Palessie Travel: как сохранить дух похода в эпоху фастфуда

Автор:   34travel

11348

Palessie Travel: как сохранить дух похода в эпоху фастфуда

Весной беларусский Instagram наводнили фотографии с весьма необычных сплавов: байдарки двигались по затопленным лугам, полям и – самое впечатляющее – среди лесных деревьев. Припять вышла из берегов, снова напомнив местным, чем когда-то впечатлился древнегреческий историк Геродот, – настолько, что записал, будто на месте нынешнего Полесья находится целое море. На закате байдарочного сезона 34travel при поддержке The Glenlivet отправился на юга, чтобы расспросить Романа Нефидовича, организующего сплавы под брендом Palessie Travel, как он открыл многим беларусам «Море Геродота».

Едем по комфортной трассе через Солигорск и Слуцк на пограничье Гомельской и Брестской областей, в деревню Залютичи. Роман купил здесь избу. Он встречает нас на «буханке» с байдарками на крыше и сразу ведет показывать любимые места поблизости.

Первый поинт – река Случь, ставшая культовой для Palessie Travel, потому что она красивая, разнообразная, предлагающая байдарочникам интересные повороты и препятствия. Здесь можно полюбоваться пойменными дубравами, которых на территории Беларуси немного, а те, что есть, доступны далеко не всегда. Мы к дубам добираемся альтернативной дорогой – на «буханке» через лес. Еще раз убеждаемся в том, что дуб и без листьев не теряет величественного шарма. Когда глядишь на него с воды, этот шарм наверняка только приумножается. Дальше нас ждет дивная аллея вдоль пойменных лугов. Когда-то здесь было самое большое болото в Европе, в 60-е годы его осушили. Лишь разливы Припяти напоминают о существовании полесского моря – болота от Бреста до Мозыря, от Пинска до Столина.

Морской дзен

Маршрут «Море Геродота» Роман придумал три года назад во время очередной пробежки. Был разлив, и идея прокатиться здесь на байдарках пришла будто сама собой. Но инстаграм Palessie Travel тогда был слабоват, и Рома без каких-то конкретных намерений выставил несколько снимков. В следующем году разлива не было. Зато в 2021-м все сошлось: разлив случился, инстаграм был прокачан. В результате – аншлаг: 27 марта Роман встречал группу в тридцать человек. «Первопроходцам» маршрут и экспириенс понравился. Где еще, как не на высокой воде, можно прочувствовать, что зима кончилась? Довольные ребята поделились впечатлениями с друзьям и знакомыми. Конечно же, на следующие выходные снова собралась большая группа. Еще раз довелось убедиться в том, что люди очень по-разному смотрят на мир и по-разному его видят.

Роман:  «Одна из самых прикольных локаций на “Море Геродота” – затопленный лес. Многие готовы медитировать в нем по сорок минут, слушая птиц и кайфуя от атмосферы. Но случается и так, что заходит большая группа, все останавливаются, кто-то наслаждается, а кто-то спрашивает: “А что здесь?” Отвечаю: “Ну просто здесь красиво. Посмотрите по сторонам. Это необычное место». Реакция: “Понятно. А дальше куда?” Люди делятся на “зрячих” и “незрячих”. Но я думаю, что и “незрячие” могут прийти к тому, чтобы видеть красоту. Чтобы это произошло быстрее, людям нужно просто объяснять.

Раньше я думал, что раз человек сюда приехал, то он знает, куда приехал и зачем. Теперь я знаю, что все нужно проговаривать. Привет, я ваш инструктор, сегодня мы идем в поход, маршрут у нас такой-то, там будут обалденные дубравы, а еще то-то и то-то, отдыхать будем там-то. Рассказываю, что мы сегодня увидим и как мы хотим это увидеть».

Вместе с The Glenlivet мы продолжаем публиковать серию материалов, в которых рассказываем о том, как уникальные беларусские места с историей и своим характером обретают новую жизнь. И все это происходит благодаря людям, которым не все равно. Людям, которые готовы вкладывать в свое дело душу, время и энергию. Все когда-то начиналось с первопроходцев. А все хорошее – становилось традицией. The Glenlivet, пионер в своем классе продукта, раскрывает вековые традиции в современном прочтении.

«Многие готовы медитировать в затопленном лесу по сорок минут, слушая птиц и кайфуя от атмосферы»

Возвращение к себе

Роман:  «В детстве у меня не было мечты уехать в Минск. Я просто поступил на биофак БГУ, потому что все время тусовался на природе, ездил в орнитологические лагеря “Аховы птушак Бацькаўшчыны”, а ребята, которые были там постарше, учились на биофаке. Могу сказать, что с выбором я не прогадал. Тогда в БГУ были частые выездные практики, а еще – сильная спортивная секция бега. И в целом это был классный базис для взросления.

Но после универа нужно было как-то зарабатывать деньги, а биологи работают где угодно: кто-то из однокурсников пошел в IT, кто-то учителем, кто-то грузчиком. Я думал о том, что мои хобби – бег, велосипед, фотография – стоят космических денег, и мне не хотелось пойти в Академию наук на триста рублей ставки. В итоге я стал медицинским представителем, параллельно помогал родителям на сплавах. А два года назад я сюда вернулся.

Теперь мне сложно представить, что я поеду в Минск и буду ходить на работу по расписанию. У меня сезонный график. Летом работаю, а в несезон, зимой, высыпаюсь, смотрю YouTube, бегаю, катаюсь на велосипеде, катаюсь на лошади в свое удовольствие. Отдыхаю».

Нефидовичи – туристическая семья. Они никогда не думали о том, как бы им придумать такой расчудесный маршрут, чтобы заработать побольше денег. Просто всю жизнь ходили гулять по болотам, сплавлялись по полесским рекам и в какой-то момент решили, что могут взять в свою компанию других людей, которым это тоже интересно.

Анатолий:  «В свое время я заканчивал геофак, там была такая атмосфера, что “кто не ходит, тот не географ”, так что я успел сходить и на Тянь-Шань, и в Саяны, и на Алтай, и много куда еще. А потом нашел себе географиню, женился. Мы стали жить тут, но у нас в голове ничего, конечно, не поменялось, поэтому мы с первых отпускных купили байдарку и стали сплавляться. Потом сплавлялись уже вместе с маленьким Ромой и моим племянником. Потом стали звать с собой друзей. На хвост стали падать друзья друзей. Они начали платить нам какие-то деньги. Были 90-е, зарплата 20 долларов. Так что, когда ты набрал группу, отбил свои расходы и сходил в поход бесплатно для себя – это уже было счастье.

В 2008 году у нас появилась усадьба “Припятский плес” с маршрутами, бердвотчингом и другими опытами, которые мы могли предложить.

Сначала сплавлялись на советских байдарках “Таймень”. Чтобы собрать пять таких к девяти утра, нужно было встать в четыре. А когда туристы пройдут маршрут и уедут, “Таймени” нужно еще два часа разбирать, потом сушить – много работы. Однажды к нам пришли поляки, наняли меня как гида-проводника. Я на их полиэтиленовых байдарках покатался и попросил продать мне пару, а потом еще пару. Так флот расширялся. Теперь у нас байдарок на 80 человек».

Многоречье

География походов Palessie Travel широчайшая. Ходят по рекам Припять, Смердь, Цна, Ясельда, Случь, Уборть, Ствига, Льва, Щара, Неман, Ислочь, Птичь, Горынь, Стырь. Показывают болота Ольманские, Старый Жаден, Ганцевичские, Званец, Ельня. Практически все, что возможно, уже проработали и от старых маршрутов не отказываются – они давно доказали свою необходимость. Интересно, что их выбирают не только беларусы, но и жители сопредельных стран. Правда, ценят полесские речки за разное.

Анатолий:  «Россиян, у которых есть Карелия и Урал, Полесьем особо не удивишь. Оттуда едут в основном семейные, которым наши спокойные и живописные речки дают покой и возможность приобщить ребенка к туризму. А вот поляки едут к нам, потому что тут “файна”: у них ведь нельзя просто так плыть, а потом вдруг где-то встать и развести костер – куча ограничений. К нам четыре года подряд приезжал бывший украинец, который давно переехал в Америку, – по этой же причине: у них грибы-ягоды собирать нельзя, рыбачить нельзя и так далее, а по его понятиям, такой поход вообще не имеет смысла».

Говорим о вечном аншлаге на Ислочи. Анатолий удивляется тому, что Ислочь вдруг стала такой популярной. Он был на этой реке много раз, водил детей в пешие походы, где они осенью встречали снег в старых брезентовых палатках с еловым лапником вместо туристических ковриков (тогда их в помине не было). За это время он не рассмотрел в Ислочи особой притягательности. Но мало ли что. Чтобы проверить, откуда бум, поехал с другом сплавиться и посмотреть на реку новым взглядом. Однако лишь убедился, что полесским речкам Ислочь уступает во всем. Ствига, Уборть, Льва менее обжитые, они теплее, купаться в них безопаснее. Полешукам с речками точно повезло.

Социальный капитал

Роман:  «Когда я создавал аккаунт в инстаграме, то думал так: чтобы все, кто захочет попасть на Полесье, ехали ко мне, нужно как-то обозначить, что центр Полесья – это я. Было много идей, как это обыграть, но нужно было что-то легко читаемое на латинице, и я выбрал Palessie Travel. При этом наша усадьба называется “Припятский плес”. Папа этим названием очень гордится, и я согласен, что оно прикольное. Сайт наш вообще называется baida.by. Путаница. Ничего, когда-нибудь станем Большой Корпорацией – сделаем ребрендинг».

Роман верит в силу социальных сетей, и вера его зиждется на конкретном опыте. Сейчас на инста-аккаунт @palessie_travel подписано 11 тысяч человек, причем подписчики хорошо конвертируются в клиентов. Большую роль в этом играет, конечно, не только реклама, но и качественный контент. Роман стремится к приличной «картинке»: купил дрон, снимает на «цифру» и на пленку, обновляет фототехнику и может в тысячный раз сфотографировать привычный вид, если тот открылся ему с новой стороны. А еще он документирует, как меняются реки и быт людей, которые возле них живут.

«Нужно было как-то обозначить, что центр Полесья – это я»

Роман:  «Я много фотографирую сплавы, пытаясь вписать в кадр и байдарку, и природную красоту. Но больше всего люблю снимать исчезающий колорит. Например, деревянные лодки. Или когда люди работают на лошадях, везут на возах сено, убирают картошку, складывая кучу из мешков. У меня есть что-то такое отснятое, но я хотел бы еще лучше и еще больше».

На любой социальной площадке места хватит всем, поэтому Роман не переживает, если конкуренты вдруг берутся за соцсети и пытаются что-то красиво сфотографировать. Напротив, он – обеими руками за то, чтобы все, кто занимается сплавами (а организаторов порядка 70), снимали и в Instagram, и в YouTube, и в TikTok. Ведь чем больше будет креатива и чем качественнее будет этот креатив, тем вероятнее, что никто не остановится в своем развитии, а локации станут еще привлекательнее для путешественников по Беларуси. Общая работа на результат позволит больше рассказать о регионе, показать его людям с разных сторон.

Если людям ничего не рассказывать и не показывать, их туристические привычки только законсервируются. Путешественники будут закрыты для нового опыта. Пример удачной «просветительной» работы: три года назад на пост о зимних походах люди отреагировали бы, покрутив пальцем у виска; спустя год такой пост залайкают; а еще через год уже спросят: «А как это будет происходить и сколько будет стоить?»

Даже зимой можно собирать увлекательные прогулки, если погода этому благоприятствует. Поляки-затейники организуют на Новый год костюмированные сплавы – идея вполне может быть рабочей и для беларусов. Просто нужно, чтобы кто-то показал им, как клево может быть, когда ты проводишь полтора часа на воде, а потом сразу летишь в баню. Закрытие сезона тоже можно наполнить большими смыслами, считает Роман. Например, приготовить много плова, расписать культурную программу и организовать в заброшенном деревенском клубе душевный фест для туристических групп, которые сошлись бы на финише в одной точке.

«Раньше я думал, что раз человек сюда приехал, то он знает, куда приехал и зачем. Теперь я знаю, что все нужно проговаривать»

Дух похода

Роман говорит, что любимая часть его работы – это болтать у костра с хорошими людьми: интересно узнать что-то новое, послушать о тонкостях разных профессий и о каких-то крутых увлечениях. Конечно, самые увлекательные разговоры складываются с единомышленниками: если кто-то на сплаве любит фотографировать или всерьез увлекается бегом, то им с Романом точно будет что обсудить. Анатолий добавляет, что люди – главная ценность их ремесла и главное счастье.

Анатолий:  «Неадекваты в поход на байдарке вообще не ходят. Собираются люди очень классные, умные, духовно богатые. Сейчас у нас была пара постоянных гостей, они обошли полсвета, даже в Гималаях были, он писал диссертацию в научно-исследовательском институте, бросил, начал свой бизнес, открыл компанию, связанную с высокими технологиями. У этих людей огромный жизненный опыт. С ними пообщаешься – и как будто за выходные книжку прочитал».

Роман:  «Правда, тренд такой, что люди в целом очень слабые. Маршрут “Море Геродота” на 17 километров – это мелочь, если их разложить на пять часов, за которые мы его проходим. Вчера в группе сплавлялся один турист, который может проходить в день сорок километров, он просто привел на сплав маленького ребенка, а так бы ему вообще было непонятно, зачем он приехал. Но мы не можем делать маршруты больше, потому что 70% людей устает. “Море” они доходят уже на морально-волевых усилиях, приходится их подбадривать».

«Собираются люди очень классные, умные, духовно богатые»

Причина физической слабости не только в офисном труде. Люди вообще стали меньше времени уделять «физухе». Когда Анатолий Нефидович начинал свое дело, то у «Припятского плеса» было много походов не только на 3–5 дней, но и на неделю, и даже на две. Летом 2021-го примерить на себя роль полесского робинзона и покружиться по тамошним рекам пять дней захотело так мало людей, что по маршруту прошлись всего пару раз. Основной формат – одно- и двухдневные походы.

Роман:  «Рынок туризма меняется. Все стало очень фастфудно. Увидел рекламу, выпрыгнул из офиса, сел в машину, прилетел, сфоткался с веслом и улетел дальше грошы зарабатывать. Дух похода так не уловишь. Его понимает только человек, который ходил в серьезные походы. Для него все, что происходит, – очень серьезно, потому что сложный поход, допустим, в горы может стоить кому-то жизни. Здесь суперважны взаимопомощь и дух».

Будучи местными Анатолий и Роман способны разрулить самую экстремальную ситуацию. Рассказывают, как однажды у мальчика на чужом сплаве случился приступ астмы, и в редкую для этих мест ураганную непогоду Анатолий на «уазике» добрался до места сквозь стену из воды в ярких вспышках молний, буквально подплыл на автомобиле к месту и отвез мальчика в больницу. Говорят, если понадобится, то и военный ЗИЛ где-нибудь раздобудут.

«Мы с отцом стараемся поддерживать дух похода»

Роман:  «Мы с отцом стараемся поддерживать дух похода. У нас нет такого, чтобы все разошлись и занимаются своими делами – мы собираем дрова, чистим картошку и вообще все делаем вместе. Даже в однодневном сплаве. Также мне важно, чтобы инструкторы общались с гостями. Сам я стараюсь выложиться по максимуму – рассказать людям все истории, что знаю, про эту местность и про этих людей, от войны и до наших дней. Максимальная реклама региона, вплоть до того, какая на нашем хлебозаводе булка вкуснее».

Фото – palasatka

СП «Перно Рикар Минск» ООО
 УНП 101237988

Активный отдых

Автор:   34travel

11348

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

8 мест недалеко от Минска, чтобы перезагрузиться

Смотреть на каскады воды, устроиться на берегу круглого озера или пройти интерактивную экотропу.

15 тревел-челленджей на летние выходные

Разнообразим летние впечатления.

14 живописных усадебных парков в Беларуси

Больше десятка идей для медитативной прогулки в тени деревьев.

«Если ты не меняешься, значит тебе конец». История туристической деревни «Белые луга»

О жизни в деревне, неокупаемом бизнесе и ценности агротуризма в Беларуси.

«Сельский шик». История архитекторки, которая вдыхает вторую жизнь в старые деревенские дома

Что прекрасного в старых бревнах и «классическом» переплете окна?

Как дешево съездить в крутой беларусский санаторий?

Делимся полезными лайфхаками и дарим промокод.

Ради каких спектаклей стоит поехать в другой беларусский город?

Фрик-шоу, Рэй Брэдбери и страх Вирджинии Вульф.

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

История любимых напитков и традиционных десертов.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках.

Место недели: Лынтупы

Костел, усадьба и старое кладбище.

Маршрут по беларусскому Полесью: едем в Пинск и окрестности

Уникальные музеи народной культуры, места Наполеона Орды, загадочные усыпальницы.

Как прошел «Юрьевский хоровод» – уникальный обряд встречи весны

Показываем, как обряд из списка ЮНЕСКО выглядит сегодня.