Гастротур по Греции на авто

Специалист по контент-маркетингу в IT Никита Черкасов мечтал вернуться в Грецию еще с тех пор, как несколько лет назад отучился семестр в Афинах. Для 34travel он рассказал, как в июне отправился с друзьями в автомобильное путешествие по Греции, прокладывал дорогу камнями и чуть не попал в лапы к медведю.

Без плана

Сразу по прилете мы решили взять машину напрокат, но точный маршрут не продумали. Вообще говоря, за последний год я пытался спланировать три своих больших путешествия – в Грузию, Китай и Грецию, но ничего путного из этого не вышло. Форумы и путеводители дают очень поверхностное представление о местах: «тихое», «шумное», «для любителей ночной жизни», «красивая природа», «богатая культурная жизнь». Читая такие описания, очень сложно представить, как будет на самом деле. Например, что есть тихое место в контексте Китая? Человеку, который никогда там не был, все эти прилагательные не говорят ничего. Да ведь он вообще ничего не знает о китайцах! С таким же успехом можно не читать рекомендаций, а просто фантазировать. Ну а тогда уж проще и вовсе не планировать, а ехать куда глаза глядят.

Вылетать из Варшавы хорошо, потому что там можно вточить тарелку вьетнамского супа фо – акт для меня и моих друзей давно церемониальный.

Мы прилетели в Салоники, взяли машину и, пока уплетали в таверне первый гирос (греческий вариант кебаба), получили штраф € 80 за неправильную парковку. Не прошло и часа в Греции… Уже весело! Скомкали бумажку и умотали с места преступления на ближайший дикий пляж.

На всё про всё у нас было 11 дней. Понятно, что всю страну не охватишь, а вот северную Грецию – вполне. Первым делом мы отправились на близлежащий полуостров Халкидики. Прозрачная вода, пляж шириной в два шезлонга, такая же узенькая набережная и вереница таверн – так выглядит типичная местная деревушка – тихо и уютно.  Лежать на пляже там наверняка приятнее, чем в каком-нибудь крупном, перенаселенном курорте. Ну а больше там делать особо нечего.

Убираясь с полуострова, попали в небольшое приключение. Дорогой Google проложил нам путь по пересеченной местности, горному серпантину. Дорога разбита, бензин почти на нуле, вода заканчивается, вокруг ни души, развернуться невозможно – чем дальше, тем хуже. Нам приходилось выкладывать дорогу из камней, чтобы машина к чертям не свалилась в обрыв. Мы нехило подразбили дно и исцарапали весь бок, но спустя несколько часов в режиме ремавтодора всё-таки добрались до трассы.

Народ познается в еде

А дальше все было прозаичнее. Мы наматывали километры по Фракии и Македонии (историко-географические области), останавливались в прибрежных кемпингах, много ели. Да вообще толком ничего не делали, кроме как ели. А чем еще заниматься в другой стране? Достопримечательности и скопления туристов я не люблю, а вот вкусно покушать – с удовольствием. Я забил на традиционный туризм и теперь выезжаю из Беларуси, только чтобы поесть. Народ познается в еде. Еда к людям ближе, чем всякие парфеноны и эйфелевы башни.

Учась в Афинах, греческой кухни я толком не узнал, потому что был на полном государственном обеспечении – жил в общежитии-отеле, питался в столовой, где кормили по-домашнему отменно и даже подавали осьминогов. И это-то в самый разгар кризиса! А вот теперь говорю: кухня у них обалденная, потрясная, превосходная.

Греки прекрасно готовят мясо. Не ожидал, но даже лучше, чем грузины, которые, казалось бы, уже давно собаку съели на своем шашлыке. В Грузии найти мягкий, сочный шашлык не так-то просто. А греческие шпажки (сувлаки) почти всегда отменные. Для мясоедов Греция – рай: котлетки и свиной желудок на гриле, внутренности козла на вертеле. А ягненок – это вообще что-то бесподобное.

Ну и конечно салаты. Греческий – абсолютный чемпион и завсегдатай каждого застолья, но есть и другие весьма интересные: например, салат из горных трав.

В Греции обслуживают очень гостеприимно. Почти везде в тавернах бесплатно подают воду, хлеб, угощают десертом, могут принести заходной графинчик чего-нибудь крепкого – душевно, в общем. Но душевность эта часто испаряется по мере приближения к сверхтуристическим местам. Поэтому чем проще заведение, тем больше шансов, что накормят как надо. Хорошую таверну узнать не трудно: там всегда полно местных.

Кемпинг с медведями

Когда путешествуешь на машине, сам бог велел останавливаться в кемпингах – благо в Греции их полно. И приложение Maps.me нам в этом сильно помогало. Даже не знаю, как раньше кемпились. С Maps.me ты в считанные секунды узнаёшь, что сегодня будешь ночевать на берегу живописной бухты. Или совсем один посреди леса с медведями.

Да-да. Неподалеку от Кастории, живописного города на озере, есть кемпинг под названием Δασάκι Μεσοποταμίας. Первый на нашем пути бесплатный кемпинг: огромная территория, окруженная лесом. Греки приезжают туда на выходные и праздники, а во время нашего визита не было ни кого, кроме работников местного бара.

Когда мы подъехали, ребята не ждали гостей и шумной компанией веселились за столом. Встретили они нас тепло: накормили рекордно дешевым ужином и на ломаном английском предупредили, что здесь водятся медведи. Особо впечатлительные в команде подсели на измену. Остаток вечера мы всматривались и вслушивались в темноту леса, заливая паранойю смоляным вином и распределяя роли на случай, если придет медведь. Каждый подозрительный звучок, каждый сверчок становился объектом нашего пристального внимания и анализа на «медвежесть».

Ну и ничего, как-то переночевали. Проснувшись, мы посмеялись со вчерашней шизы и стали собирать палатку. Как вдруг глядь – летит! Как скакун, перепрыгивая через деревянные заборчики кемпинга, на четырех лапах несется прямо на нас! «Kurwa, it’s a bear, твою мать!» – кричу я другу-швейцарцу. Не успели мы сообразить, что делать, как медведь пробежал мимо и скрылся в лесу. Вот это да. А ведь там на поле, откуда сломя голову неслось это дикое животное, ни сном ни духом принимал солнечные ванны наш товарищ. Вот было бы весело: проснулся, вылез из палатки, потянулся, еще вроде ничего не сделал, а твоего друга уже съел медведь. Но всё обошлось.

Ребята из бара с удивлением послушали историю про медведя и накормили нас завтраком. Денег не взяли, пожелали хорошей дороги и попросили прорекламировать кемпинг. Вот, с удовольствием рекламируем. Какая же это Греция, если вы с голой задницей не бегали по лесу от разъяренного медведя? А что хотели, разлагаться на пляже? Откройте настоящую Грецию.

Уютные поселки

Как и все греческие города жарким летним днем, уютная Кастория была безлюдна. Зной греки пережидают дома или максимум выбираются на фраппе. Но зато вечером все оживает до неузнаваемости. Центральная улица по белорусским меркам городского поселка (до 6 тыс. жителей) после захода солнца превращается в Зыбицкую двухмиллионной столицы. Мне вообще кажется, что в любом греческом поселении заведений больше, чем в Минске. За это-то я и люблю греков: им только дай таверну, и будет праздник – они умеют радоваться жизни.

Из Кастории мы рванули на западное побережье, в Паргу – как написал негодяй Lonely Planet, «маленький курортный поселок, где можно побродить по старинным тихим узким улочкам с очаровательными деревенскими часовнями». Прочитав такое описание, я и подумать не мог, что на самом деле это кромешный туристический ад. Сам по себе город очень живописный – раскинулся на скалах между двух бухт, но из-за толп евротуристов этой красотой сложно наслаждаться. Там просто некуда плюнуть. И да, возвращаясь к кухне, скажу, что именно там с нами случился единственный за трип бездушный ужин: вот прям по тому, как подана еда на блюде, было видно, что тарелка спущена с конвейера, без особых стараний. Ну и черт с этим. Всякий опыт интересен.

Вечером следующего дня мы снова были на восточном берегу, в очередном прибрежном кемпинге, еще пока тихом перед началом сезона. До пляжа метров десять, до таверны – минут пять ходьбы. И вот мы уже смотрим первый матч Чемпионата Европы вместе с пожилыми греками – они обожают футбол. Бокал красного вина, шпажка с жареным на гриле мясом, немножко картошки фри – всё как-то по-домашнему уютно, для своих, и уезжать совсем не хочется.

А больше ничего не остается. Последняя ночь в Греции. Мы в машине на пристани с видом на ночные Салоники. Счетчик показывает, что мы проехали 3000 километров. Немало. Рюкзаки забиты оливками. Двигаем в Варшаву. Там прощальный Фо. Поезд до Тересполя. Брест. Минск. Ну что, программа выполнена: Грецию немного посмотрели. А теперь поскорей бы снова в Афины!