Кальвинистские сборы Беларуси – в чем их уникальность?
Из истории
Учение кальвинизма – одно из основных направлений протестантизма – зародилось в Европе во время Реформации в XVI веке. Кальвинизм разделял многие антикатолические положения лютеранства, но отличия между направлениями все-таки были. Например, кальвинисты верят, что судьба человека предопределена еще до его рождения. Если из лютеранских церквей убрали все, что «явно противоречит Библии», то в кальвинизме пошли еще дальше и отказались от многих церковных обрядов, которые не описываются в Библии как обязательные: от свечей до музыки.
На территории Великого княжества Литовского протестантизм распространился во второй половине XVI века – тогда же начали активно возводить кальвинистские храмы. Многие знатные семьи выбирали протестантизм (чаще всего – кальвинизм), чтобы отделиться и от католической Польши, и от православной Москвы. Одним из главных участников реформационного движения был Николай Радзивилл Черный. Он принял кальвинизм в 1557 году и активно занимался распространением его идей.
Уже к концу XVII века – после победы контрреформации в ВКЛ – большинство кальвинистских сборов переделали в костелы, а после разделов Речи Посполитой – в православные церкви. Так многие сооружения утратили свои уникальные черты, а некоторые вообще были разрушены.
В чем особенности архитектуры кальвинизма?
Противостояние кальвинизма и католичества было не только идейным, его можно было проследить и в архитектуре. Пока в католицизме набирало популярность барокко со всеми его вычурными формами – в строительстве кальвинистских храмов придерживались подхода «чем проще – тем лучше». Кальвинистские храмы сочетали в себе черты поздней готики и ренессанса и отличались лаконичностью фасадов. Такие храмы были похожи скорее на маленькие крепости: обычно они имели каменные стены, часто были окружены земляными валами, а красочным витражам архитекторы кальвинизма предпочитали узкие бойницы. Большинство кальвинских сборов имели высокую башню в центре фасада, в которой размещался единственный вход.
Стремление к скромности и аскетичности можно было наблюдать и в интерьерах кальвинистских храмов. Например, часто в сборах (так в кальвинизме называют храмы) не было алтарей – их заменяла кафедра проповедника. Каких-то особенных украшательств в храмах, конечно, тоже не было: ничего не должно было отвлекать прихожан – их внимание должно быть устремлено к пастору. Чтобы этого добиться, архитекторы прибегали к особой работе со светом и акустикой.
На территории Беларуси одни кальвинские сборы строили сразу как протестантские храмы, другие сменили свою конфессию позже, а насчет первоначального предназначения третьих историки до сих пор спорят. Рассказываем об основных памятниках, которые сохранились до наших дней, а также о тех, которые были утрачены.
Кальвинистский сбор в Первомайске (Кухтичи)
Узденский район Минской области
Один из самых ярких образцов кальвинистской архитектуры на территории Беларуси. Приземистый храм находится на территории Узденского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея: чтобы найти старинную постройку, смело заходи на территорию учебного заведения и двигайся мимо неприглядных советских корпусов.
Когда-то здесь располагалась усадьба братьев Ковечинских, которые водили дружбу с Радзивиллом Черным. К слову, один из братьев, Матвей, был начальником кальвинистской типографии, где издали первую на территории Беларуси книгу – «Катехизис» Симеона Будного. Кальвинистский сбор в Кухтичах возвели при Ковечинских в середине XVI века. Он совсем небольшой, зато имеет стены толщиной в полтора метра, чтобы при необходимости у жителей усадьбы была возможность укрыться от опасности.
После победы контрреформации в ВКЛ храм был освящен как католический. Еще позже здание преобразовали в родовую усыпальницу – тогда к зданию пристроили две башенки. А в 1970-х, когда на территории бывшей усадьбы начали строить ПТУ, драгоценный кальвинистский сбор вообще чуть не снесли. Пару лет назад храм выставили на продажу: приобрести уникальное здание на аукционе предлагали за € 18 тысяч. Срок продажи – до декабря 2024-го.
Спасо-Преображенская церковь в Заславле
Минская область
Строгий храм в центре укрепленного замчища построили во второй половине XVI на деньги князя Яна Глебовича. Постройка имела и оборонную функцию: историки считают, что в верхней части стен раньше были узкие бойницы, которые позже заменили декоративными элементами. Интересно, что высоченная 30-метровая башня появилась не сразу – ее пристроили в начале XVII века. Изначально прямоугольное здание было накрыто клиновидной крышей. Обрати внимание, что у храма нет апсиды (полукруглого выступа, в котором размещается алтарь), потому что, как мы помним, алтарей в кальвинистских храмах могло и не быть. При храме работала школа, где могли учиться дети из разных сословий.
В 1628 году сын Яна Глебовича Николай переделал кальвинистский храм в костел Михаила Архангела. В 1833 году здание перешло к униатам, а после отмены Берестейской унии – к православной церкви.
Костел Святого Михаила Архангела в Сморгони
Гродненская область
Данные о времени постройки каменного кальвинистского сбора в Сморгони довольно противоречивые, тем не менее, к началу XVII века он уже точно стоял на своем месте. В архитектурном плане этот храм – практически копия базилики Сан-Витале в итальянской Равенне.
Башня над единственным входом в храм когда-то была выше: на верхнем уровне располагались часы, а на среднем – колокольня. С двух сторон к главной башне примыкали еще две декоративные башенки, где размещалась библиотека. До наших дней сохранилась только одна – правая, так что храм потерял свою идеальную симметричность. Как и в Заславле, при храме работала школа, где преподавали языки, математику и другие науки.
В XVII веке году кальвинский сбор превратился в костел, а во второй половине XIX-го – в православный храм. Чтобы привести внешний вид здания ближе к традиционно-православному, с храма убрали два яруса башни.
Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии в Деревной
Столбцовский район Минской области
В истории храма в Деревной много темных пятен: у исследователей есть разные версии и о дате постройки (то ли 1590, то ли 1630 год), и об именах основателей (то ли Радзивилл Черный, то ли Радзивилл Сиротка), и о первоначальном предназначении храма (то ли костел, то ли кальвинистский сбор). В чем историки сходятся точно, так это в том, что изначально у храма не было элегантной башенки – она появилась только во второй половине XVII века.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла в Изабелине
Волковысский район Гродненской области
Ныне католический храм в Изабелине был построен в 1778 году как кальвинистский сбор. Возвести его решили с подачи семьи Грабовских. В те времена Изабелин был важным центром кальвинизма: здесь даже располагалась резиденция бискупа. Храм также использовали для богослужений последователи лютеранства. Сбор в Изабелине, в отличие от других кальвинистских построек, – пример барочной архитектуры (правда, значительная часть декора не сохранилась).
Костел Святой Барбары в Замостье
Слуцкий район Минской области
Насчет первоначальной конфессиональной принадлежности храма в Замостье ученые до сих пор ведут споры. По одной из версий, здание, которое сочетает в себе черты ренессанса и раннего барокко, построили в первой половине XVII века (то ли в 1620-м, то ли в 1649 году) как кальвинистский сбор. Внешний вид здания очень скромный – что снаружи, что внутри.
Исторических сведений о судьбе храма мало, но известно, что во второй половине XVII века тут действовала миссия иезуитов. После подавления восстания 1863-64 годов храм превратили в православный. Во времена СССР помещение использовали как административное, а теперь здесь находится католический приход.
Костел Святой Троицы в Жодишках
Сморгонский район Гродненской области
Кальвинистский сбор в Жодишках в стиле ренессанс построили в начале XVII века на средства из фонда рода Кишек (по другой версии, стройку проспонсировал Криштоф Комар). В начале XVIII века под давлением контрреформации кальвинисты были вынуждены покинуть Жодишки: с 1708 храм принадлежал иезуитам, которые построили при нем каменный монастырь.
Современный вид храма сильно отличается от оригинального проекта. Храм был прямоугольным, в центре фасада возвышалась башня-колокольня. В начале XX века к храму пристроили две каплицы, так что по форме он стал крестообразным. А колокольню, которая была разрушена во время Первой мировой войны, так и не восстановили.
Кальвинистский сбор в Асташине
Фото Яна Булкака, 1905 год
Кальвинистский сбор в Асташине появился в конце XVI века. Храм был совсем небольшим (8,5 на 12 метров), зато толщина стен достигала двух метров. Сбор, окруженный мощной стеной, стоял на холме и смахивал на неприступный замок. Небольшие окна на фронтальном и боковых фасадах напоминали бойницы. Здание хоть и пострадало во время Второй мировой – но выстояло. Снесли его уже в 1950-е.
Помимо кальвинистского сбора, Асташин также известен тем, что здесь родился знаменитый фотограф Ян Булгак. Одно из немногих изображений храма, которые мы можем увидеть сегодня, – как раз его работа.
Кальвинистский сбор в Койданово
Рисунок Наполеона Орды, 1876 год
Кальвинистский храм в Койданово (сейчас – Дзержинск) стоял на высокой укрепленной горе и был окружен рвом и стеной с оборонительными башнями. Каменный сбор построили в 1613 году на деньги Христофора Радзивилла. В храме в Койданово хранилась одна из главных реликвий кальвинизма на территории ВКЛ – знаменитая Радзивилловская Библия, напечатанная в Бресте в 1563 году. Книга располагалась на самом почетном месте – на специальной площадке перед иконостасом. Но в конце XIX века Библия загадочно исчезла.
Также известно, что под храмом находилась крипта, где были захоронены представители рода Радзивиллов. А еще историки предполагают, что из сбора вели длинные подземные тоннели, которые служили запасными выходами из крепостных стен.
Кальвинистский приход существовал в Койданово аж до 1913 года. Здание сбора пострадало во время войны 1919-1921 годов – а после его приспособили под армейские склады. В 1930-е храм потихоньку начали разбирать, а после Второй мировой были разрушены его остатки.
Кальвинистский сбор в Слуцке
Рисунок Наполеона Орды, 1850 год
Кальвинистский сбор в Слуцке основан Янушем Радзивиллом в начале XVII века, а именно в 1617 году. Первый храм был деревянным – конечно, он много раз горел и перестраивался. Каменное здание сбора появилось только в 1851 году. За архитектурный проект отвечал Казимир Хршчанович, который также построил несколько известных зданий в Минске (например, оригинальное здание ратуши). Так как храм в Слуцке строили намного позже, чем другие кальвинистские сборы, его внешний вид сильно отличался от традиционного. Здание получилось эклектичным, но с явным перевесом в сторону неоготики: взгляни хотя бы на стрельчатые окна или острую башню с пинаклями. Слуцкий сбор сильно пострадал во время Второй мировой, а все, что уцелело, – разобрали позже.
Фото: palasatka