По Албании вдоль моря на автомобиле

В конце августа Алёна и Миша закрыли сезон покатушек на сапбордах в Минске и отправились сначала в массажный тур по Польше (Миша – профессиональный массажист), а потом – в долгожданное путешествие по Албании вдоль моря. Ребята решили продлить лето – пожить в кемпингах и просто на пляжах дикарями в своей палатке на крыше автомобиля. Публикуем подробный рассказ о том, что из этого вышло.

Маршрут на машине из Минска

Получился маршрут на 7500 километров. Но мы выезжали из Беларуси в Литву, а потом в Польшу – к друзьям и в массажный тур, а из Албании сгоняли еще на отдых в Грецию. Выглядел наш путь так:

Минск – Вильнюс, Литва – Польша: Гданьск – Варшава – Вроцлав – Краков – через Словакию в Будапешт, Венгрия – через всю Сербию и Черногорию – Албания: Шкодар – Theth, национальный парк –  Дуррес – Тирана – Эльбасан – Kanioni I Holtës – Берат – Влёра – Борш – Саранда – Ксамиль – Греция: Игуменица – Корфу (Керкира – Касьопи – Сидари – Палеокастрица) – Игуменица – Салоники – Shipwreck Epanoni – Possidi Cape – Karydi Beach (+ Blue Lagoon Halkidiki) – Уранаполис – Северная Македония, Скопье – через всю Сербию – через Будапешт, Венгрия – Польша: Краков – Варшава – Вильнюс, Литва – Минск

Весь путь мы проделали на машине, с переправой на пароме на остров Корфу. В Албании и Греции мы ночевали в палатке на крыше автомобиля (первый наш опыт был в Норвегии). Дискомфорта от жизни дикарями не испытывали.

Страховки на машину

Единственным неприятным сюрпризом стала стоимость страховки на машину для проезда границы из Венгрии в Сербию. По новым правилам стоит она € 195 на месяц, а у нас просто транзит! Нам предложили отправиться в объезд – через Хорватию и Черногорию вдоль моря, но это был не вариант: мы уже там ездили и знаем местные серпантины. Решили, что лучше заплатим.

У Миши забрали паспорт для гарантии, что мы вернемся с оплатой. Мы проехали немного вперед и купили страховку на месяц. К слову, в Черногории страховка на месяц – € 35, 15 дней – € 20. Польская страховка на полгода стоит € 175. Интересно, что в Албании от нас ничего не требовали. Просто посмотрели паспорта и отпустили. На обратном пути в Сербии про страховку никто не спрашивал.

Такие гигантские суммы за страховку ввели после отмены «зеленых карт» в Беларуси.

Албания: ожидание и реальность

Перед поездкой читали много противоречивых комментариев про Албанию. Но мы не боялись: плюс самостоятельных путешествий в том, что можешь сменить локацию в любой момент, если не понравится. Но, как оказалось, нас ждали очень искренняя гостеприимность и радушие, хотя со своими беларусскими номерами мы вызывали интерес.

Кажется, во многих кемпингах мы были первыми гостями из Беларуси. За время путешествия встретили только одну машину с беларусскими номерами, но ребята не останавливались в кемпингах. Многие даже не знают, что в Албании они существуют. А они есть, и уже не такие дешевые, как раньше. Немецкие туристы рассказали нам, что пять лет назад здесь было очень бюджетно. Но за это время албанцы научились на туризме зарабатывать.

Кемпинги и туристические стоянки в Албании

Для поиска стоянок мы пользовались приложением Park4night. Оно показывает кемпинги и отзывы о них. В нем же можно найти просто бесплатные места с доступом к воде. Путешественники сами добавляют в приложение локации и свои обзоры.

В Албании не так много действительно хороших кемпингов, и если едешь в сезон, лучше заранее списываться с владельцами и бронировать места. Мы ездили в конце сентября, и кемпинги были забиты.

Кемпинги и стоянки, где мы ночевали:

Restoran Lake Shkodra Resort. Кемпинг невероятный. Все оборудовано как в Норвегии. Есть душевые и мойки для посуды, аккуратная зеленая территория и обустроенный пляж с лежаками. Стоимость стоянки на ночь – € 10, место без электричества.

Домик в горах со своей территорией, где можно расположиться с кемпером или, как мы, с палаткой на крыше. Место простое – для ночевки подходит, есть туалет и душ в доме. Без электричества, но в доме хорошо работает Wi-Fi и можно было на первом этаже посидеть в комнате отдыха и зарядить гаджеты.

Пляж Camper Beach Ammos. Здесь мы остановились дикарями. На этом пляже хороший песок, но много мусора вокруг. Рядом гуляют лошади (в сезон по набережной можно прогуляться верхом). Один конь и вовсе ходил, как кот, по пляжу, и его можно было погладить. Воду мы набирали в кафе, чтобы обустроить свой душ рядом с машиной.

Bar Camping Landi. Стоит € 12, находится недалеко от каньона. Очень гостеприимные хозяева. Есть туалет, душ, электричество, зеленый газон, мойка для посуды, лежак и место для барбекю. Стиральная машина – за дополнительные € 3. Можно заказать еду (мы готовили сами) и мойку машины (за € 5).

Кемпинг «Ривер Сайд» в Беррате. В сезон место в этом кемпинге лучше бронировать заранее – даже 15 сентября там было всё битком. Очень приветливые хозяева встретили нас тарелкой фруктов. Есть всё: электричество, душ, туалет, кухня, площадка для детей. Город – в шаговой доступности. Стоимость за двоих и место для машины с палаткой € 20.

Кемпинг «Резиденка Секодхима». Кемпинг очень популярен, поэтому даже в сентябре был полностью занят. Но нам повезло: в последний момент освободилось место. У этого кемпинга собственный пляж: на песке на своем полотенце можешь сидеть бесплатно; если взять шезлонг и зонтик на двоих – € 10. Стоянка стоит € 20 в сутки. Включен душ, туалет и электричество.

Дикая стоянка без удобств рядом с морем. Там не очень аккуратно, хватает мусора, к которому подходят животные. Рядом нет туалета и душа. Но природа крутая. У нас была с собой вода, и мы мылись из своего душа. Зато море рядом, на одну ночевку было нормально.

Ksamil Caravan Camping за. Находится в городе Ксамиль. Стоимость – € 24. Большой выбор мест для кемперов и машин с палаткой. Есть душ, питьевая вода, туалеты, электричество, кухня и всё необходимое. Рядом набережная с пляжами. Гостеприимные хозяева встретили напитками и вкусняшками.

Что по еде: продукты, рестораны, цены

Цены в Албании в местных магазинчиках и на рынках приблизительно одинаковые: масло оливковое – € 10 за 1 литр, литр вина натурального брожения – € 9.

Мы часто ели в ресторанах, заказывали морской суп, салат и тарелку морепродуктов на гриле, и это стоило на двоих € 20–50. Отдельно: суп – € 4–5, салат – € 5–7, паста – € 10–12, пицца – € 5–8, морепродукты на гриле – € 15–20, осьминог – € 15–25.

Также мы часто готовили осьминога самостоятельно (покупали или ловили в море). Покупали дораду с креветками. Мидий не было, потому что в конце сентября не сезон.

Места, где нам понравилось и было вкусно:

В кемпинге Скадарского озера Lake Shkodra Resort прямо на территории – классное кафе с завтраками, обедами и ужинами. Цены: пицца – € 4–7, завтрак на двоих (ломился стол) – € 15.

В Тиране после экскурсии по бункеру мы нашли уютную семейную пиццерию Mix Pizza. Самая дорогая пицца – € 8. Было очень вкусно: в Албании пиццу готовят в печи.

Местное аутентичное кафе в каньоне (в Google кафе никак не отмечено, но оно есть). Готовят только мясо или курицу, салат и напитки. Мы заказали баранину, много зеленого салата и картошки фри. Мясо было нежнейшее, и одной порции хватило на двоих. Отдали € 25–30.

Место, где мы ели после прогулки на скоростном катере. Взяли по местному супу, салат и по тарелке пасты (порции большие). Отдали € 28.

Место с невероятной атмосферой – греческая кухня. Заказали tzatziki (намазка на хлеб – холодная соус-закуска из йогурта, свежего огурца и чеснока), octopus salad (кусочки осьминога в масле и немного нарезанного лука и специй), deep fried goat cheese (жареный козий сыр со свежими травами и медом в золотистой корочке из панировочных сухарей), shrimps kritharoto (паста орзо с креветками), вино и воду. За всё заплатили € 40. На выходе милая дама угостила нас ракией – такая традиция. Мы раньше нигде ее не пили, но тут она настояла, пообещала, что будет вкусно, и так оно и было.

Места для активного отдыха

Скадарское озеро – поплавать или покататься на сапбордах, а лучше – и то, и другое вместе.

Хайкинг к водопадам – невероятный и живописный маршрут. Прогулка займет три часа. В хорошую погоду можно искупаться в водопаде, хотя кроме нас желающих не было.

Каньон Kanioni i Holtës – здесь местами нужно было проходить по воде довольно глубоко, температура воды – 7–11 градусов (а максимальная глубина в конце сентября была по грудь). Зато дальше можно встретить термальный бассейн и продолжить движение по живописному маршруту.

​​​​​​​ Рядом с каньоном находится бассейн с термальной водой, где за € 2 расслабляешься с видом на горы. Вода, правда, оказалась не такой уж и теплой. Но зато мы были одни. Классно ощущать себя будто в оазисе среди гор и скал.

​​​​​​​ Дайвинг к затонувшему самолету и кораблю – за € 50 можно погрузиться с лицензией к кораблю или без лицензии с инструктором к самолету. Мише хватало дыхания нырнуть без акваланга, только в ластах с трубкой.

​​​​​​​ Прогулка на скоростном катере во Влёре к пещере и красивым пляжам стоит € 75 с человека, билеты продаются онлайн на Getyourguide.com.

​​​​​​​ Ксамиль – покататься с ветерком на гидроцикле, вариантов много – можно поискать выгодный. За 30 минут с нас взяли € 70.

​​​​​​​

Бюджет на отдых в Албании дикарями

Если у тебя уже есть всё, что надо для кемпинга: горелка, баллоны, посуда, палатка и прочее – то при частых путешествиях выйдет экономно. У нас, правда, одна палатка на крышу машины стоила € 1200, и пока мы с ней съездили только во второе путешествие.

Мне очень нравится такой вариант путешествий: когда ты уединяешься и проводишь время на природе – и тут больше не про сэкономленные деньги, сколько про внутреннее состояние и истинный отдых.

Кемпинги в Албании хорошо обустроены, но цены уже нацелены на туристов. Если первый кемпинг у нас был без электричества, но со всем необходимым за € 10, то дальше по направлению к Греции таких цен больше не встречалось и за кемпинг приходилось отдавать € 15–24. Остановки вне кемпинга мне, если честно, нравятся больше, но только когда не слышны шорохи на улице недалеко от машины – тогда начинаешь прислушиваться и немного переживать.

Я бы съездила в Албанию еще раз. Но теперь мы бы строили маршрут ближе к горам. Там невероятные каньоны, реки и водопады. В этой поездке мы упустили очень красивое место – Албанский фьорд, и есть еще одна локация, куда очень бы хотелось съездить, – Охридское озеро на границе с Северной Македонией.

Фото: из личного архива автора