По Норвегии в доме на колесах: готовый маршрут путешествия

Оля и ее муж Максим – наши постоянные читатели. Девушка занимается фотографией, парень работает в IT. Уже два года они живут в Европе, но пока нигде не остановились: год провели в Испании, пару месяцев – на Мадейре, еще немного – в Польше. Пока их такой образ жизни устраивает: они много катаются, исследуют, узнают. Историю из одного такого трипа – по Норвегии – они привезли нам.

– Попробовать путешествовать в доме на колесах было очень давней мечтой. А вот Норвегии в ближайших планах не было. Пара недель до отпуска, идей нет. Но есть августовская жара, и хочется в прохладу. Подумали: скандинавские страны – чем не вариант. А если совместить их с жизнью в автодоме, так и вообще отличный план получается! В общем, засели на Youtube, посмотрели пару видео о Норвегии – и сомнений больше не осталось. Едем!

Как готовились: билеты, сборы и кемпервен

Первая наша поездка в Норвегию выпала на высокий сезон (июнь – сентябрь). И хорошо. Если ехать раньше, есть вероятность застать снег и закрытые маршруты, а позже, осенью, – больше дождей и холодные ночи.

Начинать свое путешествие решили из Осло. Летели Norwegian Airlines из Варшавы до главного аэропорта Гардермуэн, потом 20 минут на электричке – и были в центре столицы.

Осло – удобный вариант для старта путешествия по Норвегии, если хочется, в том числе, посмотреть город. Альтернатива – Берген. Долететь в первый можно из любой точки Польши или Литвы. До второго прямые рейсы есть только из Гданьска, Катовице и Паланги. Цены и туда, и туда стартуют от € 13 евро в одну сторону. Рекомендуем обратить внимание на аэропорт прилета: Wizz Air и Ryanair часто доставляют в дальний аэропорт Саннефьорд-Торп, из которого потом несколько часов с пересадками добираться до города.

С собой постарались взять по минимуму вещей, но чтобы было комфортно в любую погоду – меняется она очень быстро. Главный принцип в одежде для поездки в Норвегию – слои. Хорошо иметь термобелье, что-то теплое и что-то водонепроницаемое. У нас также были с собой по две пары кроссовок (легкие и на холодную / мокрую погоду). Из вещей, которые взяли с собой, не пригодилась только летняя одежда – по всему пути нас сопровождали облака и периодически дождь.

В Польше также закупились крупами, орехами и сладостями, чтобы уменьшить расходы в недешевых продуктовых магазинах. Самые бюджетные в Норвегии, кстати, Kiwi и Rema.

В первый день в Осло мы поменяли евро на кроны (на всякий случай), но они нам почти не пригодились – везде можно было рассчитаться картой.

В самом автодоме было все необходимое для проживания. Отдельно бронировали постельное белье и туристические стульчики со столиком, чтобы сидеть на улице. Машина и все это добро обошлось нам в € 1700 на 7 ночей. В стоимость была включена страховка и 250 километров в день (1750 километров в неделю). Когда забирали автодом, оставляли также депозит с карты (около 1000 €), из которого потом вычитались платные дороги и использованный газ.

Цена кемпервена зависит от страны, времени года, сроков аренды и размеров самого дома. Мы бронировали в Норвегии, в высокий сезон, и выбрали самый небольшой (6 метров) из доступных вариантов. На локальном сайте огромный выбор машин. Но иногда, кстати, выгоднее арендовать автодом в Польше или Германии и оттуда уже ехать в страну назначения.

Норвегия: без Языка Тролля, плато Кьёраг и Прекестулена, но с невероятными фьордами и озерами

Маршрут

Чтобы составить маршрут, мы прочитали немало форумов, просмотрели кучу видео о путешествиях в автодоме и заранее отметили на карте приблизительные места стоянок и остановок. По опыту тех, кто уже не раз путешествовал по Норвегии, поняли, что следовать плану тут получается далеко не всегда: изменчивая погода, дорожные работы, закрытые тоннели и огромное количество красивых видов, у которых хочется остановиться, могут резко все изменить.

«Мы осознанно не включали в маршрут популярные туристические места – не хотели идти в толпе туристов и стоять несколько часов в очереди за фотографией»

В день мы решили проезжать не более 200-250 километров от стоянки до стоянки. Так как ограничение практически по всем дорогам – 80 км/ч, остановки приходилось делать довольно часто. Иногда эти 200 километров могли растянуться на 6-8 часов. Но зато мы много гуляли и фотографировали.

Мы осознанно не включали в маршрут популярные туристические места, как Язык Тролля, плато Кьёраг или Прекестулен – не хотели идти в толпе туристов и стоять несколько часов в очереди за фотографией. Зато добавили много долин удивительной красоты, невероятных горных плато, ледников и озер.

День первый: лесная дождливая Норвегия

Автодом мы забрали в районе обеда, купили все необходимое в магазине и отправились в путь. Так как это был первый опыт управления таким большим автомобилем, то в первый день у нас была одна цель – доехать до кемпинга. Шел дождь, леса сменялись озерами, озера – водопадами. И так снова, и снова, и снова.

Такого количества зеленого цвета вокруг мы до этого не видели никогда! Ощущение, будто идешь по бесконечному лесу, где на каждом шагу растут грибы, поляны усыпаны брусникой – и невозможно надышаться этим влажным хвойным воздухом.

На стоянку в Holungsøy Camp приехали ближе к вечеру и заняли красивое парковочное место на траве у самой воды. Долго удивлялись, почему все остальные поставили свои кемпервены на подъездных дорожках. Но поняли это на следующее утро, когда после дождливой ночи земля под весом нашего дома настолько просела, что выезжали мы, буксуя по полю и скрестив пальцы, чтобы не застрять насовсем.

«Такого количества зеленого цвета вокруг мы до этого не видели никогда!»

День второй: Geirangerfjorden и озеро Oldevatnet

После непростого выезда с парковки мы отправились в сторону первого фьорда на нашем пути – Geirangerfjorden. Постепенно зеленые леса и равнины сменились горными холмами и извилистыми дорогами. Из-за поворотов постоянно выглядывали ледники, водопады – и невозможно было перестать удивляться такой красоте природы.

Мы доехали на самую верхнюю парковку перед съездом к фьорду, сварили чай и пошли часть пути вниз пешком. По пути вниз мы встретили только одного путешественника. Он долго стоял неподвижно, а потом повернулся к нам и сказал: «Norway is a Wonderland!» И невозможно было не согласиться!

К самому фьорду мы уже не спускались. На очереди была следующая остановка – озеро Oldevatnet – невероятной красоты.

У озера сделали ночевку в Gryta Camping. Там, кстати, можно брать в прокат сапборды и байдарки. Очень хотелось все попробовать – что мы частично и сделали!

День третий: Бриксдальский ледник и круиз по фьорду

Утром следующего дня мы отправились к Бриксдальскому леднику (Briksdalsbreen Glaicer). Это очень популярное место. Автобусы с туристами едут туда с 8 утра. Подъем довольно простой, хорошо организованный, подготовка особо не нужна, поэтому людей довольно много. Снизу есть несколько парковок: платишь за сутки, но остаться на ночь нельзя.

Дорога к леднику проходила мимо бушующих водопадов. Заняла у нас всего около 40 минут. На вершине шел дождь, поэтому мы довольно быстро отправились вниз (после того, как насладились видом, конечно).

Следующей запланированной точкой был городок Каупангер (Kaupanger), расположенный на северном берегу Sognefjorden. Оттуда вместе с нашим домом мы должны были отправиться в круиз до города Гудвангена (Gudvangen). По нашим расчетам, приехать на причал мы должны были за полчаса до отправления. Но планы немного изменились...

Дорога до Каупангера проходила через горные долины и ущелья. Ограничение – 80 км/ч. Мы никуда не спешили и наслаждались пейзажами из окна. Но буквально за час до отправления парома мы остановились – у последнего на нашем пути тоннеля. Остановились совсем: там шли дорожные работы. Тоннель был перекрыт, машины пропускали по очереди. Нам сказали, что стоять будем минимум полчаса. Так и вышло.

Не могу сказать, что мы сильно переживали: на этом берегу было столько красивых троп и видов – точно нашли бы чем заняться. Но мы успели! Примчались за 3 минуты до отправления парома (и были даже не последними!).

Туры на паромах по фьордам очень популярны: это круизы для пассажиров (работают они только в высокий сезон с июня по август/сентябрь) и переправы вместе с машинами с одного берега на другой.

Билеты на паром мы покупали онлайн за пару часов до отправления, когда были примерно уверены, что успеем. Отдельный билет для автодома с водителем и одним пассажиром обошелся в € 130 евро. Наш круиз длился 2,5 часа. И это было прекрасно!

Мы увидели водопады Odnesfossen и Laegdafossen, полюбовались величественными зелеными холмами и лазурной водой. Это была непередаваемая энергия – быть внутри этого всего, ощущать себя частью природы и отвлечься от всех мыслей.

На ночь останавливались на съезде у озера Oppheimsvatnet

«Это была непередаваемая энергия – быть внутри этого всего, ощущать себя частью природы и отвлечься от всех мыслей»

День четвёртый: город Флом и путь к водопаду Brekkefossen

В четвертый день наш план внезапно изменился. Это был первый (и последний) солнечный день за всю поездку. Мы вернулись по дороге немного назад – в туристический городок Флом (Flåm), чтобы посмотреть на огромные лайнеры, которые совершают круизы по Норвегии, и старый поезд, который возит туристов по горной железной дороге мимо водопада Kjosfossen.

Там же недалеко находится долина Brekkefossen с водопадом. Маршрут туда занимает около 30 минут по ступенькам вверх. Дальше можно спуститься обратно в долину или продолжить трейл вверх по спрятанной от туристических глаз тропе. Мы решили пойти по второму пути.

Весь маршрут вверх на гору составляет около 22 километров. Идти лучше с ночевкой, но ее в планах у нас не было. Поэтому мы просто гуляли, считали растущие прямо у тропы боровики и периодически останавливались полюбоваться долиной и фьордом с разных уровней.

Для ночевки отправились на парковку к Skjervsfossen Waterfall – тот самый, возле которого установили нашумевший туалет с панорамным видом. Сама парковка почти у самого водопада, бесплатная, примерно на 6-8 кемпервенов. Можно смело остаться, но только на одну ночь (утром около 10 утра приезжает транспортная инспекция для проверки тех, кто не уехал).

День пятый: Hardangerfjorden, волшебный лес и водопад Langfossen

С самого утра мы отправились в сторону Hardangerfjorden, окруженного со всех сторон горами и бесконечными водопадами. Именно там начинается очень туристический пеший маршрут к Языку Тролля. Знаменитый, но не единственный. Когда доехали, мы решили пройти по ближайшему трейлу вверх и там же устроить пикник с видом на фьорд.

На обратном пути заглянули в волшебный лес Ragdeskogen и отправились к водопаду Langfossen.

День шестой: долина горных озер и норвежские булочки с корицей

После ночевки – снова в путь. Спустя несколько километров по тоннелю от нашей стоянки, мы выехали на горную дорогу, проходящую между озер на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Это была совершенно другая Норвегия: каменные горные хребты с ледниками, бесконечные луга с овечками, болота, поляны вереска и голубики, ледяные прозрачные озера. Мы провели практически целый день, гуляя от озер к горам и наслаждаясь периодически выглядывающим солнцем.

По пути на стоянку мы заехали в Mjonøy bakeri – пекарню самообслуживания на территории кемпинга. Пекарня эта – теплый домик с дровяной печью, где в течение дня пекут булочки и оставляют лежать в корзинках. Дальше все основано на доверии. Берешь, сколько хочешь, – и оплачиваешь через приложение либо на выезде наличными. Мы взяли попробовать еще теплые булочки с корицей и с марципаном. И это было так хорошо в очередной дождливый день!

«Это была совершенно другая Норвегия: каменные горные хребты с ледниками, бесконечные луга с овечками, болота, поляны вереска и голубики, ледяные прозрачные озера»

В завершение

Последний день мы провели в дороге по пути к Осло. Приехали к озеру Røsholmstranda, что в 40 минутах от городка, где сдавать кемпервен. Место для ночевки специально подыскали заранее, так как на следующий день нужно было рано попрощаться с нашим временным домом и успеть к 12 дня в аэропорт.

Еще немного: про стоянки

Норвегия – очень открытая и дружелюбная страна для кемпинга. Ровные дороги, стоянки для отдыха каждые 5-10 километров, организованные кемпинги сопровождали нас по всему пути. Мы останавливались на стоянках первые две ночи – € 28 и € 35 (дополнительно – за электричество). Остальные ночевки проводили либо на съездах, либо у озер.

Кроме того, в Норвегии очень распространен wild camping –  остановки на день в абсолютно любом месте, куда можно заехать (кроме частной собственности и мест с запрещающими знаками). Поэтому такое тоже можно практиковать.

Для тех, кто тоже решит попробовать

Стоит знать, что:

Шестиметрового кемпервена для двух человек достаточно, особенно если берешь такую большую машину в первый раз.
Автодом – тяжелый и не самый маневренный: честно оценивай его способность к передвижению и парковке на внедорожье в мокрую погоду.

Такая машина имеет свойство заряжаться во время движения, поэтому, чтобы не покупать отдельно электричество на стоянках для зарядки девайсов, возьми с собой usb-кабель и пользуйся им в пути.

Если выберешь для ночевки определенный кемпинг, но не знаешь, во сколько прибудешь на место, бронируй заранее. Сделать это можно через сайт (обычно можно найти ссылку в Google Maps) или через приложение Campio. Не забудь, что кемпинги закрываются в 23:00, и исключений не будет.

Для слива грязной воды и заправки новой не обязательно останавливаться на организованном кемпинге – такие (бесплатные) места есть на каждой второй заправке, а иногда встречаются и вдоль обочины на стоянках для отдыха.

Никуда не спеши: в одну поездку все не увидишь. Норвегия очень большая и удивительная – непременно захочется вернуться снова!

Бюджет на неделю на двоих:

Билеты Варшава – Осло (в обе стороны с багажом) ~ € 200
 Круиз – € 130
 Дополнительные расходы ~ € 100

Итого ~ 2655 €

Фото из личного архива авторов