Гайд по стилю: едем смотреть беларусский модернизм

|

Культурная программа

|

Автор:   34travel

|

  4113

Гайд по стилю: едем смотреть беларусский модернизм

Сегодня вместе с МТС отправляемся в экспресс-тур по беларусскому модернизму – архитектурному направлению, которое объединило в себе разные методы и стили. Историк искусства Дмитрий Монич выбрал характерные здания по всей стране, которые наилучшим образом проиллюстрируют, как менял свои облики модернизм на протяжении бурного ХХ века. 

 

 Справка:  «Модерн» и «модернизм» – однокоренные слова, которые обозначают совсем разные стили. О беларусском модерне ты можешь почитать в нашем предыдущем гайде. Там же мы рассказывали, что в европейской традиции такой стиль с причудливыми окнами, эркерами и разнообразным декором стен называют «ар-нуво», «сецессион» или «югендстиль». А вот архитектуру, которую в Европе западнее Беларуси определят как архитектуру в стиле модерн, в наших широтах принято называть модернистской – от слова «модернизм».

Эпоха модернизма – большая часть ХХ века, и сам стиль был так же многогранен, как история этого времени. На территории Беларуси в межвоенный период 20–30-х годов модернизм ярко раскрывался в конструктивизме, а во время послевоенного восстановления, в суровые 60–80-е, явил себя в бруталистическом обличье.

 

***

Конструктивизм


В начале ХХ века миропорядок существенно изменился вследствие Первой Мировой войны, Октябрьской революции, активного рабочего движения и многочисленных локальных конфликтов. Модерн с его любовью к украшательствам явно не мог подсобить в деле отстраивания разбитых войной городов. Равно как и неоклассицизм не мог закрыть потребности сообществ, в которых буйно прорастали идеи коммунизма – с присущим ему пересмотром социальных ролей, нацеленностью на прагматику и устремленностью в совершенно новое будущее, где не найдется места многим достижениям прошлого. Так на смену довоенной эклектике пришел прагматичный конструктивизм.

Для представителей этого стиля в первую очередь было важно, какие функции возлагаются на новое здание. Промышленный цех, рабочий клуб, дом-коммуна и фабрика-кухня должны быть организованы по-разному – с учетом того, как люди пользуются такими пространствами. При этом совсем не обязательно рабочий клуб в одном городе должен так уж отличаться от рабочего клуба в другой точке на карте.

 

***

Фабрика-кухня, Минск

Свердлова, 2
 


Здание было построено в 1930-х и служило памятником своему времени: фабрики-кухни возводились по всему Союзу и должны были решать вопрос массового питания трудящихся, освобождая женщин от третьей – домашней – смены за кастрюлями и поварешками.

Обрати внимание на обилие стекла. Это отнюдь не новшество свежей реконструкции. Ленточное остекление для конструктивизма вполне типично. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен архитекторы могли «сочинять» окна любой величины и конфигурации, даже протянуть их неразрывной лентой вдоль всего фасада – от угла до угла. Каркас прятался в остеклении, а большие окна встраивались без наличников и откосов, за счет чего создавалось ощущение легкости, невесомости здания.

Однако прозрачность – это еще и идеологическая потребность, ведь в обществе коммун скрывать нечего, так пусть всё просматривается насквозь. Для конструктивистов важна была эта концептуальная база, и они с жесткой критикой обрушивались на архитекторов, которые использовали конструктивистские приемы лишь для стилизации, без идеологической нагрузки.

 

***

Академия наук, Минск

пр-т Независимости, 66

 

 

Главный корпус НАН Беларуси, в котором заседает Президиум академии, возводился по проекту Иосифа Лангбарда – архитектора, который во многом определил облик сегодняшнего Минска. Без этой грандиозной колоннады теперь не получится представить архитектурный ансамбль проспекта Независимости. Однако здание могло выглядеть совсем иначе.

Изначально, в 1929–1932 годах, проектом комплексов зданий для Академии наук занимался еще один известный советский зодчий – Георгий Лавров, активный приверженец конструктивизма. Лангбард, которому проект передали позже, сохранил общие конструктивистские подходы Лаврова, однако привнес свои идеи, и здание было достроено с учетом веяний времени: если чистый конструктивизм, по словам Лангбарда, не позволял использовать «архитектурные формы нашего прошлого наследия», то во второй половине 30-х эти формы вполне себе можно было привносить. Так, архитектор придумал соединить вестибюлем боковые здания и возвести ту самую наружную двухрядную колоннаду, которая придавала зданию еще больше монументальности и симметричности – эти черты конструктивизму в целом не присущи, однако в «лангбардовском изводе» – явление обычное.

 

***

Дом правительства, Минск

Советская, 11
 


Еще одно творение Иосифа Лангбарда появилось на карте Минска в 1934 году. Это самое крупное беларусское строение межвоенного периода (а согласно первоначальной задумке, оно должно было быть еще больше), однако Дом правительства не кажется громоздким – всё-таки Лангбард гениально работал с объемами.

Отметим, что для конструктивизма характерно использование крупных монолитных элементов из одного материала – это может быть железобетон, стекло, кирпич. В целом получается архитектура больших прямоугольников, цветовая гамма которых естественным образом оказывается в серо-белом диапазоне. Для кого-то может показаться скучным, другие же, напротив, видят в этом абсолютный идеал.

 

***

Дом Советов, Могилев

Первомайская, 71
 


Фото: Argon by


Здание, в котором сегодня заседают чиновники Могилевского облисполкома, создано по образу и подобию минского Дома правительства, потому что сам проект был заказан Иосифу Лангбарду в 1935 году, когда набирала силу идея перенести столицу БССР из Минска в Могилев. Объемы здесь, правда, не такие размашистые, однако по стилю могилевский Дом Советов – единокровный брат главного чиновничьего здания столицы.

 

Этот материал создан при поддержке МТС.

 

Совет Республики, Минск

Красноармейская, 9
 


Здесь до появления знаменитого ромбокубооктаэдра на станции метро «Восток» располагалась главная библиотека Беларуси, и местные обычно называют здание «бывшая националка». Ее возведением в начале 1930-х заведовал тот самый Георгий Лавров. К сожалению, не все его идеи были воплощены – например, на контрасте с трехэтажным читальным корпусом могло появиться высотное книгохранилище. Как бы то ни было, мы всё равно можем наблюдать здесь конструктивизм в чистейшем виде: асимметричные формы, много стекла, чистый фасад без излишеств, строгие линии. Характерным элементом выступают столбы-опоры, формирующие каркас здания.

В конструктивистских проектах столбы-опоры нередко устанавливались на месте несущих стен и держали перекрытия. Часто строение возводили на опорах целиком, так что первый этаж отсутствовал как таковой, а образовавшееся свободное пространство рационально использовали под общественный сад или автомобильную парковку.

 

***

Гидрометеорологическая обсерватория, Минск

пр-т Независимости, 110
 


Фото: planetabelarus.by


На смену двухскатной крыше с чердаком приходит плоская крыша, из которой можно извлечь дополнительную пользу – например, обустроить на ней террасу или разбить сад. Конструктивизм предполагал эргономику и экономию во всём, будь то пространство или материалы. Вот и на крыше обсерватории гидромета поместится всё необходимое оборудование: спутниковые тарелки, грозопеленгатор и то, что может понадобиться в будущем.

Архитектор Иван Володько поначалу хотел использовать в этом проекте ленточное остекление, однако задумка не воплотилась. Впрочем, стекла и так предостаточно: посмотри на крупные, почти квадратные оконные проемы, сплошное вертикальное остекление лестничных клеток по боковым фасадам, застекленные балконы на углах того фасада, который обращен во двор. Интересно, что некоторые помещения в обсерватории были переоборудованы под жилые, чтобы сотрудники могли оставаться ночевать на работе.

 

***

Большой театр, Минск

пл. Парижской Коммуны, 1
 

 

Театр оперы и балета, который тоже построен по проекту Иосифа Лангбарда, хорошо иллюстрирует собой то, что происходило с конструктивизмом на его излете, когда архитектурная политика СССР требовала новых средств выразительности и к конструктивистским решениям стали примешиваться черты других стилей. В одних источниках здание театра могут обозначить как пример конструктивизма, в других – как образец «сталинского ампира» (как и Дом офицеров, спроектированный тем же зодчим). От конструктивизма здесь – строгость линий, лаконичные формы, монолитность, скупость цвета.

Иногда конструктивизм «размывался» уже в процессе реставрации. Так, на оперном театре появились изваяния Аполлона и нимф, которых там, конечно, изначально быть не могло. Или вот еще пример: некоторым зданиям университетского городка БГУ после войны были приданы черты неоклассицизма. Однако сегодняшние Институт ядерных проблем и здание факультета географии и геоинформатики дошли до нас с чистыми «родными» фасадами и размашистым остеклением.

 

***

Дом стрелка, Гродно

Ожешко, 30
 


Первое конструктивистское здание в Гродно построено в 1936 году, это пример польского конструктивизма на территории современной Беларуси и вообще очень любопытный образец такой архитектуры. Изначально строение предназначалось для нужд организации «Стрелковый союз» – это аналог ДОСААФ в Польше.

Здесь отметим асимметричное комбинирование разных по форме объемов; скругленное пространство лестничных пролетов, выступающее далеко за «коробки» рабочих пространств; практичное и широкое остекление – замурованные проемы, которые смотрят на улицу Ожешко, тоже были окнами, высокими и узкими.

 

***

 Клуб металлистов, Витебск

Энгельса, 2
 


Конечно, если подход к строительству строго функционален, хочется просто придумать типовые здания для конкретных нужд. Например, если по всей стране нужны рабочие клубы, то незачем каждый раз проектировать что-то новое. В 1928 году вышла в свет книга «Клубы металлистов. Проекты типовые и утвержденные к постройке в 1928 году» – в ней были представлены проекты типовых рабочих клубов, которые предполагалось строить по всему Союзу серийно. По подобному типовому проекту был возведен и витебский клуб металлистов, который сейчас находится в состоянии «заброшки».

В плане здание четко делилось на две функциональные группы помещений: клубную и зрелищную – что отражалось в разновысотности блоков здания. Комбинация вытянутых вертикальных световых проемов на лестницах и горизонтально ориентированных проемов в других помещениях – типичная для конструктивистских зданий идея. Вытянутый угловой балкон в клубной части – тоже характерный элемент стиля, ведь внешнее и внутреннее должно быть взаимопроникающими (и речь здесь не только о материальной культуре).

Еще один типовой клуб – швейников – находится в Витебске на улице Евстигнеева, 5. Обрати внимание на угловой полукруглый вход в здание, высокую полукруглую лестницу, вертикально вытянутое остекление лестничного объема.

 

***

«Круглый дом», Гомель

Пушкина, 26
 


Конструктивисты предпочитали чистые фасады, полагая, что орнаменты и прочий декор – излишества. Архитектура того времени очищается от всего наносного, становится проще, лаконичнее. Постулируется сближение искусства с индустриальным бытом, где все выразительные средства должны быть обусловлены прагматикой и функцией. Поэтому многие объекты напоминают цеха, даже если речь идет о клубе, театре или жилом доме. Взгляни хотя бы на жилой дом, спроектированный для работников железной дороги в Гомеле, который местные называют «круглым серым домом».

Архитектор Станислав Шабуневский завершил работу над этим проектом в 1927 году, и это здание стало первым многосекционным жилым домом в Гомеле. Шабуневский проектировал также дом-коммуну для рабочих вагоноремонтного завода (пр-т Ленина, 61). Его фасады тоже лишены декора, а их пластика создается эффектным ритмом оконных проемов, чередованием балконов и лоджий. Со второго по шестой этаж располагались жилые ячейки на 2–3 комнаты; на каждом этаже также были общие пространства: кухни, комнаты отдыха, подсобки. Первый этаж отводился под столовую, библиотеку-читальню, детсад и тому подобные заведения.

Кстати, в материале о беларусском модерне ты можешь познакомиться с другой гранью таланта главного гомельского зодчего того времени.

 

***

Брутализм


На фоне общеевропейского экономического кризиса после Второй Мировой войны, когда в руинах лежали целые города, правительства пострадавших стран принялись возводить дешевые здания с обнаженной естественной фактурой стройматериалов, и именно необработанный бетон (фр. beton bruit) дал название направлению модернизма, которое вскоре покорило все континенты.

Важно, что как раз в 60-е годы достиг расцвета процесс стирания национальных черт в искусстве и в архитектуре в частности. Архитектура, соответствующая духу времени, должна была носить интернациональный характер, иметь унифицированный рецепт постройки и с легкостью вписываться в любой культурный ландшафт. Брутализм идеально справлялся с этими задачами.

 

***

Дворец спорта, Минск

пр-т Победителей, 4
 

 

Считается первым бруталистским зданием в Минске. Возведен в 1966 году по новой для СССР асимметричной планировочно-технологической схеме. В постройках того времени ценились сложные и смелые композиционные решения, выпячивание неординарного потенциала. Внешний облик зданий должен был как минимум притягивать внимание, а лучше – восхищать, причем не обязательно красотой.

Что характерно, проект Дворца спорта в Минске стал типовым, и похожие здания можно отыскать в Днепре, Вильнюсе, Челябинске и Волгограде. При этом занятно, что само минское здание очень напоминает венский крытый стадион «Винер Штадтхалле», построенный восемью годами ранее.

 

***

«БелЭкспо», Минск

пр-т Победителей, 14
 

 

Архитектурный тандем Леонида Москалевича и Галины Ласкавой реализовал в конце 1980-х весьма амбициозный проект. Здание выставочного комплекса накрыто изогнутой монолитной кровлей, созданной с помощью вантовых конструкций, и при этом напрочь лишено внутренних колонн. Чтобы всё это могло стоять и радовать минчан своей функциональностью, архитекторы придумали уникальную для того времени систему перекрытий. Для брутализма, конечно, почти вызывающе, но смелые композиционные решения имели место как раз в тех случаях, когда зданию и нужно было быть «выскочкой». А здесь всё-таки достижения народного хозяйства БССР планировали выставлять.

 

***

Дворец детей и молодежи, Минск

Старовиленский тракт, 41
 


Фото: Homoatrox


Крайне брутальное здание, как будто сложенное из монолитных каменных блоков. Массивные ступени, крупная арка на входе, обрамленная цельными кусками бетона, облицованного белым доломитом. Не сразу понятно, есть ли у этого здания окна. Обязательно обойди его, чтобы найти окна и рассмотреть, как интересно здесь всё устроено. Если заглянешь внутрь – обнаружишь многоуровневое фойе, залы для культурных мероприятий и досуга по интересам, зимний сад. Вместительность и практичность – то, что нужно, по мнению адептов брутализма, и тут с ними трудно поспорить.

 

***

Дом по проспекту Победителей, 23, Минск
 

 

Здания в стиле брутализм подчеркнуто массивны и урбанистичны. Это отнюдь не скромные строения, которые элегантно вписываются в окружающую среду, мимикрируя под природные формы. Грубые очертания очень часто не сочетаются с соседними постройками, грандиозные сооружения подавляют всё, что находится в непосредственной близости от них. Вот и дом, который напоминает минчанам и гостям города о том, что они находятся в городе-герое, всем своим видом заявляет полные права на окружающий его пейзаж.

 

***

Концертный зал «Витебск»

парк Фрунзе, 1
 


Брутализм – всегда громкая нота архитектурного ансамбля. Особенно контрастно такие здания смотрятся среди природы, когда они беззастенчиво разрывают естественный ландшафт. Ярким примером здесь может послужить концертный зал, расположенный на высоком берегу реки Витьба в зеленой зоне.

«Витебск» был возведен в 1988 году с подачи главного городского архитектора Александра Бельского.

 

***

Кинотеатр «Октябрь», Минск

пр-т Независимости, 73
 

 

Прямоугольный стилобат с симметричными лестницам удерживает на себе огромный овал зрительного зала, панорамно остекленный со стороны фойе. Выглядит очень эффектно. Многие кинотеатры в 1970-х были типовыми, но таким, конечно же, не мог быть кинотеатр с самым большим зрительным залом во всей БССР.

 

***

Бывший кинотеатр «Юбилейный», Гомель

Юбилейная, 9

А этот кинотеатр 1979 года строился архитекторкой Ольгой Тихоновой по типовому проекту. Бруталистская простота диктовала отказ от показной напыщенности и декоративности, декор и эстетика играли малую роль, куда важнее была техническая начинка. Голые поверхности возводились без отделки с подчеркнутой открытостью материалов и обнажением естественной фактуры.

 

***

Гостиница «Припять», Пинск

Днепровской флотилии, 31

 

 

Для брутализма важна функциональность, поэтому в зданиях присутствуют только те детали, которые необходимы для того, чтобы здания выполняли функции, на них возложенные. Назначение типовой общественной постройки в стиле брутализма с легкостью угадывается не столько по уникальному фасаду, сколько по причине его отсутствия. Никаких особенностей, одинаковые инженерные конструкции. В любом городе страны встречаются идентичные гостиницы, кинотеатры, жилые дома. Вот и гостиницу «Припять» с первого взгляда запомнят только фанаты стиля: голый бетон, треугольники французских балконов и усыпанные обычными балконами ребра главного фасада – всё придумано только для того, чтобы здесь переночевать, а не рассматривать детали и рассуждать о прекрасном.


Гостиница «Юбилейная», Бобруйск


Также взгляни при случае на гостиницы «Могилёв», «Молодечно» и «Гродно» в одноименных городах. Их внешний облик – типичная для брутализма эстетика. Последний отель, правда, продали китайскому инвестору, и в скором времени его может постигнуть участь кинотеатра «Октябрь», с которым они когда-то составляли бруталистский ансамбль.

В гродненском «Октябре» сейчас сложно рассмотреть что-то от брутализма – равно как в оршанском кинотеатре «Победа» или солигорском «Зорка Венера». Зато барановчанам повезло: у их «Октября» сохранилась очень любопытная орнаментальная решетка из алюминия, которой «обшит» основной объем здания.
 


Кинотеатр «Победа», Орша

 

***

Дом науки и техники, Гродно

Горького, 72


Фото: wikimapia.org


Самое соответствующее духу брутализма здание в Гродно достроили в 1984 году. Никаких украшательств и красочности. Но для выразительности использовали фигурный бетон, который еще больше утяжеляет массивное, крупное здание.

Рядом с Домом науки и техники располагается здание «Облсельстроя» – типичный советский «офисный» центр 1982 года постройки. Тяжелые прямоугольные объемы, квадратные колонны, ячеистые фасады – строение собрало в себе стрит-флеш из характерных для брутализма черт.

 

***

Гродненский областной драматический театр

Мостовая, 35
 

 

Архитектурный символ Гродно часто попадает в подборки памятников брутализма, однако творение архитектора Геннадия Мачульского – это, строго говоря, советский модернизм.

Термин «архитектурный советский модернизм» появился в 2010-х для обозначения направления, которое превалировало в СССР с 1955 по 1991 год, когда зодчие действовали с оглядкой на постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Зданиям, построенным в стиле советского модернизма, были свойственны функциональность массивных форм и урбанистичный облик, и так же, как бруталистские строения, они часто возводились из железобетона. Однако для советского модернизма характерно широкое использование облицовочных материалов, могут применяться разные средства украшения вроде мозаичных панно и барельефов, а также частотно остекление в духе конструктивизма.

 

***

Дом литератора, Минск

Фрунзе, 5
 


Фото: Андрэй Гурыновіч


В 1976 году это здание было построено для Союза писателей БССР. Поэтому неслучайно по форме оно похоже на открытую книгу, а цвет стен ассоциируется с пожелтевшими от времени страницами фолиантов. Стены Дома литератора облицованы светлым туфом, а в большинстве окон раньше были витражи, что отсылает нас к традициям советского модернизма, отличающим его от бруталистского принципа не украшать там, где можно не украшать. Дом литератора был мощно облагорожен и внутри, причем разнообразно: чеканкой, шпоном, декоративной штукатуркой, мрамором.

 

Фото: palasatka. Иллюстрации: Olga Rummo.

ООО «ЭфСиБи Бел»
УНП 193185741

|

Культурная программа

Автор:   34travel

  4113

hand with heart

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ 34travel

Если хочешь отблагодарить 34travel за своевременную новость о распродаже лоукостера, большой гайд или подсказки по части заведений, то проще всего сделать это через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Гайд по стилю: едем смотреть беларусское барокко

18 архитектурных памятников.

Гайд по стилю: едем смотреть беларусский модерн

Доходные дома, но не только.

Гайд по стилю: едем смотреть беларусский классицизм

Колонны «как у греков».

Сейчас на главной

Почему стоит съездить в Ветковский музей?

Самобытная история беларусского Посожья-Поднепровья, уникальные иконы и коллекция традиционного текстиля.

До/после: 5 достопримечательностей, которые изменились до неузнаваемости

Когда-то – атмосферные заброшки, а сегодня – роскошные дворцы.

Подкаст о беларусской гастрономии: Хлеб

Как хлеб заслужил всеобщее уважение?

Место недели: Троицкий костел в деревне Беница

Величественная заброшка, от которой мороз по коже.

6 интересных беларусских музеев, которые стоит посетить

Уникальные старинные издания, древние артефакты и бережно охраняемая традиционная культура.
 

14 живописных усадебных парков в Беларуси

Больше десятка идей для медитативной прогулки в тени деревьев.

Маршрут: Коссово, Береза и Пружаны за одну поездку

Отправляемся в новое путешествие выходного дня – увидим роскошные дворцы, усадьбы и парочку живописных руин. 

Кальвинистские сборы Беларуси – в чем их уникальность?

Рассматриваем древние памятники: те, которые сохранились до наших дней, и те, которые были утрачены.

10 классных мест в пределах 50 км от Минска

Разнообразные идеи для короткой вылазки из столицы.

Показать больше Показать больше