«В нужном месте, в нужное время». История художников, которые живут в 200-летней усадьбе в Райце

|

Активный отдых

|

Автор:   Юлия Миронова

|

  12926

«В нужном месте, в нужное время». История художников, которые живут в 200-летней усадьбе в Райце

В Беларуси находится бессчетное количество пустующих дворцов и усадеб, где еще пару веков назад бурлила жизнь – а теперь эти заброшенные имения оказались никому не нужными. Но бывают и исключения: когда в такие места попадают неравнодушные люди – начинается почти волшебство. Так получилось и с усадьбой в деревне Райца, которая по счастливой случайности попала в заботливые руки художников Веры и Александра Солдатовых. Мы при поддержке The Glenlivet побывали в этом удивительном месте – и спешим рассказать о том, как мечта о собственном музее помогла художникам поселиться в таком невероятном месте силы и вдохнуть в него новую жизнь.

 

 Справка:  Райца – деревня в Кореличском районе Гродненской области. Главные достопримечательности местечка – неоготическая церковь Святой Варвары 1817 года постройки и усадебный дом, возведенный тут в XIX веке. В разное время владельцами этих земель были Раецкие, Верещаки, Путкамеры. В имении любил бывать и Адам Мицкевич, который приезжал сюда в гости к своей возлюбленной Марыле Верещаке, сестре владельца усадьбы Юзефа Верещаки. В советское время в здании усадебного дома располагалась амбулатория, затем некоторое время постройка пустовала. Но чуть больше 10 лет назад поместье снова зацвело – силами художников Веры и Александра Солдатова, которые обжили усадьбу и устроили тут музей беларусской культуры.

 
Как поселиться в старинной усадьбе и стать там своими

Место, где расположился усадебный дом в деревне Райца, напоминает какое-то третье измерение: вот только вы проезжали по обычным проселочным дорогам – и вдруг за поворотом оказались в книжной иллюстрации. На пути к имению гостей встречает резной указатель с надписью «Музей». А дальше открывается пейзаж, достойный кисти Наполеона Орды: двухсотлетняя усадьба утопает в пышной растительности старинного парка, разбитого на английский манер. Осенью это выглядит фантастически: разные оттенки листьев, от светло-золотого до насыщенного красного, бесконечно падают на еще сочную зеленую траву, будто укутывая собой хрупкую усадьбу. Приглушенные цвета стен дома, круглый стол на веранде, мягкий утренний свет – все такое настоящее и одновременно с этим – такое сказочное.

 

 

Нынешняя хозяйка дома, Вера Евгеньевна Солдатова, может рассказывать об истории этих мест бесконечно. Но своя собственная история художников, обосновавшихся в удивительной усадьбе, не менее интересна.

 Вера Евгеньевна: 

– В 2009 году я делала иконостас из соломки в Дудутках – тогда у меня и возникла мысль открыть беларусский музей соломки. Я вплотную подошла к тому, чтобы сделать такой музей в Дудутках. Но эта идея не состоялась. 

На тот момент я уже сбежала из Минска и жила на хуторе около деревни Воронча. Я обратилась в местный отдел культуры с предложением открыть музей. Мне сделали встречное предложение: рассказали, что совсем неподалеку от Ворончи – в Райце – есть такая вот пустеющая усадьба, где можно устроить музей. Меня привезли сюда, показали дом – и я сразу полюбила это место. Я почувствовала, что буду здесь хозяйкой. 

Дом долгое время пустовал, внутри пахло медикаментами, но при этом он был совершенно крепкий и сухой – никакой плесени. Я подумала, что моя соломка будет здесь очень хорошо себя чувствовать – так и случилось. С тех пор это место каждый день меня удивляет и одаривает своими чудесами. 

Изначально усадьбу художникам отдали на условиях целевого использования – Солдатовы обязательно должны были устроить тут культурное учреждение. Так все профункционировало пять лет, а затем Александр и Вера выкупили усадьбу. Теперь это частная собственность художников. Но прятать красоту от любознательных глаз путешественников они не собираются – как и прекращать развитие музея, который художники устроили в одном крыле усадьбы. 

 Вера Евгеньевна: 

– Мы еще не все отремонтировали, но люди все равно постоянно бывают тут – находят нас сами. Иногда я занимаюсь в огороде, приезжают гости и спрашивают: а где бы нам найти хозяйку? Я говорю, что сейчас переоденусь и буду хозяйкой – все покажу. Я никогда никому не отказываю в экскурсии.

Ремонт усадьбы супруги делают своими руками, помогают также дети (у пары 2 сына и 16 внуков) и друзья. А однажды деньгами помог и колхоз – Солдатовы смогли купить бетономешалку, с помощью которой укреплять дом стало гораздо проще и удобнее. Новые хозяева усадьбы стараются сохранять тут все аутентичное: восстанавливают старинный пол, окна, стены.

Но одна из самых сложных работ – уход за парком. Осенью здесь опадает просто бессчетное количество листьев. Хозяева соблюдают экосистему парка, поэтому не сжигают листья, а собирают их в определенные места, чтобы сделать перегной – и снова внести его в почву. Вера Евгеньевна настоящая экоактивистка: одно из главных условий нахождения на территории усадьбы – никакого пластика и максимально бережное отношение к природному окружению места.

Иногда с уборкой листьев приходят помогать и школьники. Вообще, местные жители приняли здесь пару хорошо. Тем более, что после 15 лет жизни в Воронче, которая находится всего в 8 км от Райцы, Веру Евгеньевну здесь уже и так все знали. Правда, как частная территория усадьба все равно воспринимается с трудом – слишком тесно парк и дом связаны с историей и бытом местных жителей.

 Вера Евгеньевна: 

– Усадьба много лет пустовала. И люди до сих пор часто приходят сюда за яблоками – они не воспринимают это так, что они к нам в дом пришли что-то взять. Они здесь работали когда-то, это их места. Местные жители знают, что тут вкусные яблоки, – вот и приходят. И мы не обижаемся, не говорим, мол, – это частная территория.

 

Вместе с The Glenlivet мы продолжаем публиковать серию материалов, в которых рассказываем о том, как уникальные беларусские места с историей и своим характером обретают новую жизнь. И все это происходит благодаря людям, которым не все равно. Людям, которые готовы вкладывать в свое дело душу, время и энергию. Все когда-то начиналось с первопроходцев. А все хорошее – становилось традицией. The Glenlivet, пионер в своем классе продукта, раскрывает вековые традиции в современном прочтении.

 

 

«Я сразу полюбила это место. Я почувствовала, что буду здесь хозяйкой»

 

 

Как создать свой музей

Главное, ради чего когда-то Вера и Александр въехали в этот дом, – создание музея соломки. Вера Евгеньевна Солдатова – известный мастер по соломоплетению. Ее работы есть в музеях Лондона, Калифорнии, Москвы, в Национальном художественном музее в Минске. Как так случилось, что плетение из соломки стало делом жизни художницы, – история интересная и почти мистическая.

 Вера Евгеньевна: 

Много лет я занималась аппликацией из соломки, но между дел. А потом однажды моя подруга-художница, когда с ней случилось несчастье, сказала мне: «Видишь, я все время откладывала творческую работу на потом – а теперь не могу ее делать. Бросай рутину – и покажи свою соломку в Союзе художников. Занимайся творчеством».

Мне на тот момент было лет 35. Я послушала подругу – пришла в Союз художников, принесла свои работы. Мне сразу присвоили народного мастера: я могла работать в творческих мастерских, преподавать. В общем, так получилось, что подруга меня направила. 

И каким бы творчеством я потом ни занималась, все равно всегда возвращаюсь к своей любимой солнечной соломке. Она просто фантастическая.

Работы Веры Евгеньевны можно увидеть в музее, который создали художники. Он расположился в одном из самых просторных залов усадьбы и содержит приличную коллекцию экспонатов. Помимо изделий из соломки, тут можно рассмотреть аутентичные ручники из окрестных деревень, а также множество интересных предметов быта XIX века и более позднего времени. Все эти вещи Вера Солдатова собирала сама.

В дальнейшем – еще больше планов по развитию музея. 

 Вера Евгеньевна: 

– Вы увидели пока только один зал. А там дальше есть еще комната, где сохранился паркет, которому больше 200 лет. Он 40 мм толщиной. Его мы тоже хотим восстановить и показать людям. Поэтому планируем, что в этой комнате будет зал иконописи и живописи. В холле хотелось бы, чтобы в будущем гостей встречали портреты бывших владельцев усадьбы. А там, где у нас сейчас кухня, будут предметы XIX века. Ну и, конечно, действующая мастерская иконописца. 

В мастерскую иконописца Александра Солдатова с разрешения художника можно заглянуть и сегодня. Это небольшое и очень светлое помещение, где и происходит работа над живописными произведениями. Сейчас художник трудится над иконостасом для той самой церкви Святой Варвары в Райце. Эскизы, наброски, материалы, кисти, краски – в мастерской витает очень особенная атмосфера, и даже короткое соприкосновение с ней – довольно необычный опыт.

 

 

«Это место каждый день меня удивляет и одаривает своими чудесами»

 

 

Про собственную миссию и преемственность поколений

Главной своей миссией в этом месте художники считают простую, но важную вещь: не дать забыться истории, которая творилась на этих землях, и рассказать о ней следующим поколениям.

 Вера Евгеньевна: 

– Когда первый раз к нам пришли школьники, они узнали от нас, что родились в таком интересном месте. И про Адама Мицкевича, и про Раецкого, при котором тут построили такой храм. Здесь очень красивая история – и очень богатая родословная у этого дома. Главное, чего мы хотим, – рассказывать людям об этом месте, популяризировать беларусскую культуру. 

Тут точно никогда не будет «евроремонта». И мы не хотим делать формат агроусадьбы. Мы продолжаем традиции предыдущих жильцов: у них здесь был театр, литературные чтения. Когда мы устраиваем в усадьбе праздники, стараемся все делать так же. Например, летом здесь отмечали 225 лет Яну Чечоту: играли аутентичную музыку, читали стихотворения, танцевали.

 

«Тут точно никогда не будет "евроремонта"»

 

Я родилась в Гомеле напротив парка Румянцевых-Паскевичей. Этот парк, черные лебеди – это мое детство, мои воспоминания. И я никогда не думала, что мне достанется кусочек такого же исторического места. Это что-то из детства, какая-то закваска, которая зрела внутри всю жизнь – и вот сейчас превратилась в хороший хлеб. То есть это все закладывается в детстве. И я школьникам, которые сюда приходят, и всем детям пытаюсь рассказать, что это за уникальное место. Чтобы они гордились, чтобы пронесли значимость нашей беларусской истории через всю жизнь. И захотели когда-то тоже в чем-то таком поучаствовать.

А мы просто здесь трудимся и очень рады, что пригодились именно в этом месте, в это время. Есть ощущение, что мы не зря прожили эту жизнь. 

 

 

«Мы очень рады, что пригодились именно в этом месте, в это время. Есть ощущение, что мы не зря прожили эту жизнь»

 

 

Вера Евгеньевна и Александр Васильевич всегда рады гостям. Но перед поездкой в усадьбу лучше звонить заранее, чтобы предупредить хозяев и назначить удобное время.

+375-29-783-89-87 – Вера Евгеньевна

 

Текст – Юлия Миронова. Фото – palasatka

 

СП «Перно Рикар Минск» ООО 
 УНП 101237988

|

Активный отдых

Автор:   Юлия Миронова

  12926

hand with heart

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ 34travel

Если хочешь отблагодарить 34travel за своевременную новость о распродаже лоукостера, большой гайд или подсказки по части заведений, то проще всего сделать это через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

«Если ты не меняешься, значит тебе конец». История туристической деревни «Белые луга»

О жизни в деревне, неокупаемом бизнесе и ценности агротуризма в Беларуси.

«Я точно проживу в любом месте. Но мне бы хотелось жить здесь». Новейшая история Белой Церкви

Катя Аверкова и Матвей Сабуров – о фестивале SPRAVA, проекте «Неноев ковчег», жизни в деревне и любви к месту.

Искусство на границе. История беларусской арт-деревни Каптаруны

Как заброшенное поселение превратилось в место международных литературных и кинофестивалей?

«Для нашей семьи дебаркадер – это второй дом». История плавучей базы отдыха под Рогачевом

Сергей Кайгородов – о том, как превратить советский дебаркадер в туристический объект.

«Сельский шик». История архитекторки, которая вдыхает вторую жизнь в старые деревенские дома

Что прекрасного в старых бревнах и «классическом» переплете окна?

Сейчас на главной

Добро пожаловать: самые красивые брамы Беларуси

Роскошные въездные ворота, которые встречают посетителей старинных усадеб, монастырей и целых городов.

Афиша Беларуси: Куда пойти в апреле?

Выставки, лекции, походы на байдарках.

Как Ветка стала культовым центром старообрядчества?

Беларусский культурный феномен от беженцев из Московского царства.

Подкаст о беларусской гастрономии: Супы

Какие есть способы приготовления холодника и чем беларусский борщ отличается от других борщей?

Беларусские традиции Гукання вясны: зовем весну так, чтобы она точно пришла

Как беларусы гукалі вясну раньше и какие обряды ты можешь повторить сегодня?

7 мест в Польше, которые связаны с беларусской историей

Для тех, кто хочет сохранить связь с родной землей даже в эмиграции. 

Афиша Беларуси: на каких ивентах стоит побывать в марте?

Агу, весна, агу, красна! 

Почему стоит съездить в Ветковский музей?

Самобытная история беларусского Посожья-Поднепровья, уникальные иконы и коллекция традиционного текстиля.

До/после: 5 достопримечательностей, которые изменились до неузнаваемости

Когда-то – атмосферные заброшки, а сегодня – роскошные дворцы.

Показать больше Показать больше