По Финляндии на авто

Переводчица из Москвы Анастасия Баклановская обожает путешествовать на авто, и уже рассказывала нам о своем опыте скитаний по Андалусии. На этот раз девушка решила исследовать Финляндию. Какие города и национальные парки здесь посмотреть, как найти в Финляндии пляж не хуже, чем на Средиземном море, и что делать, если тебя кинули с гостиницей, забронированной через Booking, – читай в подробном рассказе Анастасии.

Летом во многих странах Европы становится невыносимо жарко, поэтому мы выбрали для путешествия Финляндию. Я – переводчик и люблю знакомиться с новыми культурами, мой молодой человек – дизайнер и ценитель прекрасного. Мы оба предпочитаем не задерживаться надолго в одном городе, а стараемся объехать как можно больше мест в стране. Потому аренда автомобиля – это наш вариант.

Приключения заказывали?

Негативный опыт – тоже опыт. Так я говорю себе, когда что-то идет не по плану. Сейчас полночь и наше романтическое путешествие началось 3 часа назад. Мы в сомнительном районе города Хельсинки остались без доступа к интернету, без крыши над головой, без уверенности во вселенской справедливости, зато с неработающим метро. Но вернемся на несколько часов назад.

В ходе путешествий я сталкивалась с разными ситуациями при заселении в отели и апартаменты, однако впервые я потратила на это 5 часов.

Забронировала апартаменты привычным образом через Booking, написала хосту, когда приеду, прочитала все комментарии, чтобы понять, где искать ключ, так как заселение было самостоятельным. В итоге, ключа для нас нигде не оказалось, а хозяин не отвечал ни на звонки, ни на email. Но я знала, что делать – звонить в поддержку компании, хоть это и будет мне стоить роуминга, ведь дело происходит в воскресенье в 21:00 вечера, когда местную симку уже не купить. В поддержке обещали связаться с хозяином квартиры, а мне сказали смиренно ждать. И вот, мы сидим на скамейке в районе Калио, как оказалось, в одном из самых злачных мест столицы Финляндии. В руках чемодан, а за спиной техники на RUB 300 тысяч. Смеркается.

«Звоню снова в Booking... Еще 40 минут разборок, и нас перенаправляют в третий отель, который стоит в 2,5 раза дороже наших апартаментов»

Какие-то  ребята засматриваются на наши рюкзаки и шумно приветствуют подходящих к ним знакомых хулиганского вида. Через полчаса приехала скорая, чтобы забрать парня, которому то ли стало плохо из-за передоза, то ли его избили. Мимо гордо проходит мужчина в черном костюме в крупные красные сердечки и в цилиндре такой же расцветки. Обычный вечер, видать, для этого квартала.

Полночь. Нас уже ничто не удивляет, но все больше напрягает окружение. Звоним снова в Booking. Они не смогли связаться с хозяином и перенаправляют нас в другой отель. В отеле, который нам порекомендовала менеджер, не было мест, оказалось, что она перепутала даты.

Час ночи. Накал растет. Спокойствие начинает иссякать. Звоню снова в Booking... Еще 40 минут разборок, и нас перенаправляют в третий отель, который стоит в 2,5 раза дороже наших апартаментов и включает завтрак вместо кухни. Это был GLO ART за € 345 за 2 ночи. В 2:00 ночи мы, наконец, вкатили в номер чемодан и рухнули на кровать.

Занавес первого дня романтического путешествия.

Политика vs туризм

Проснувшись, мы решили возвращать позитивный настрой. И это невзирая на тот факт, что мы понесли многочисленные расходы, которые Booking обещал возместить. Но пока что наш бюджет заметно пострадали.

Отель, в который нас в итоге поселили, входит в сеть GLO. Главная их фишка – это суперудобные кровати, которые могут сгибать верхнюю и нижнюю части. Оказалось, что это очень расслабляет после того, как в первый день мы пошли на личный рекорд по количеству пройденных шагов по городу.

Но главное достоинство этого отеля – завтраки. Мне кажется, если бы не интерес к Хельсинки и хорошая погода, я бы вообще оттуда не уходила. Я ела с запасом на весь день, чтобы оправдать стоимость, которую мы выложили за проживание в отеле.

Хельсинки

Хельсинки – это небольшой город, и центр его можно обойти за 1 день. Встреча Путина и Трампа как раз в те дни сделала наши маршруты более извилистыми и увлекательными, ведь некоторые улицы оказались перекрыты. Встреча лидеров двух государств красной нитью проходила через всю нашу прогулку. Вот на площади демонстрация Amnesty International, вот цитаты из журналов, посвященные президентам, размещены на трамвайных остановках, и кругом корреспонденты в ожидании встречи президентов.

С погодой нам на удивление повезло, и солнце прогрело воздух до +30, так что мы передвигались от одной кофейни с холодным кофе до другой. Сеть Espresso House в этом смысле оказалась весьма хорошим вариантом. К моему удивлению, кофе – это вообще национальная гордость финнов, так что это стало для нас одновременно и знакомством с местной культурой. Поговаривают, что некоторые финны выпивают до 12 больших кружек кофе в день. Но нам не удалось найти подтверждения этой статистике.

Во время прогулки мы заглянули в бесплатный Городской музей Хельсинки на Aleksanterinkatu 16. Кроме основной выставки, посвященной столице, мы случайно попали на интерактивную экспозицию в честь 30-летия клубной культуры в городе. Оказалось, что многие местные клубы и рейвы известны на весь мир.

У нас было запланировано покорение на автомобиле как минимум половины страны, а потому нужно было озаботиться вопросом связи. И тут рядом с Часовней тишины нам попался салон Telia, где мы купили sim-карту, чтобы не потеряться без интернета. Стоила она € 5,90, а по акции вышло всего € 3,9. Тариф включал 7 Гб интренета, которых, при разумном использовании, хватит примерно на неделю. Это самая дешевая связь, которую я встречала за границей. Работает по всей Финляндии.

Нагулявшись по городу и обойдя все главные достопримечательности, мы отправились на остров Korkeasaari, отведенный под зоопарк. Животным тоже было жарко, а потому многие попрятались. Но не павлины! Они свободно расхаживали по улицам и позировали для фото. Одно из самых интересных мест с точки зрения архитектуры здесь – это смотровая площадка – одно из главных мест силы в городе.

Вот так мы и бродили куда глаза глядят и натопали к концу дня около 40 тысяч шагов!

Мы на коне!

На следующий день нам уже предстояло брать в аренду машину и отправляться в путешествие по Финляндии. В 9:30 утра, на полчаса раньше положенного, мы были в пункте выдачи автомобилей Thrifty, и вместо обещанного Toyota Yaris нам дали Volvo V40. Прокат обошелся в € 256 на 4 дня.

Машина оказалась чуть больше размером, чем мы ожидали, но, к счастью, в Финляндии не возникало серьезных проблем с парковкой.

Мы сразу же махнули осматривать природу и через 2 часа уже блуждали по национальному парку Тейо. Сосновые деревья расступались перед нами, открывая тропинки, а солнце согревало своими лучами. При этом в лесу было очень комфортно укрываться от изнуряющей жары, а по пути перекусывать черникой прямо с куста. В парке можно побродить пару часов, как это сделали мы, и подышать сважим воздухом, а можно направиться к озерам, болотам и сплавиться на каноэ или порыбачить. Для рыбалки, кстати, необходимо приобрести лицензию, которая стоит € 6 в сутки или € 15 в неделю.

Турку

Следующим нашим остановочным пунктом стал Турку – некогда столицу Финляндии и один из крупнейших городов страны. Там наше внимание привлек Абоский замок – это шведский замок XIII века. История Финляндии вообще плотно переплетается с историей Швеции. Перестраивался этот замок несколько раз в разные времена, но все равно с самого двора ты погружаешься там в атмосферу средневековья. Здесь можно подолгу блуждать в лабиринтах комнат и коридоров, соприкасаясь с прошлым.

Раума

Дальше наш путь лежал в Рауму. Населенный пункт когда-то был торговым центром, и из-за этого в лексиконе местных много французских, английских и русских слов. Все они составляют особый диалект. Кроме того, Раума славится давней традицией изысканного кружевоплетения, а также  хорошо сохранившимися деревянными постройками Старого города, где до сих пор живут около 600 человек. Там ты словно попадаешь в очень далекое прошлое. Некоторые улицы даже не мощеные, а просто протоптаны людьми. Вечером здесь почти нет туристов и очень мало местных. Открытыми остаются лишь пара кафе, а все ремесленные мастерские и магазины закрываются рано.

«В нашем кемпинге висела ужасающая картинка с тотальной реконструкцией города и предупреждением: не соваться туда на машине. Вызов принят»

Особенности национальной палатки

Вот тут и наступил момент истины, когда нам нужно было выбирать, где жить. У меня была цель в этом путешествии переночевать в палатке. Это был мой первый подобный опыт, и, надо сказать, он оказался очень даже приятным! На земле спать жестковато, и чайки будят криками на рассвете (а рассвет уже в 4.16 утра), но единение с природой однозначно того стоит.

Мы окопались в Tampere Camping Härmälä, где за € 27 можно поставить палатку на двоих и пользоваться всеми благами отличной инфраструктуры. На территории кемпинга есть душ, кафе, пиццерия, сауна, места для стоянки домов на колесах и все, что пожелает душа. Сюда приезжают в основном местные, часто с детьми. Снимают сауны и тусят у костра большими компаниями. И наслаждаются потрясающим озером, где можно купаться и встречать закаты. Утром выходишь из палатки, а вокруг тишина. Все очень уважительно (кроме чаек!) относятся к личному пространству и не шумят. Делать зарядку в лучах раннего солнца и снова идти смотреть на озеро с уточками – оказалось, что это идеальный вариант моего утра.

All that jazz...

Так, быстро проснувшись под крики птиц, мы отправились гулять в Тампере. В нашем кемпинге висела ужасающая картинка с тотальной реконструкцией города и предупреждением: не соваться туда на машине. Вызов принят. И да, там все активно перестраивается, пока студенты на каникулах. А еще в 9 утра почти все еще закрыто, кроме обзорной башни «Пююникки». Она не очень высокая, но собирает главную утреннюю тусовку города – кто-то бегает, кто-то выгуливает собаку, а кто-то, как мы, пришел за пончиками, известными не только во всей Финляндии, но и за ее пределами. Они тут и правда божественные, и готовятся по секретному рецепту.

Затем мы отправились на поиски фьорда, но знатоки объяснили, что в Финляндии он называется словом «шхер». Это оказалось не совсем то, что мы ожидали. Как такового залива со скалистыми берегами мы не обнаружили. Там было озеро, деревья, пристани. Зато мы отыскали там потрясающего размера малину, величиной с помидоры черри, а также  крупный сладкий горох. Не зря местные гордятся своими эко-продуктами.

Пори

Следующей точкой был небольшой прибрежный город Пори, от которого мы ничего особого не ждали. Как часто и бывает в таких случаях, он оказался сногсшибательным. Для начала по дороге мы подобрали двух финских девушек, которые перемещались автостопом, чтобы попасть на студенческий форум. И проболтали с ними всю дорогу. Я их расспрашивала про систему образования, медицину, мигрантов, поздние браки и все остальное, что приходило на ум. Эдик узнал самое длинное слово по-фински. Кроме того, они рассказали о том, как в этом году аномальная для Финляндии погода влияет на жизнь… ежиков. Несколькими месяцами ранее, когда в стране долгое время не было дождей, местные в Хельсинки выносили и ставили на улице воду в блюдцах для ежиков, которые от жажды были вынуждены покинуть леса в поисках влаги. А рядом оставляли записку с просьбой не выливать воду. Мне кажется, это прекрасное проявление любви к природе.

Как только мы приехали в Пори, нас захлестнула волна феерии. Там как раз проходил международный фестиваль джаза, который раз в год преображает это место. Все дороги в плакатах и флажках ведут в парк, где расположились несколько сцен, и одна из них, на нашу удачу, даже оказалась бесплатной. Мы купили мороженое, сели на травке и наслаждались музыкой.

«Нам сказали, что там можно почувствовать себя, как на Средиземном море – и не обманули! Кругом нежный песок и + 30 градусов. Никогда бы не подумала, что Финляндия может быть такой»

Затем по совету девушек, которые ехали с нами автостопом, мы решили исследовать один из самых протяженных пляжей Финляндии – Юютери. Его береговая линия тянется вдоль моря на много километров. Нам сказали, что там можно почувствовать себя, как на Средиземном море – и не обманули! Кругом нежный песок и + 30 градусов. Никогда бы не подумала, что Финляндия может быть такое.

И вот мы лежим на пляже под закатным солнцем и думаем, где же будем сегодня ночевать. Чтобы наше путешествие не было привязано к месту, а шло, куда глаза глядят, мы ничего предварительно не бронировали. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. С одной стороны – ты можешь оставаться где хочешь и сколько хочешь и свернуть в любой момент с намеченного маршрута. К тому же часто отели в последний момент распродают недорого свободные номера. С другой стороны – в Финляндии практически нет дешевых отелей, да и вообще их не так много, как в других европейских странах. А потому иногда мы были на грани необходимости спать в машине или в палатке в каких-то диких местах.

Так случилось и в Пори. Город был заполнен до отказа на период джазового фестиваля. Лежа на пляже, мы срочно искали, где переночевать, и нашли приемлемый номер в 2-х часах пути в городе Джяласярви в отеле Jalaskievari за € 92 с завтраком и парковкой. Мы приехали туда после полуночи, но у них очень удобно организован доступ в номер. На улице есть сейф. Тебе присылают код от ячейки, где находится ключ от твоего номера. Прямо квест! Номер оказался построен на манер советских санаториев. И мы снова окунулись в прошлое, но уже лет на 30.

А на утро нам предстояло ехать в Ваасу.

Вааса

После многочисленных пожаров от старого города Ваасы почти ничего не осталось, кроме руин замка и церкви. Зато рядом находятся живописные поля пшеницы.

В окрестностях города есть музей под открытым небом Stundars. Это целая деревня крестьян и ремесленников. Более 60 домов находится на территории комплекса. Их интерьеры рассказывают о сельской жизни местных крестьян конца XIX – начала XX веков. Благодаря актерам, которые вовлекают посетителей в этот мир, история здесь оживает. Мы видели «сельскую учительницу», «крестьянку» с котенком и парней, игравших в нечто, напоминающую лапту. Этим актерам можно задавать вопросы, помогать и всячески с ними взаимодействовать.

Благодаря рекламе, которую я прихватила в отеле, мы узнали много любопытного об Остроботнии – провинции, в которую нас занесло. Например, поблизости, в долине Седерфьярден, около 520 миллионов лет назад упал гигантский метеорит. К нему ведут указатели Meteoria Söderfjärden. Метероит оставил кратер диаметром 5-6 километров и 300 метров глубины. Мы, конечно же, ринулись смотреть. Честно говоря, за столько лет это место так сильно преобразилось, что без указателей и не понять, где и что произошло. Сейчас там красивые четко очерченные поля, которые хорошо видно с орнитологической башни, предназначенной для наблюдения за журавлями. Говорят, осенью здесь бывает более 10 тысяч особей птиц.

А еще в брошюре об Остробонии красочно расписан архипелаг Кваркен. Оказывается, это одно из чудес природы Финляндии. Все из-за ландшафта, который некоторые называют инопланетным. На данный момент архипелаг Кваркен включает в себя 5600 островов. Самое удивительное, что каждый год пейзаж меняется из-за поднятия суши примерно на 1 см! Из-за всего этого он занесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Чтобы туда добраться, нам предстояло проехать по самому протяженному вантовому мосту в стране, опоры которого похожи на колосья ржи.

Дальше мы отправились на поиски наилучшей точки для обзора архипелага и нашли смотровую площадку Näköalatorni Saltkaret. Оригинальная архитектурная идея хорошо вписывается в этот колючий пейзаж. Чтобы добраться туда, нужно оставить машину на ближайшей стоянке и дальше пройти немного пешком.

Рядом с этим местом, примерно в 20 минутах ходьбы, находится рыбацкая деревушка, где когда-то располагались соляные склады, и заготавливали рыбу. Мы попробовали там вкуснейший суп Лохикейтто в cáfe Salteriet. Стоит он недешево – € 12,50, но это шедевр кулинарии! И хлеб с инжиром к нему подается потрясающий.

Озерный край и ночь в капсуле

Какое путешествие по Финляндии, если ты не видел(-а) ее озера? Так подумали мы и махнули наугад в город Ювяскюля в Озерном крае, который многие находят самым красивым регионом страны. Современный город стоит на берегу озера Пяйянне, самого длинного и глубокого озера Финляндии.

Первым делом мы заселились в отель прямо в центре города – Forenom Hostel Jyväskylä за € 85 в сутки. У нас был крошечный номер на двоих, ширина которого четко соответствовала ширине кровати. Там все продумано компактно и до мелочей.

Сам город оказался небольшим, но с очень приятным центром. Люди сидели за столиками баров и кафе прямо на улице. Впрочем, пока мы гуляли и выбирали, куда бы сесть, все заведения дружно закрылись в полночь.

А утром мы поехали знакомиться поближе с этим живописным краем в национальный парк Лейвонмяки. Когда в него попадаешь, сразу натыкаешься на указатели на разные маршруты, как для опытных туристов, так и для новичков. На маршруте есть места, где можно остановиться и приготовить себе что-нибудь на костре или гриле, поставить палатку. Мы выбрали простой маршрут, и он проходил через хвойную часть и иногда по берегу озера. Говорят, что иногда здесь можно даже встретить лосей и оленей. Можно также взять каноэ неподалеку и проплыть на нем часть маршрута. В этом парке своя экосистема, которая порождает потрясающие пейзажи. А в чаще леса даже можно встретить что-то наподобие домиков для  хоббитов.

Порвоо

Перед тем, как возвращаться в столицу, у меня было запланировано посещение еще одного места, о котором знатоки Финляндии отзывались с особой любовью. Это город Порвоо. Старый город в Порвоо является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В историческом центре города до сих пор живет 800 человек. Многовековая история Порвоо нашла отражение в зданиях, расположенных в этой части города. Здесь можно увидеть вереницу красно-коричневых домиков на берегу реки. Эти склады – визитная карточка Порвоо. Сегодня они превратились в модные рестораны и кафе.

В городе нет ни одного высотного здания, и это создает очень уютную атмосферу. Весь исторический центр – это извилистые мощеные улочки. Спокойное, очень душевное место, которое радо встретить туристов – по всему городу стоят аккуратные ящики с брошюрами с информацией о городе.

А к вечеру мы вернулись в Хельсинки.

Напоследок

В последние два дня мы решили расслабиться и побыть в Хельсинки. Мы сдали машину и пересели на велосипеды. Хельсинки – это очень удобный для велосипедистов город. Он находится среди лидеров по количеству велодорожек, а удобный сервис citybike позволяет без труда арендовать велосипед. Велосипедные дорожки идут через весь город – можно добраться практически в любую точку.

Мы съездили в самую модную сауну – Loyly. Ее название – это финское слово, обозначающее звук, с которым вода, попавшая на горячий камень, превращается в пар. А буквально в нескольких метрах от этой сауны летом организуют отличную зону для отдыха. Кресла, гамаки прямо с выходом к воде, ненавязчивая музыка и вкусная еда и напитки. После путешествия, наполненного переездами и постоянными сменами окружения, вот так остановиться во времени и пространстве – это настоящее счастье.

Ну и какой же отдых без аттракционов? Каково было мое удивление, когда я узнала, что в парке развлечений Линнанмяки есть бесплатные аттракционы! Большая часть для малышей, конечно. А для взрослых – панорамная башня, с которой виден весь город.

Когда в Хельсинки все осмотрено, можно съездить к крепости Суоменлинна. Она была воздвигнута шведами для сдерживания русских войск от вторжения на территорию Финляндии. Крепость  занимает несколько островов, соединенных косами и мостами. И хотя это музейный комплекс, на территории крепости находится и Военно-морская академия.

Одной из главных достопримечательностей крепости оказались чайки. Мы специально прихватили немного круассанов в дорогу, и когда нашли место с красивым видом на утесе, собирались устроить пикник. Тут к нам прилетели чайки. Они позвали друзей, те еще друзей – и вот у нас уже прямо из рук вырывают круассаны. Мы насчитали как минимум три вида чаек, а один из представителей породы, самый серьезный и воспитанный, оказался даже окольцован.

Я была поражена тем, какой представилась для меня Финляндия. Люди здесь всегда готовы ответить вам улыбкой на улыбку и здороваются, даже если вы встретились просто на тропинке в лесу. Здесь можно попасть не просто в лето, а на пляж, который ничем не уступает испанскому. Спокойная, размеренная, очень красивая и с невероятной природой  – такой оказалась Финляндия.

«Мы съездили в самую модную сауну – Loyly. Ее название – это финское слово, обозначающее звук, с которым вода, попавшая на горячий камень, превращается в пар»

Лайфхаки

Можно скачать приложение ParkMan и оплачивать через него парковку. Это гораздо удобнее, чем постоянно бегать к паркомату, чтобы оплатить новый билетик.

По Финляндии очень интересно и просто путешествовать с палатками. Благодаря закону о праве каждого человека на природу, можно останавливаться так практически в любой части страны.

Вода в Финляндии проходит многоступенчатую очистку, ее можно пить прямо из под крана.

В торговых центрах Prisma можно сдавать пластиковые бутылки и жестяные банки. Получаешь чек и тратишь его в этом же магазине.

Еще одно удобное приложение – HSL Helsinki Tracker. Устанавливаешь его и покупаешь билеты на наземный и подземный транспорт дешевле, чем у водителя. Также оно поможет спланировать маршрут от пункта А в пункт Б и узнать расписание транспорта.