Гайд по стилю: едем смотреть беларусский классицизм

|

Культурная программа

|

Автор:   34travel

|

  6615

Гайд по стилю: едем смотреть беларусский классицизм

Вместе с историком искусства Дмитрием Моничем и при поддержке МТС продолжаем исследовать архитектурные стили. В сегодняшней подборке будет много лаконичных и строго пропорциональных дворцов, ведь речь пойдет о классицизме. 

 

 Справка:  Классицизм пришел на смену эпохе Возрождения и с XVII века развивался в странах Старого и Нового света параллельно с барокко. Главенствующую роль в искусстве он приобрел в конце XVIII – начале XIX вв. На это же время пришелся расцвет классицизма в Беларуси. Важный терминологический момент: в Западной Европе принято разделять классицизм (XVII – первая половина XVIII вв.) и неоклассицизм (вторая половина XVIII – первая треть XIX вв.); в Беларуси же, куда стиль добрался не сразу, используется единое понятие – «классицизм». Где бы классицизм ни локализовался, он решал современные художественные проблемы, прибегая к традициям Древней Греции и Древнего Рима. И если архитекторы барокко использовали античное наследие для декорирования, то классицизм извлекал из него практический смысл. Главные характеристики этого стиля – функциональность, лаконичность, строгость, пропорциональность, фундаментальность.

 

***

Свято-Михайловский собор, Лида

 

 

Храм строился как католический, однако, прослужив людям семнадцать лет, он сгорел, а когда был отстроен в 1863 году, то был ориентирован уже на православных прихожан. Архитектура этого храма изначально, как замышляли его создатели, должна была отсылать к образцам культового зодчества Древнего Рима. И в этих целях авторы проекта использовали дорический ордер – важный для античности тип композиции, который обрел в эпоху классицизма вторую жизнь.

В архитектуре ордером называют некий строго определенный порядок использования вертикальных и горизонтальных элементов. В разные эпохи архитекторы использовали разные ордеры. Дорический был одним из древнейших в истории: его развивали в Древней Греции и в Древнем Риме. В качестве примеров упомянем Парфенон и храм Гефеста в Афинах.

 

Стереобат

 

Антаблемент

Так вот, архитекторы эпохи классицизма вернули в строительные проекты ордерную систему в ее античном восприятии, и беларусские города этот тренд не обминул. Как «у греков», фасад зданий вновь стал складываться из стереобата (основания конструкции), колонн (несущей части) и антаблемента (несомой части). При этом часто использовался упрощенный вариант ордера: к колонне не придумывали какое-нибудь рельефное подножие (базу), а устанавливали ее стержень (фуст) непосредственно на стилобат (поверхность стереобата).

 

***

Торговые ряды, Новогрудок

 

 

Дорическая колонна

Этот торгово-складской комплекс был возведен в 1812 году по типовому проекту, подготовленному в Санкт-Петербурге. Занятно, что торговые лавки здесь располагаются по сей день. Правда, сегодняшние покупатели видят торговые ряды немного отличными от тех, которые представали взору новогрудчан XIX века. В 1953 году комплекс перестраивали под нужды советского проммага: тогда изменили внутреннюю планировку и занизили крышу.

На примере торговых рядов отметим, что архитекторы эпохи классицизма вернули колоннам их функциональное назначение. Колоннада, как давным-давно где-нибудь в Греции, несла у классицистов инженерную нагрузку, а не просто украшала собой здание.

 

***

Дом и усадьба Ваньковичей, Минск

 

Еще одну характерную для классицизма колоннаду отметим в столице. Дом Ваньковичей, который сейчас находится на улице Интернациональной, был построен в конце XVIII века. Здесь жили родственники художника Валентия Ваньковича, а он, конечно, заходил в гости. Помимо живописца в доме бывали такие знаменитости как Винцент Дунин-Марцинкевич, Ян Дамель, Владислав Сырокомля, Станислав Монюшко, Софья Ковалевская. Сейчас дом работает как музей, и сюда обязательно стоит зайти, если тебе интересна не только архитектура, но и интерьеры той эпохи.

Сам Валентий Ванькович жил в усадьбе, которая сейчас располагается на улице Филимонова и служит площадкой для свадеб и корпоративов – там давно уже работает ресторан. Постройка тоже выполнена в стиле классицизма. Можешь на ее примере закрепить термин «пилястра» и освоить новый – «сухарик». Пилястра – это такая «плоская колонна» прямоугольного сечения. А сухарики, или дентикулы, – ряд небольших прямоугольных зубчиков-выступов, бегущих по карнизу, декоративный элемент, характерный для классицизма.

 

Этот материал создан при поддержке МТС.

 

Ратуша, Минск

 

 

Классицизм на беларусских землях в XIX веке, как правило, обозначал себя себя дорическими колоннами в сочетании с треугольным фронтоном. Такую композицию ты можешь наблюдать у зданий как сакрального, так и светского назначения. Но это отнюдь не означает, что архитекторы-классицисты совсем не обновляли свой инструментарий.

Будешь в Верхнем городе столицы – обрати внимание на входную группу ратуши (восстановлена в 2004 году по изображениям проекта Федора Крамера XVIII века). Нас здесь заинтересует сводчатый проход с тремя проемами, разделенными колоннами. Средний проем шире боковых, он завершается полуциркульной аркой. Перед тобой – серлианский мотив, или серлиана.
 


Серлианский мотив
 

Деталь возникла еще в архитектуре Древнего Рима, потом она интерпретировалась архитекторами различных эпох, а название «серлианский мотив» деталь получила после того, как была проиллюстрирована в трактате 1537 года «Семь книг об архитектуре», написанном итальянским архитектором Себастьяно Серлио.

Кстати, колонны минской ратуши не дорические, а ионические – с завитушками-волютами.

 

***

Петропавловский собор, Гомель

 


Зодчие эпохи барокко тоже работали с канонами античной архитектуры, однако делали это достаточно вольно. Классицисты же были как отличники в рубашках, застегнутых на все пуговицы, и не могли себе позволить перетасовать черты ордерных систем. Даже в мелких деталях они строго следовали античным образцам. Раз ордер дорический, то ствол колонны будет увенчан круглой криволинейной подушкой (эхином) и квадратной плитой (абаком). На фризе здания будут ритмически чередоваться триглифы и метопы. Триглиф – это вертикальная каменная плита с тремя вертикальными нарезками, метопа – плита почти квадратного формата, которая может быть декорирована рельефом или росписью.

 

Триглифы и метопы

 

Петропавловский собор, построенный Джоном Кларком в первой четверти XIX века и входящий в Гомельский дворцово-парковый ансамбль, – кристальный образец такого подхода. Обрати внимание на колонны храма и несомую часть – антаблемент: там как раз чередуются белые триглифы и желтые метопы.

 

***

Дворец Румянцевых и Паскевичей, Гомель

 

 

Купола храмов – элемент совсем привычный. Куда реже купола встречаются на жилых строениях, но можем наблюдать такую конструкцию, например, на крыше главной гомельской достопримечательности. Дворец Румянцевых строили в самом конце XIX века. Вдохновение черпали в идеальных линиях виллы Ротонда в итальянском Венето, которую спроектировал Андреа Палладио – звезда позднего Возрождения и непревзойденный кумир многих неоклассицистов.

В эпоху классицизма купол постепенно становится характерным элементом жилых и общественных зданий. Располагают его при этом строго по центру главного корпуса. Стиль крайне требователен по части симметрии.

 

***

Спасо-Преображенская церковь, Чашники


Фото: planetabelarus.by


В архитектуре храмов эпохи классицизма купола сочетались с портиком c массивными колоннами и довольно широкими лестницами. Крытая галерея, сформированная колоннами, вместе с антаблементом, увенчанным треугольным фронтоном, – всю эту конструкцию и называют «портик».

Предлагаем рассмотреть портик Спасо-Преображенской церкви (середина XIX века), если будешь проезжать через Чашники (по пути в Белую Церковь, например). А будешь ехать в сторону озера Свирь – заезжай в Вишнево взглянуть на костел Святого Тадеуша 1811–1820-х годов постройки.

 

***

Костел Святого Иосифа, Воложин


Фото: Liashuta / Wikimedia


Еще одна отличительная черта классицистической постройки – треугольный фронтон, венчающий фасад. Такое решение даже у не слишком сведущего в архитектуре человека вызывает ассоциации с античными храмами вроде того же Парфенона, расположенного на афинском Акрополе. Парадокс в том, что Парфенон вообще-то храм языческий, и, казалось бы, при строительстве христианских святынь подражать его формам стоило бы в последнюю очередь.
 


Треугольный фронтон


Первые христианские храмы сознательно проектировались иначе: в плане они походили на крест. Однако спустя полторы тысячи лет это визуальное отграничение стерлось. Например, в 1815 году в Воложине достроили храм Святого Иосифа – и всем, конечно, очевидно, где его создатели черпали вдохновение.

Главный архитектурный акцент – центральный вход с дорическим портиком на шесть колонн. Выше – фриз, на котором чередуются уже известные тебе триглифы и метопы. Над ним – треугольный фронтон, украшенный символом Всевидящего Ока.

 

***

Костел Святых Ангелов-Хранителей, Роготно

 

 

Еще один костел (1840 года постройки) с эффектным главным фасадом. Только взгляни: здесь шесть колонн несут не только треугольный фронтон, но и две башни-колокольни. Стены башен и поверхность фронтона ритмично усеивают арочные ниши и оконные проемы. В простенках в рифму с колоннами оформлены пилястры.

 

***

Спасо-Преображенская церковь, Чечерск


Фото: planetabelarus.by


Архитекторы классицизма нередко использовали любимый греками периптер – прямоугольную форму, по всему периметру окруженную колоннами. Однако появлялись и круглые в плане парадные залы-ротонды. Ротонды могли быть частью объема здания или формировать всю его форму. Последний случай наблюдаем на примере православного Спасо-Преображенского храма в Чечерске.

Церковь была построена в 1783 году по инициативе владельца города – графа Захария Чернышёва. Это один из первых православных храмов, построенных на беларусской земле после присоединения к Российской империи. Архитектор явно хотел придать строению масштабности – и форма двухъярусной ротонды с полусферическим куполом идеально решала эту амбициозную творческую задачу. Деревянный купол церкви перекрывает пятнадцатиметровый пролет. Притвор-колокольня тоже увенчан классицистическим куполом.



Ротонда

 

***

Костел Пресвятой Троицы, Индура

 

 

За свою историю этот храм неоднократно перестраивался, и сегодняшний облик он обрел в 1904–1909 годах. По проекту гродненского губернского архитектора Вильгельма Сроки здесь появились несколько пристроек, а стилистически костел соединил в себе черты классицизма и барокко – разумеется, в нео-интерпретациях начала ХХ века. Из классицистических маркеров особо выделим дорический антаблемент, которым стены храма опоясаны по всему периметру, и мощный четырехколонный портик с серлианским мотивом.

 

***

Дворец Булгаков, Жиличи


Фото: Denis Serakov

 

Иногда серлианский мотив называют палладианским, поскольку его часто использовал в своей работе уже упомянутый нами итальянец Андреа Палладио. Из этого же мотива появился такой архитектурный элемент как палладиево окно. Палладиево окно состоит из трех частей. Центральный арочный проем обрамляется двумя боковыми прямоугольными проемами, отделенными от него пилястрами или небольшими колоннами.



Палладиево окно


Проем с арочным завершением – одна из основных оконных форм архитектуры классицизма. Такой вариант использовали наравне с прямоугольными окнами. Во дворце Булгаков в Жиличах ты можешь наблюдать оба вида окон, популярных в 1830-е, когда эта усадьба проектировалась и строилась.

 

***

Церковь Вознесения Девы Марии, Желудок


Фото: Andrej Kuźniečyk 

 

Костел в Желудке был построен в 1853 году по проекту Кароля Подчашинского (построившего, к слову, единственный храм в Вильнюсе, где сегодня можно послушать богослужение на беларусском языке). В крипте желудокского костела похоронен гродненский староста Антоний Тизенгауз. Храм – яркий образец позднего классицизма. Здесь тебе и треугольный фронтон, и массивный дорический портик, и полуциркульные арочные окна. Последние хоть и не являются эксклюзивной чертой классицизма, были архитекторами той эпохи весьма ценимы.

 

***

Дворец Тизенгауза, Поставы

 

 

Чтобы закрепить материал, переместимся в имение того самого Антония Тизенгауза. Строительство дворца завершилось в первой половине XIX века. Проектом занимался архитектор Джузеппе де Сакко, который строил Тизенгаузу и дворец в Гродно, но то здание, к сожалению, не сохранилось.

Рассмотрим портик центрального северного фасада. Де Сакко выбрал для этого проекта вариант, который называется тосканским. Это упрощенный дорический ордер: его отличают гладкий фриз, наличие базы и отсутствие у колонн вертикальных желобков (которые называются «каннелюры»). Восточный фасад дворца завершается фронтонами с дорическим антаблементом. Из декора можем отыскать лопатки (вертикальные плоские выступы без базы и капители), руст (облицовку камнями), фриз, сандрики (горизонтальные «полочки» над окнами) и лепные гирлянды.

 

***

Дворец Тышкевичей, Воложин


Фото: vetliva.ru


Монументальные входные зоны храмом и дворцов эпохи классицизма оформлялись соответствующими конструкциями – портиками с колоннами и акцентировано крупными лестницами. Так архитекторы добивались эффекта величественности и лаконичности. Построенный в 1803–1806 годах по заказу Юзефа Тышкевича дворец – идеальный объект для того, чтобы ощутить этот эффект на себе.

 

***

Дворец Рдултовских, Снов


Фото: planetabelarus.by


На берегу реки Сновки располагается один из самых крупных в Беларуси дворцово-парковых комплексов в стиле классицизма: при жизни хозяина – шляхтича Казимира Рдултовского – в сновском дворце было сто комнат и залов, в ширину он растягивается на 140 метров. Построили это роскошное здание в 1825–1827 годах по проекту Бронислава Тычецкого. При Советах и до 2014 года здесь функционировал военный госпиталь.

В прошлом году дворец обрел нового хозяина, который планирует использовать комплекс в туристическо-развлекательных целях. Покупка, надо сказать, крепкая. За почти двести лет стены и крыша сохранились на удивление хорошо: сможешь хорошенько рассмотреть классицистический портик и типичные для стиля полуциркульные окна.

 

***

Усадьба Огинских, Залесье

 

 

Родовое гнездо композитора Михаила Клеофаса Огинского было построено литовским архитектором Михаилом Шульцем в первой четверти XIX века. Проект был довольно необычный для своего времени: зодчий соединил два вытянутых под прямым углом одноэтажных крыла, расположив на их концах двухэтажные павильоны. Главное крыло с четырехколонным дорическим портиком и часовой башней вытянулось на 50 метров, боковое с оранжереей – на 160. Однако усадьбу прозвали «Северными Афинами» не только потому, что классицистический стиль отсылал к греческим памятникам. В Залесье гостили лучшие умы своего времени, здесь обсуждали политику и важные общественные дела, устраивали музыкальные вечера и литературные чтения – в общем, бурлила общественная жизнь.

Сегодня комплекс можно посетить после масштабной реставрации и полноценно исследовать снаружи и изнутри. В музее-усадьбе работает постоянная музейная экспозиция.

 

***

Дворец Друцких-Любецких, Щучин

 

 

Еще один недавно отреставрированный дворец важной для Беларуси семьи. Он был спроектирован в 1892–1895 годах по заказу князя Владислава Друцкого-Любецкого виленским архитектором Тадеушем Ростворовским. «Референсами» для этого проекта послужил французский Трианон. Стилистически это классицизм с элементами эклектики.

Дворец Друцких-Любецких стоит на высоком цоколе, что без каких-то дополнительных хитростей делает его величественнее и масштабнее. Композиция строгая, симметричная. Центральный объем в отличие от многих памятников, о которых мы рассказали, не вынесен вперед, а напротив – «утоплен» внутрь, образуя лоджию с двумя ионическими колоннами. Двухэтажные объемы по бокам декорированы пилястрами.

Помимо дворца в Щучине стоит взглянуть на еще один архитектурный памятник эпохи классицизма – костел Святой Терезы Авильской, построенный в 1826–1829 годах, с большим куполом и четырехколонным портиком дорического ордера.

 

***

Костел Святой Троицы, Россь


Фото: vetliva.ru


Костел Святой Троицы был построен в 1807 году. Это не самый типичный для беларусского классицизма храм: ни куполов, ни колоннады. И тем не менее это он самый – строгий, симметричный, понятный классицизм. Обрати внимание на фриз с развитым карнизом и полуциркульный оконный проем в верхней части фасада. Боковые фасады увенчаны профилированным карнизом и декорированы рустовкой.

 

Фото: palasatka, murmurash. Иллюстрации: Olga Rummo.

ООО «ЭфСиБи Бел»
УНП 193185741

|

Культурная программа

Автор:   34travel

  6615

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Гайд по стилю: едем смотреть беларусское барокко

18 архитектурных памятников.

Гайд по стилю: едем смотреть беларусскую готику и неоготику

Контрфорсы, нервюры и прочая красота.

Гайд по стилю: едем смотреть беларусский модерн

Доходные дома, но не только.

Сейчас на главной

Минск

Лучшее, что есть в Минске, в новом гайде от 34travel.

Как прошел Богач – главный осенний праздник беларусов?

Будь богатым, как осень!

Подкаст о беларусской гастрономии: Экзотика в меню

Рассказываем про моду на помаранчарни и нетипичные продукты в Минске 1920-х.

Ради каких спектаклей стоит поехать в другой беларусский город?

Фрик-шоу, Рэй Брэдбери и страх Вирджинии Вульф.

Афиша Беларуси: куда пойти в июне?

Творческие встречи, маркет, литературная мастерская.

Подкаст о беларусской гастрономии: Кофе или чай?

История любимых напитков и традиционных десертов.

9 художественных музеев и галерей за пределами Минска

Пронзительные пейзажи, красочные маляванки и даже монументальные мозаики.

Тут даже камни живые. Этнограф – об уцелевших полесских традициях

Мифология древнего беларуса, которую можно наблюдать вживую.

Забытая Беларусь: достопримечательности, которых уже нет

Наследие, память о котором остается только на картинках. 

Показать больше Показать больше