Рассматриваем картины Яна Матейко – художника, который создал живописную летопись важных для Беларуси исторических событий: от Грюнвальдской битвы и Люблинской унии до принятия первой европейской Конституции. К слову, если ты обитаешь в Польше, у тебя есть возможность увидеть эти полотна своими глазами – и оно, поверь, того стоит.
Ян Матейко родился в Кракове в 1838 году. Там же отучился в Школе изящных искусств, а чуть позже – в Академии художеств в Мюнхене. Основной темой творчества художника стала историческая живопись: он создал множество масштабных произведений, которые подробно рассказывают о знаковых событиях прошлого.
«Грюнвальдская битва»
Коллекция Национального музея в Варшаве
Решающая битва войны 1409-1411 года между Тевтонским орденом и Великим княжеством Литовским в союзе с Королевством Польским произошла 15 июля 1410 года. Войска союзников под предводительством Витовта и Ягайло разгромили рыцарей ордена – после этого поражения крестоносцы оправиться уже не смогли, баланс сил в Европе изменился.
Ян Матейко кропотливо изобразил события сражения на основе хроники Яна Длугоша – на работу у художника ушло почти 6 лет, картина была дописана в 1878 году. В самом центре картины изображен князь Витовт (с мечом и щитом), левее на белом коне – магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Вокруг идет жестокий бой, но уже понятно, что победа польско-литовской стороны вот-вот случится.
Во время Первой мировой войны картину эвакуировали в Москву, но в 1922 году вернули в Варшаву. В сентябре 1939 года полотно снова вывезли в целях безопасности – на этот раз в Люблин. Там ее спрятали от гестапо так надежно, что те не смогли ее найти даже когда Геббельс объявил награду в 2 миллиона марок. Сейчас полотно с изображением битвы (почти 10 метров в ширину!) хранится в Национальном музее в Варшаве.
«Сигизмунд Август и Барбара во дворце Радзивиллов в Вильно»
Коллекция Национального музея в Кракове
Барбара Радзивилл, одна из самых известных представительниц знатного рода, в 1547 году тайно обвенчалась с великим князем литовским и будущим наследником польского престола Сигизмундом Августом. Брак устроили братья невесты Николай Черный и Николай Рыжий – Радзивиллы страстно мечтали породниться с королевской династией и, когда такая возможность подвернулась, шанс упускать не стали. В 1548 году Сигизмунд взошел на польский трон и потребовал признать Барбару королевой. Такие новости обрадовали далеко не всех – мать короля Бона Сфорца невестку не жаловала. Тем не менее, в 1550 году Барбара была коронована в Кракове, а уже в 1551-м – трагически скончалась. Поговаривают, молодую королеву отравила Бона. К слову, карма настигла Бону довольно скоро: она скончалась в 1557 году в Бари – от отравления. Этот момент запечатлен на еще одной картине Яна Матейко.
Легендарную историю любви Барбары и Сигизмунда, которая стала сюжетом многих художественных произведений и основой загадочных легенд, мы пересказывали в подкасте о Радзивиллах – послушать или почитать краткий конспект можно здесь.
«Люблинская уния»
Коллекция музея Люблинского замка
В 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское заключили Люблинскую унию, которая заявляла о создании федеративного государства – так появилась Речь Посполитая.
Сейм в Люблине был собран в январе 1569 года, но из-за непримиримых разногласий сторон заседания затянулись на полгода. Тем не менее, положение ВКЛ в Ливонской войне было тяжелым, поэтому пришлось пойти на уступки: так Польше отошла значительная часть земель Великого княжества. 1 июля был подписан акт унии: фактически ВКЛ и Польша объединились в одно государство под руководством одного правителя. Отдельный Сейм ВКЛ был упразднен, вводилась общая валюта и общая международная политика.
Картина Яна Матейко написана в 1869 году – то есть к 300-летию унии. Увидеть ее можно в Люблинском замке. В центре композиции изображен король Сигизмунд II Август, правее на коленях – Николай Радзивилл Рыжий, в то время канцлер ВКЛ и ярый противник унии (видимо, поэтому он изображен с мечом).
«Рейтан. Упадок Польши»
Коллекция Королевского замка в Варшаве
В 1772 году Австрия, Пруссия и Россия задумали первый раздел Речи Посполитой и созвали Сейм, чтобы придать своим действиям формально законный характер. Именно сюда и прибыл Тадеуш Рейтан с другими ребятами из делегации ВКЛ: Рейтан призывал остановить раздел страны, он был вынужден перекрыть выход из зала и лечь у входа со словами: «Меня убейте, но не убивайте Отчизну». Благодаря этому поступку в мире восприняли раздел Речи Посполитой исключительно как акт агрессии, а не волю мирных граждан страны, а Рейтана стали называть местным Дон Кихотом. Этот момент и запечатлен на картине, написанной в 1866 году.
Картина «Рейтан. Упадок Польши» находится в коллекции Королевского замка в Варшаве: в постоянной экспозиции можно увидеть несколько крупных полотен Яна Матейко.
Подробнее о семействе Рейтанов и их наследии в Беларуси мы уже писали тут.
«Конституция 3 мая 1791»
Коллекция Королевского замка в Варшаве
Картина написана в 1891 году – аккуратненько к сотой годовщине принятия Конституции Речи Посполитой. Конституция 3 мая стала первым таким законодательным актом в Европе и вторым в мире – после США. Новый закон стал попыткой спасти суверенитет, пострадавший после первого раздела Речи Посполитой, и был призван сделать государственное устройство более прогрессивным.
Конституция 3 мая состояла из преамбулы, 11 статей и трех дополнительных законов, которые регулировали положение разных слоев населения. Закон заявлял о религиозной терпимости – тем не менее, преобладающей религией объявляли католицизм. Шляхте гарантировались все свободы и привилегии, полученные еще во времена Витовта, были расширены права городов. Кроме того, в законе были положения о верховенстве народа и принципе разделения властей. Правда, проработал закон всего 14 месяцев: действие Конституции было отменено уже в 1792 году с подачи Тарговицкой конфедерации магнатов – противников реформ, которых поддержала Российская империя.
На полотне Яна Матейко изображен момент перехода участников Сейма из Королевского замка в собор Святого Иоанна Крестителя в Варшаве: новый закон только что приняли – теперь время приносить присягу. На картине можно разглядеть множество исторических фигур: во главе – король Станислав Август Понятовский (в самой роскошной накидке), на плечах несут маршалов Сейма Станислава Малаховского и Казимира Нестора Сапегу, слева от них – Тадеуш Костюшко, в хвосте процессии – Антоний Тизенгауз.
Фото: Palasatka