Один во Франции: Часть 2

Друг редакции 34travel дизайнер Арсений Чубич путешествует по Франции пешком с одним рюкзаком и палаткой и пишет дорожный дневник о местах и людях, которые встречаются ему на пути. Во второй части он рассказывает, почему тепло бывает не только в кругу своей собственной семьи.

День седьмой

Конечно же, я остался. Было несколько поводов, чтобы остаться. Во-первых, я опять хотел испытать свою удачу.  Во вторых, я как раз думал, как сэкономить на кемпингах.

- Жоржетт, я остаюсь. Но только при условии, если ты мне дашь какую-нибудь работу.
- Я заранее знала, что ты останешься. Вечером сходим на ферму, – улыбаясь сказала Жоржетт.

И я уехал в Динар. Город, между прочим, очень своеобразный. Если у вас заготовлен лишний день для пляжа – выберите его. Считается, что это один из лучших пляжей побережья. Бретонские пляжи – это семьи с детьми, внуками и питомцами, бабушки в жемчугах и шляпах, которые вальяжно лежат на песке, курят и неспешно обсуждают проблемы нашего века, и лавки с мидиями, устрицами, холодными напитками и фруктами.

Когда я вернулся к Жоржетт, ее старший сын с семьей уже были там. Его имя – Тьери, жена – Мари-Клод, их дети – Эмма и Титуа. Эмма два месяца жила в Новой Зеландии, поэтому она хорошо для французов говорит по-английски.

Весь вечер мы просидели во дворе, общаясь то по-английски, то, специально для Жоржетт, – по-французски. Они очень смеялись, когда я попросил не выливать «плохое», по их мнению, вино на траву и оставить мне. На ферму мы так и не сходили. Поздно вечером Мари-Клод предложила мне велосипед, поскольку я собирался в Форт ля Лят.

День восьмой. Форт ля Лят и Кузинад

Я встал рано утром, пока все еще спали, взял велосипед, собрал вещи и уехал, оставив записку с большим количеством благодарностей. Дорога оказалась сложнее, чем я представлял. Бретонские холмы созданы не для велосипедной прогулки. На полпути, как обычно, я подумал вернуться назад.

Вид с форта оказался просто космический. С него открылись все побережья северной Бретани. Пробыв там несколько часов, я выехал назад. Теплый ветер сделал дорогу домой куда проще. По возвращении хотелось только душа, сидра, который я купил по пути назад, и спокойствия. Не тут-то было. Жоржетт всем рассказала обо мне: кто я, как я у нее оказался, что я тут делаю. Меня не покидало ощущение, что я  самое редкое животное в мире, на которое всем надо посмотреть. После нескольких бутылок вина все направились на ферму, где происходил сам праздник.

Кузинад (от слова кузин) – семейное празднество, которое, обычно устраивается летом, хотя у всех свои даты и традиции. У «моей» семьи кузинад происходит в конце июля, так как в августе все уезжают в отпуск, а в сентябре начинается работа и учеба. Глава семьи Мишель – глава всей фермы, мэр деревни и заядлый рыбак. Большую часть времени я провел с молодежью, которая к концу праздника еле стояла на ногах. Мне даже предложили работу в Париже, хотя на утро про это никто даже не вспомнил.

День девятый

Весь день прошел в похмельном состоянии для семьи, поэтому первый сидр был открыт уже за завтраком. Я же с утра (поскольку твердо уверен, что в отпуске похмелья не бывает) отправился в Сан-Сульяк. Несколько лет назад эта деревня была названа лучшей во всей Франции. Каменные дома давно поросли цветами и плющом. Деревня находится возле моря, здесь торгуют тоннами рыбы и морепродуктов.

В какой-то момент поймал себя на том, что прошу рюкзак не быть таким тяжелым

Вечером, после долгих прощаний с Жоржетт, меня отвезли в ближайший кемпинг, оставив мне велосипед. Семья Тьери живет дальше на западе, я верну его, когда буду там проезжать. Это все напоминает кино. Мне много раз повторяли, что здесь все вежливые и любят помогать друг другу. Считается, что население Бретани – одна большая семья с гигантским семейным деревом. Ложусь спать с чудесным чувством того, что скоро опять их увижу.

День десятый, одиннадцатый, двенадцатый

Все три дня я оставался в одном и том же кемпинге – он оказался практически бесплатным. Хотя там не было душа и интернета (от которого я постепенно начал отвыкать), взамен нашлись интересные люди. Мне хотелось как следует изучить побережье – там было полно скал и валунов и можно было наблюдать за колониями растущих мидий.

Постепенно сбиваюсь со счета дней недели, что прекрасно, ведь мне хотелось запутаться во времени.

В отеле не пустили в туалет – сказали, что я слишком бомжеватый и грязный. А я так хотел принять душ в их раковине. Пустили во втором. И даже чай сделали. Три дня толком ни с кем не общался, кроме тех мужиков в отеле и дамы на ресепшене в кемпинге. В какой-то момент поймал себя на том, что прошу рюкзак не быть таким тяжелым.

День тринадцатый. Ланьон и Требордан

Я знал, что в этот день у Мари-Клод день рождения, поэтому хотел сделать им сюрприз и приехать к вечеру. Мы сразу сходили в магазин, купили все для яблочного пирога и вернулись домой. Тьери несколько недель в тайне собирал для нее мотоцикл.

Пришли гости, я в сотый раз объяснил каждому, кто я и откуда взялся, как здесь ко мне хорошо относятся и не дают путешествовать дикарем. Вечер прошел чудесно. Мне разрешили ставить музыку и, конечно же, я начал включать все французские хиты, которые смог вспомнить: начиная с Ло-ли-ты и заканчивая группой Telephone.

Люси

Люси – дочка подруги Мари-Клод – сильно отличалась от всех. В свои семнадцать она курила с мамой. Во Франции все курят с родителями, но не так рано. Она учится на клоуна и выглядит как бездомный мальчик. Она рассказала, как курит траву со своим отцом, который давно развелся с ее мамой, как провалила все экзамены в школе, как ее мать при родах сломала ей нос своей вагиной. Такие люди с улыбкой сестер Олсен в их беззаботные от наркотиков годы привлекают к себе внимание, но как правило, довольно одиноки.

Французы сюда не приезжают, слишком они циничные и благополучные

Поздно ночью ко мне подошел Винсент и, вдохновленный моей историей, предложил мне остановиться на ночь у них, потому что очень хотел, чтобы я посмотрел на Плюманак и Перрос-Гиррек (берег розового гранита) в солнечную погоду.

День 14-16. Перрос-Гиррек и Семья

Хоть я и планировал остаться у Винсента и его семьи (жена Катрин и их дети – дочки Ромэн и Элина, и сын – мелкий Ниль) всего на один день, уехать получилось не сразу. Эта семья живет более скромно. Винсент работает в страховом агентстве, а Катрин – в развивающем центре для детей. Возможно, от этого они более приземленные и менее разбалованные. Мне показалось, что они искренне радуются любому моменту дня: будь то совместный обед, дегустация дешевого вина из супермаркета или факт, что мелкий Ниль в очередной раз сломал свой велосипед.

- Ну ладно, разберемся вместе! – реагирует на поломку Винсент.
Их дом больше напоминает сквот, чем напичканный дорогущими вещами дворец. Мы вместе готовили, катались на велосипедах к заливу, смотрели глупые видео про котят, разжигали костер и говорили до рассвета.

На побережье мы разговорились с пожилой парой с юга Франции. Они  расспрашивали меня, как я питаюсь, за чей счет живу и почему я остановился в чужой семье, намекая на то, что у меня нет права пользоваться чьей-то добротой. Они осудили меня за стиль моего путешествия, за мою профессию, которая, по их мнению, больше напоминает хобби, ведь они – доктора – спасают людям жизни.

- Вам не понять, здесь все друг о друге заботятся! – заступился Винсент и похлопал меня по плечу, после чего мы ушли.

Три дня я пытался от них уехать, а на четвертый, когда все были на работе, написал им огромное письмо и отчалил. Только Мелкий Ниль был дома и видел, как я ухожу.

- Я привык к тебе, и мне, как и всей моей семье, было очень хорошо с тобой, – сказал двенадцатилетний подросток.

День 17-21. Магические камни в лесу Уэльгота и дикие кабаны

Уезжать не хотелось и потому, что я очень привык, когда море – под боком. А дальше по маршруту был континентальный отрезок. Я решил пропустить Брест и берег маяков, но очень хотел на полуостров Крозон, поэтому путь был выбран через магический бретонский лес с поющими камнями и национальный парк Д'Арморик.

После Морле я направился в кемпинг, который находился как раз на полпути к Уэльготу – городу, в черте которого находится тот самый бретонский лес, где, по легенде, король Артур встретил магическую девушку и был ей очарован.

18:21
Черт побери, я заблудился в этом лесу. На месте кемпинга, где я собирался ночевать, – река и знак «внимание, дикие кабаны». Осталось только магическую девушку встретить.

20:48
Дождь, ветер, темно. Вот бы сейчас на пляже оказаться, где я был еще этим утром. Вышел в какую-то деревню из леса, где нет ни единой души. Зато, наконец-то, нашел указатель на кемпинг – 6 километров.

22:16
Под звуки дождя, визг сов и диких кабанов я захожу в кемпинг. Обычно они работают до 7 часов, но мне настолько не важно – утром объясню. Кемпинг довольно странный, нет ни разметки территорий, ни дорожек. Несколько караванов и две деревянных лачуги: туалет с ванной и комната отдыха. Все это выглядит так, будто Жоржетт забросила свою чистую поляну на несколько лет.

- Ты потерялся? Это кемпинг!
- Можно я здесь переночую?
- Да, я Джуди. И я иду спать. Поговорим утром. Там туалет и ванная, но ночью здесь иногда бегают дикие кабаны, поэтому ставь палатку и ложись спать.
- Откуда ты?
- Из Литвы.
- О, никогда не встречала никого из Литвы. Спокойной ночи.

Утром следующего дня Джуди пришла ко мне, и, назвав меня darling, позвала к себе в караван. Она очень хотела узнать, что я тут делаю. В караване было еще несколько людей: пожилая пара, которая приезжает сюда с момента основания кемпинга, и Мэтт – двадцатидвухлетняя голландка, которая впервые оказалась тут со своей семьей в два года. С тех пор она каждый год приезжает к Джуди, чтобы помогать ей.

Джуди

Это семидесятидвухлетняя хиппи, которая с нуля создала этот кемпинг 25 лет назад. С тех пор большинство клиентов приезжают сюда из года в год со своими детьми и внуками. Сама Джуди – это если бы Дженис Джоплин не умерла в двадцать семь, а в возрасте пятидесяти лет создала свой рай для хиппи с музыкой Флитвуд Мак и Боба Дилана.

Вечером у костра (которые в кемпингах запрещены, но под прикрытием мест для барбекю она получила разрешение на них) я опять рассказал свою историю Джуди, Мэтт, семье голландцев, и пожилым подругам Джуди из Англии и Голландии.

- Французы сюда не приезжают, слишком они циничные и благополучные. Ведь я не успела вырыть дыру для бассейна и не сделала раздельные туалеты. Приезжают разве что, иногда, такие же, как и ты – путешественники на своих двух.

На следующий день мы ходили в лес валить мертвые деревья. С голландскими детьми мы играли в индейцев, я сделал им маски и луки. Потом я собрал все паззлы, подписал, где сколько деталей не хватает. Разрисовал каждый угол караванов Джуди. Сделал пирог с грибами. В день, когда дождь прекратился, я пришел к Джуди и Мэтт и сказал, что уезжаю.

- Я отвезу тебя в Уэльгоат, чтобы ты не тратил время на дорогу, и чтобы мы еще побыли вместе.
- Спасибо, Джуди.

По дороге мы заехали в магазин, чтобы я пополнил запасы продовольствия. Пока я выбирал овощи, случайно услышал разговор Джуди, которая говорила, что она сожалеет, что, скорее всего продаст кемпинг (ведь ей уже, как ни крути, за семьдесят). Мы обменялись крепкими объятиями и я ушел. Давно мне не было так сложно кого-то покидать.

Тем же вечером, послушав уличных музыкантов, я приготовился к своему первому опыту дикого кемпинга. На него меня вдохновил Жан-Люк – шестидесятилетний путешественник из Швейцарии, который на велосипеде проехал половину планеты и дикарем прожил два года в джунглях Лаоса.

«Первая ночь самая страшная, потом все пойдет как по маслу» – вспомнились мне его слова, когда я начал ставить палатку в магическом лесу короля Артура.