На коне – к высокогорному озеру Сон-Кёль в Кыргызстане

Кыргызстан – одно из лучших мест, чтобы провести жаркое лето: снежные пики, высокогорные озера, полевые цветы и лошади. Еще год назад Анна Рогожина довольно смутно представляла себе, где находится эта страна, а теперь точно знает, что находится она в самом ее сердце. Если под новый год ты любишь планировать следующий, вот – присмотрись к этому центрально-азиатскому направлению.

Прибытие в Бишкек и планирование

Я прилетела в Бишкек из Анталии в начале августа. Три дня мучилась с джетлагом и давлением. Столица Кыргызстана находится на высоте 800 метров над уровнем моря, а вся остальная страна – еще выше. На четвертый день я достаточно акклиматизировалась, чтобы попробовать местную кухню: босо лагман, бешбармак и чалап. Меня пугали блюдами из мяса с мясом, политыми жиром, но я ни разу не страдала. В любом кафе можно было найти салат или нежирное блюдо, как минимум плов.

Заранее я ничего не бронировала. Туры с разными активностями можно найти на месте через турфирмы, инстаграмы организаторов или хостелы, в которых ты будешь жить. По совету знакомых я расположилась в Apple Hostel. Это идеальное место для кочевников: находится у автовокзала, между двух дешевых столовых, в пешей доступности от него – Ош базар, есть отдельные номера и топчаны для социализации. Здесь останавливаются бэкпекеры со всего мира. Айгуль, управляющая хостелом, организует туры: от однодневных в национальный парк «Ала-Арча» до многодневных с посещением приграничных с Китаем территорий.

«Юрты, лошади, озеро в горах и никакого интернета – идеальный план для диджитал-кочевника»

Мой запрос перед поездкой был примерно таким: «Я скачу на коне по полю, ем бешбармак, пью кумыс, хожу по горам». Взяла четырехдневный конный тур на озеро Сон-Кёль за сумму около $ 150. Юрты, лошади, озеро в горах и никакого интернета – идеальный план для диджитал-кочевника. Стоимость зависит от группы: с тремя путешественниками отправляется один гид, а на группу от четверых нужно уже двое, отсюда и повышение ценника.

Дорога в Кызарт

В походе нужна удобная и теплая одежда. В Бишкеке есть несколько спортивных магазинов, я купила всё необходимое в «Спортмастере». Вечером нашла в хостеле ребят, с которыми поеду, – пару студентов из Бельгии. До места старта нужно было добираться самостоятельно на автобусе, и мы договорились встретиться в шесть.

Утром я, Анна и Кевин отправились на Западный автовокзал искать наш транспорт до Кызарта. Ребята очень быстро поняли, что им повезло попасть в группу с русскоговорящей, а я поняла, что покупку новых уроков по английскому пока можно отложить.

Полчаса торгов с водителем (заплатили около $ 5,5) – и мы, счастливые, уселись в маршрутку, чтобы… прождать еще полчаса, пока она заполнится и поедет. Для жителей СНГ ничего нового, но бельгийцы испытали легкий шок, и я рассказала им, как в Грузии шесть часов ждала отправления в Местию.

Дорога заняла четыре с половиной часа: по плану были остановка на заправке, остановка в кафе, остановка на базаре, чтобы все купили арбузы. Наконец, мы добрались до «ворот» Кызарта. Пока ждали гида, исследовали кладбище со множеством гигантских склепов – такие можно встретить в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане. Парень, который должен был проводить нас до гида, прискакал на коне. Колоритно – слов нет.

Первый галоп

Деревенский хостел в Кыргызстане представляет собой многофункциональное пространство, обустроенное по подобию юрты. Здесь есть комната-столовая, комната-спальня, комната-трансформер, которая может быть переоборудована под комнату отдыха или еще одну спальню, для чего в углу аккуратно сложена огромная стопка матрасов и одеял.

Нашим проводником был молодой киргизский ковбой Бакун. Он живет в Кызарте и сидит на лошади с пяти лет, работает проводником групп и учится в Бишкеке на айтишника.

В тур можно идти с разным опытом. Я только однажды, лет десять назад, скакала галопом. Анна в юности занималась верховой ездой, и это была главная причина, по которой она оказалась в Кыргызстане. Ее парень Кевин никогда не сидел на лошади и вообще предпочитает хайкинг, поэтому потом они планировали отправиться в Каракол – город, популярный у треккеров и альпинистов.

«Мы перешли на рысь, а потом наш табун галопом понесся по дороге»

Четыре часа мы спокойно шли по полям и расспрашивали Бакуна о жизни, пока нас не нагнала группа французов. Они летели галопом, шутя и посвистывая так, что нам тоже так захотелось. Киргизы подгоняют лошадей так: «чух-чух!». И вот мы перешли на рысь, а потом наш табун галопом понесся по дороге.

Сложно описать это ощущение свободы, мощи и единого порыва. И пусть, когда мы прибыли на стоянку, у меня болело примерно всё: ноги, руки и спина – от пяти часов на лошади, живот – от тряски, голова – от перепада давления, однако всё это с лихвой перекрывал эмоциональный подъем, захватывающие виды предзакатной долины и полное отсутствие интернета.

Жизнь на озере

Тур включает проживание в семьях пастухов. Всё очень аутентично: туалет на улице, умываться – в ручье, печь топить – навозными лепешками, сидеть – на шкурах за общим столом, с самоваром и золотыми вазами. Пастухи свободно говорят на русском, многие знают английский или французский языки.

В 10 утра мы встретились с другими группами на тропе к перевалу на 3500 метров. Вверх кони идут спокойно и это совсем не страшно. Тогда я не задумывалась, что через пару дней нам предстоит проделать этот путь уже вниз.

На перевале открываются захватывающие виды Сон-Кёль. Огромное озеро находится в чаше из гор, а по берегам виднеются скопления юрт, к одному из которых мы и отправились.

Два дня нам предстояло жить на озере у разных пастушьих семей. Время тогда словно замерло и стало тянуться невероятно медленно. До обеда мы успевали сходить искупаться в озере, подняться на гору и посмотреть на сусликов, почитать книгу, поиграть с местным щенком, посмотреть, как ловят арканом жеребенка, попробовать кумыс. А после обеда нас ждали еще целых пять часов до ужина – ну не счастье ли?

«Всю ночь из юрты-столовой доносился громкий смех вперемешку с песнями»

Когда наш проводник куда-то ускакал, мы подумали, что вторая группа попросила его найти алкоголь. Вернулся Бакун лишь поздно вечером, и когда за ужином Анна пошутила, что, может быть, он переписывался с девушкой на вершине горы, а я перевела, то он смущенно сказал, что мы угадали. А алкоголь другая группа всё же отыскала, и всю ночь из юрты-столовой доносился громкий смех вперемешку с песнями.

Второй день на озере встретил нас штормом. Большую часть пути к новой стоянке мы скакали галопом, чтобы не попасть под ливень.

Дорога домой

Утром, перед тем как отправиться в деревню, все пошли смотреть на новорожденного теленка. На Сон-Кёль вообще очень много животных: ослики, куры, табуны лошадей с жеребятами, коровы с овцами и собаки, которые следят за порядком. Пастухи живут здесь с мая по октябрь, а потом переезжают в деревню на зимовку.

Когда группы собрались, все отправились в облака к перевалу, за которым предполагался вертикальный спуск. Многие лошади сопротивлялись, их вели гиды. Мне показалось, что так будет еще страшнее, и я шла самостоятельно, думала только о том, как бы быстро вынуть ногу из стремени в случае чего.

В Кызарт мы вернулись к обеду. До Бишкека автобусы ходят по утрам, так что пришлось добираться до соседнего крупного села автостопом. Поймали пустой туристический автобус и с комфортом добрались до Кочкора, заплатив 500 сомов (около $ 5,5) за троих. Из Кочкора ребята отправились в Каракол, а я нашла такси до Бишкека за те же 500 сомов.

Интернет ловил уже в Кызарте, но пользоваться им совершенно не хотелось. После четырех дней чувствуешь себя полностью отдохнувшей от потока информации. Такие отпуска для меня – самые лучшие, и я стараюсь хотя бы раз в полгода устраивать диджитал-детокс с приключениями.