и страховка.

А еще периодически в поездках происходят забавные ситуации. Как-то раз я ехала на рейсовом автобусе из Киева в Люблин. Во-первых, автобус не пришел вечером по расписанию – его перенесли на утро, не предупредив пассажиров. В итоге, утром три пассажира поехали на этом автобусе в Польшу. Водитель всю дорогу говорил, как же ему «заломно» проходить границу. Ближе к границе в автобусе якобы что-то сломалось, и водитель словил для оставшихся двух пассажиров фуру, на которой я помчала на концерт. Было забавно впервые оказаться в фуре – очень высоко и уютно.

Еще как-то договорилась по Blablacar поехать из Львова в Берлин. Двери прибывшего на два часа позже микрика открылись с видом на дивный натюрморт посередине салона: бутылка водки, киевский торт, мясная нарезка и румяный развеселый отец водителя, встретивший меня фразой: «Наталка, горилку будешь?». Поездка была веселая, а на границе кульминацией веселья стал триумф собак, нашедших в стенах микрика контрабанду. Киевский торт мы доедали уже на асфальте посередине украинско-польской границы, пока нам оформляли штраф.

САША СИНИЦА, SUPER BESSE

– Почти каждый месяц у меня есть какие-то выступления — разовые или туры. В апреле-мае 2018 года мы ездили в тур с группой Human Tetris. Гастроли длились около трех недель. Самое сложное в этом всем – жизнь на чемоданах, не хватает уюта. Еще сложно после длинных туров вернуться к обычному образу жизни.Обычно к середине гастролей ловишь себя на мысли, что готов так прожить гораздо больше, чем 3 недели – в этом всем есть особый кайф. Туры сильно отличаются от обычных путешествий, так как ты по умолчанию тусуешься со знаковыми местными персонажами, узнаешь от них много интересного. Вряд ли можно встретить столько клевых ребят будучи обычным туристом.

Кстати, в том длинном туре с группой Human Tetris у меня украли кроссовки, а у нашего менеджера Захара — iPhone. Дело было прямо в клубе, на верхнем этаже которого оборудованы жилые помещения. Это было дико странное и неприятное происшествие, с которого мы по итогу смеялись. Ведь все взял явно какой-то глупый и молодой персонаж, потому что рядом лежали несколько рюкзаков с четырьмя макбуками, кошельки с крупными суммами, дорогие часы и прочее добро, но вышла эдакая кража в стиле хайп бист – Nike и iPhone X. Затем мы поехали в Гамбург на следующий концерт, и на утро я решил прогуляться, со мной пошли Захар и Макс (басист Human Tetris). На этой прогулке Захар умудрился потерять паспорт, карточки и деньги. К счастью, он оказался везунчиком, и полицейские нашли паспорт с деньгами, а вот карточки не нашлись. Этот случай помог нам узнать, насколько ты становишься беспомощным, если теряешь эти вещи.Потому что без телефона ты не можешь подтвердить ни одну операцию в мобильном банке, например, даже перевести деньги на счет друга.

Из аппаратуры мы обычно берем с собой в туры гитары, лэптоп/айпэд, кабели, педалборды – в общем, весь сетап, который мы используем в своей музыке. Бэклайн и звук в основном всегда заявлен в техническом райдере.

Организационными вопросами занимаются все: я, Макс, Захар – нет такого, что кто-то должен что-то делать. У кого есть время и желание – тот и занимается. Все происходит само собой.

PALINA

– Если я месяц никуда не выезжаю, начинаю сильно грустить, поэтому стараюсь планировать хотя бы один выездной концерт в две-три недели. Играла много концертов в Украине и еще как-то довелось выступать в Испании (Барселона, Мадрид), Швеции (Стокгольм) и Швейцарии (Цюрих).

У меня не было еще в жизни гигантских туров. Максимум 5 городов/концертов подряд. Прошлой весной отыграла около 20 концертов за два месяца, устала. Сложнее всего ездить, когда заболеешь. Думала, например, что после пяти концертов подряд (ездила по западной Украине) буду умирать, но все прошло на удивление хорошо.А через неделю поехала в Киев и Одессу, сильно заболела и еще неделю восстанавливалась.

Раньше я была очень легкая на подъем, мне было ужасно интересно посещать новые города, и я готова была доплачивать организаторам, чтобы только меня пригласили, и ехать c пятью пересадками до Львова, например. Только за последние два года стала уставать от дороги и гораздо внимательнее относится к логистике путешествия.

Я играю одна, подключаю все через свою звуковую карту. Беру с собой почти все, что у меня есть, на всякий случай, за исключением стоек. Хотя, когда были авиаперелеты, просила найти гитару на месте и летала с маленькой двухоктавной мидиклавиатурой, которая вмещается в портфель. Бывает, что на месте есть все, а бывает, что нет даже звукорежиссера.

Вожу с собой и аптечку: таблетки от температуры, уголь, лекарства от живота и аллергии, пластыри, какие-нибудь рассасывающиеся таблетки от боли в горле.

Последние три года я езжу с Катей Крюк. Она мой директор, менеджер, стилист, режиссер и любимый друг. У нас есть бытовой райдер, в котором прописана вся информация по билетам, которые нужно купить, и этим может заняться организатор мероприятия. Либо же этим занимается кто-то из нас двоих. Глобальную логистику путешествий (на полгода) мы составляем вместе.

Когда я впервые ехала выступать на крупный фестиваль («Файне місто») подо мной в 4 часа утра взорвалось колесо автобуса Ecolines. Нас высадили на трассе и показали, в каком направлении идти до ближайшего города (с двумя чемоданами, рюкзаками, гитарой и клавишами). Произошедшее меня шокировало, но по итогу все разрулилось самым лучшим образом.На попутке мы за 15 минут доехали до ближайшего города, а оттуда на региональной маршрутке добрались до Тернополя на 5 часов раньше, чем если бы все сложилось по плану. Мне кажется, в туре, нужно всегда быть готовым к приключениям, тогда происходящие неприятности воспринимаешь только как хорошие истории.

Периодически в турах случаются неприятности, но у меня нет какого-то универсального рецепта, как справиться с проблемой, возникшей во время выступления. Либо я ее игнорирую, либо, если это невозможно, стараюсь сконцентрироваться на ней, чтобы решить максимально быстро. Если проблема связана с «путешествием», то стараюсь относится к ней проще: обычно все, что ни случается – к лучшему. Например, весной нам попалась совершенно дикая хозяйка квартиры на AirBnb в Киеве: по факту квартира выглядела совсем не так, как на фотографиях, хозяйке не понравились наши возмущения – и она решила нас не заселять за пару часов до концерта. Но проблема довольно оперативно решилась, и мы перехватили акционный номер в дорогом отеле с шикарным видом из окна.

Этот материал мы создали вместе с Jager Music Awards – музыкальной премией, которая открывает таланты. Путь начинающего артиста – не всегда быстрый и легкий, но хороший старт – уже полдела. И сейчас ты можешь помочь хорошим молодым музыкантам открыться для новой аудитории. В этом году в качестве призов на Jager Music Awards – сертификат на покупку музыкального оборудования и выступление на финале премии в Москве. Вполне достаточно, чтобы вывести творчество на новый уровень и обратить на себя внимание потенциальной аудитории.

Голосовать в Jager Music Awards.