Мы продолжаем жгучий мексиканский сериал вместе с Olmeca. Сегодня – музыкальная серия, из которой ты узнаешь, где найти лучшие ансамбли на твою мексиканскую свадьбу, что такое наркорэп и как танцуют tribal prehispanico. Кроме этого тебя ждет обзор современных музыкальных сцен Мексики: от мариачи и золотого rock en español до тихуанского техно nortek и авангардной клубной культуры Мехико. ¡Vamos!
Классика жанра
Старинной формой мексиканской музыки, так же, как и кубинской, была son. Son, с испанского «звук», берет свое начало из барочной музыки Испании XVI в. и объединяет в себе различные музыкальные жанры, которые отличаются от региона к региону. По смыслу это примерно то же самое, что у нас «народная песня». Тем не менее, можно найти общие черты в ритмике и текстах песен, а также в том, как под них танцуют. Самой известной son, вероятно, является рок-н-ролльная версия Ричи Валенса народной песни La Bamba 1958 г., которая, кстати, послужила началом развития мексикано-американского чикано-рока.
Визитной карточкой музыкальной культуры Мексики является жанр мариачи – разновидность son из региона Халиско. Эти традиционные ансамбли активно продвигались правительством после Мексиканской революции как символ национальной идентичности. Кроме этого жанр стал популярен благодаря использованию образа ресторанных мариачи-ансамблей, попивающих текилу, в мексиканском кинематографе 30–50-ых. В это время многие сельские жители – бывшие фермеры – переезжали в город и привозили с собой свои музыкальные обычаи. В столице Мехико переселенцы из Халиско селились возле площади Гарибальди, ставшей впоследствии известной на всю страну ярмаркой мариачи-музыкантов. Даже сейчас желающие пригласить на свою свадьбу лайв-бэнд нанимают его, хорошенько поторговавшись, прямо на площади.
Рок
Мексиканский рок начинался с каверов на Чака Берри и Элвиса Пресли, однако позже сформировал свое собственное звучание. Наиболее ярким представителем латиноамериканского рок-фьюжна и по сей день остается Карлос Сантана, соединяющий в своем творчестве блюзовую гитару с сальсой, джазом и африканскими ритмами. Когда-то для Esquire он сказал: «Женщина – это мелодия, мужчина – это ритм. Моя задача – отправить их в постель, где все, чем они станут заниматься, будет естественным и нормальным».
Женщина – это мелодия, мужчина – это ритм. Моя задача – отправить их в постель, где все, чем они станут заниматься, будет естественным и нормальным
В конце 80-ых в Латинской Америке набирало силу движение Rock en tu Idioma («Рок на своем языке»), которое стало отличным маркетинговым инструментом для привлечения молодой аудитории и сформировало кросснациональный жанр rock en español. В Мексике новый тренд подхватили местные ска-пионеры Maldita Vecindad, прогрессив-рокеры Caifanes, «U2 испанского рока» Maná и экспериментаторы Café Tacvba. Что интересно, многие из них вдохновлялись в своем творчестве эстетикой уличной субкультуры 40-ых – пачуко.
Хип-хоп
Ковать интернациональный имидж мексиканской музыки продолжили альтернативные рокеры и хип-хоперы Molotov, которые не раз выступали в Европе и России. В текстах песен они часто критикуют политику, поднимают неудобные темы, за что их любят бунтари по всему миру. Molotov на местной музыкальной сцене – это как текила в мире мексиканского алкоголя или Фрида Кало в живописи – основа основ. Кроме этого легендарными рэперами остаются Control Machete, которые в своем стиле ничем не уступают всемирно известным Cypress Hill. На севере Мексики, где балом правят приграничные преступные картели, популярен жанр наркорэп, романтизирующий криминальные будни молодых гангстеров. Послушать можно Cano y Blunt, DemenT и Big Los.
Инди
Инди-сцена в Мексике начала развиваться примерно тогда же, когда и в остальном мире – волна брит-попа накрыла её в не меньшей мере. Своими силами продвигали и продолжают продвигать себя софт-рок команда с элементами психоделии Zoé (советуем посмотреть этот клип), инструментальные виртуозы Rodrigo y Gabriela, «эйсид-урбан-фолк» коллектив Jefes del Desierto и альтернативный поп-бэнд Hello Seahorse!
Поп
В целом поп-музыка Мексики отличается большей чувственностью и простотой, в отличие от той же американской сцены. Чарты рвут юная София Рейес, талантливая Наталия Лафуркаде, певица и актриса Химена Сариньяна и трогательные красавчики из Enjambre. Интересная команда 3BallMTY, которая мешает в своем творчестве поп с электронным фьюжн-жанром tribal guarachero.
Фьюжн
Tribal guarachero, или просто tribal, или 3Ball возник в Мексике в середине 2000-ых в результате смешения индейских ритмов и кумбии с техно и клубной музыкой. Жанр популярен, в основном, в Монтеррее на севере страны и породил даже особый танец в заостренных туфлях, который в шутку танцуют мужчины в местных ночных клубах. Музыкально отдельным направлением tribal-музыки развивается так называемый tribal prehispanico – реконструкция электронными инструментами музыки доколумбовых народов Мексики – ольмеков и майя. Ключевым представителем этой сцены выступает продюсер из Монтеррея Alfonso Luna.
Еще один фьюжн-жанр, соединяющий традиционную музыку северо-западной Мексики norteño с танцевальным электронным битом, развивают музыканты из Тихуаны. Получается nortec (комбинация norteño + techno). Основателями жанра считаются Nortec Collective, которых приглашали выступать со своей жгучей, чем-то похожей на балканскую, музыкальной смесью на всемирную выставку Expo 2000 в Ганновере, делить сцену с Beck, Queens of the Stone Age и Basement Jaxx.
Авангард
Развитием авангардной электронной сцены занимается конгломерат музыкантов и звукозаписывающий лейбл NAAFI. Музыканты серьезные, в творчестве иронии не допускают, зато развивают такие музыкальные формы, которые начнут применяться в других жанрах только через некоторое время. Один из основателей лейбла, Lao, в 2014 г. участвовал в токийской Red Bull Music Academy, мастерица лоскутного звука DJ Smurphy записала ремикс на Бейонсе, а Марко Поло Гуттьерес aka Siete Catorce экспериментирует с трехдольными ритмами в клубной музыке.
Выстрелили несколько лет назад и засветились на лейбле Modeselektor Monkeytown Records и в Boiler Room’е аргентинцы Frikstailers, ныне проживающие в Мексике. Дуэт, неизменно надевающий парики из разноцветной мишуры во время своих выступлений, гибридизирует еще один жанр, прочно укоренившийся в музыкальном ландшафте Мексики – кумбию. Несколько лет назад беларусские ребята из BoPromo чуть не привезли их в Минск, но помешали бюрократические проволочки на границе.
Где слушать новинки мексиканской музыки?
Следить за релизами электронных и инди-рок-музыкантов Мексики и Латинской Америки в целом можно на портале Cassetteblog. Хоть он и испаноязычный, но это нисколько не мешает слушать музыку, издающуюся там. А каждую субботу ребята ведут передачу на столичном радио Ibero 90.9 и после выкладывают выпуски в свой миксклауд. По формату у них хватает как тропической электроники, так и уникальных релизов инди-сцены.
Более модные инсайты можно узнавать на лайфстайл-портале New Weird Latin America или кросскультурном портале Remezcla, отвечающем за развитие «новой латиноамериканской волны».
Фото - обложки альбомов исполнителей, обложки альбомов носят иллюстративный характер.
СП «Перно Рикар Минск» ООО. УНП 101237988
Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.
ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ
Комментарии (1)
Хороший селекшен!