Как Ветка стала культовым центром старообрядчества?
Старообрядчество – явление российской истории, оставившее след в истории беларусской. Город Ветку основали беженцы из Московского царства, которые укрылись в Великом княжестве Литовском от религиозных гонений. Их традиции сильно повлияли на культуру региона: породили собственный стиль иконописи и книгопечатания. Если хочешь увидеть уникальное материальное наследие старообрядцев в Беларуси, приезжай в Ветковский музей.
Кто такие старообрядцы
Если припомнить школьную программу, на ум приходит реформа патриарха Никона, которая в середине XVII века привела к расколу русской православной церкви. Никоновская реформа глубоко изменила церковную обрядность, иконопись, книгопечатание, даже архитектуру. Многим верующим нововведения не понравились, и они решили придерживаться старых обрядов – отсюда и термин «старообрядчество». Со стороны государства на старообрядцев началась страшная охота, доходило до сожжений заживо. В лучшем случае их могли лишить имущества или сослать в монастырь.
Как появилась старообрядческая Ветка
Часть «раскольников» (так старообрядцев презрительно называли церковные и светские власти) бежала из Московского царства в Великое княжество Литовское. Здесь реформа не действовала: местная православная церковь подчинялась не Московскому, а Константинопольскому патриархату. Многие старообрядцы решили осесть в приграничье, на территории современных Брянской и Гомельской областей. В 1680-е годы они обратились к местному шляхтичу Казимиру Халецкому с просьбой сдать им в аренду земли вдоль реки Сож и основали здесь свое поселение – Ветку. Скоро молва о безопасном месте с богатыми природными угодьями распространилась по Московскому царству, и старообрядцы поехали в Ветку потоком. В 1695 году здесь построили первый старообрядческий монастырь Покрова Пресвятой Богородицы.
Старообрядческая культура
Приезжие селились не только в самой Ветке, но и окрестностях: на территории современных Ветковского, Добрушского, Гомельского районов. К 1735 году количество старообрядцев на приграничных землях достигло внушительных 40 тысяч. Они принесли свои традиции: создали ветковскую школу иконописи и собственную книжную культуру.
В XVIII веке Ветка переживает расцвет, становится местом паломничества старообрядцев, их Иерусалимом. Но московские власти не оставляют попыток уничтожить «раскольников»: за столетие город дважды разграбили русские войска, а людей тысячами выгоняли назад в Московское царство. Ветка оправилась от погромов, но постепенно стала утрачивать культовый статус. В XIX веке здесь всё еще создается большое количество икон, книг. В своем традиционном старообрядческом виде город просуществовал до революции 1917 года. А к началу 1930-х советская власть закрыла храм и взорвала Покровский монастырь, фактически уничтожив местную религиозную культуру.
Кроме Ветки, часть старообрядцев оседала на Витебщине. У старообрядчества есть два крупных направления: поповцы и беспоповцы. Первые признают священников, а вторые, более радикальные, вовсе отказались от попов и церквей. В Ветке жили в основном поповцы, а на Витебщину ушли беспоповцы. Те поселения были небольшими и не оставили такого мощного культурного следа, как ветковский.
В чём особенности старообрядческих икон
В Ветковском музее собрана уникальная коллекция старообрядческих икон – всего около 770. Большинство относится к XIX веку, есть произведения XVIII и XX столетий. Каждая икона писалась вручную на заказ – это не мануфактурное производство, а создание неповторимых артефактов. Авторство большинства икон неизвестно: подписывать работы было не принято и даже опасно – ставилась только дата. Ученые выяснили лишь несколько десятков имен. Отдельные иконописцы имеют характерный, очень узнаваемый стиль, который позволяет предположить их авторство у некоторых безымянных работ.
Ветковскую иконопись отличает ряд особенностей. Прежде всего, это прямая связь с древнерусской иконописной традицией, которая восходит к византийской культуре. Старообрядческая икона не подверглась упрощению, как православная после раскола, а сохранила богатый колорит, высокую детализацию, реалистичность портрета. Эта икона яркая, насыщенная, южная. Лица святых выписаны очень живо, изображенные композиции сложные и многоплановые. Если на народной православной иконе мы видим одного, иногда двух святых, то на ветковской старообрядческой – сложная трехъярусная композиция, 50–60 персонажей с филигранно прописанными лицами. Плюс архитектурные элементы храма, пышность одежд и декора. На ветковскую икону сильно повлияла культура барокко, сообщив ей эту торжественность, вычурность и динамику.
Еще одна любопытная особенность старообрядческих икон – полеосные святые, то есть изображенные на полях. Это могут быть либо патрональные святые – хранители заказчиков икон, либо посвященные каким-то ситуациям, переживаниям из жизни заказчика. Например, на полях одной из икон в Ветковском музее изображен святой мученик Христофор с головой собаки – Псеглавец. Исследователи предполагают, что это было пожелание женщины-заказчицы, которая хотела отвадить мужа от излишнего женского внимания. Дело в том, что, согласно одной христианской легенде, Христофор был очень привлекательным для женщин и, чтобы избавиться от искушений, попросил Бога его обезобразить, а тот наделил его собачьей головой.
Коллекцию икон и книг Ветковского музея начал собирать его основатель Фёдор Шкляров. Часть их них была найдена во время экспедиций, часть куплена на аукционах, часть подарена людьми. Однажды в музей позвонил гомельчанин и предложил забрать старинную мебель, которая ему досталась в наследство вместе с домом. Сотрудники приехали за ней и в разговоре поинтересовались, нет ли в доме икон. Хозяин махнул на подвал: мол, там какие-то были. А это оказались старообрядческие произведения XIX века очень редкой иконографии – так музейная коллекция пополнилась ценными находками.
Много ли старообрядцев в Ветке сегодня?
В современной Ветке почти нет старообрядцев: за годы советской власти они ассимилировались, утратили свою религиозную идентичность. Переселение после Чернобыльской катастрофы вымыло из района многих коренных жителей. Тех, кто сохранил культуру, остались единицы. Два старообрядческих храма с небольшим приходом в 200 человек до сих пор действуют в Гомеле.
Фото: Palasatka